Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.11.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3399/2014

Требование: О выселении без предоставления другого жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Спорное жилое помещение было предоставлено истцу в связи с прохождением службы в Вооруженных Силах РФ, после окончания службы договор найма служебного жилого помещения с ним прекращен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 ноября 2014 г. по делу N 33-3399/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Костиной Л.И.
судей Конышевой И.Н., Лапшиной Л.Б.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" к Д., В.О., В.В., В.Д. о выселении без предоставления другого жилого помещения и встречному иску В.О., В.Д. к администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" о признании отсутствия статуса служебного жилого помещения, признании членами семьи нанимателя жилого помещения
по апелляционной жалобе представителя Д., В.О. - Л.Е.В. - на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 16 июля 2014 года,

установила:

администрация муниципального образования "Город Ахтубинск" обратилась в суд с исковым заявлением, указав, что жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> находится в муниципальной собственности муниципального образования "Город Ахтубинск" и является служебным.
ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение было предоставлено военнослужащему Д. на состав семьи из трех человек (Д.Н.И., П.Е.Р.) на период прохождения им службы.
В настоящее время Д.Н.И., П.Е.Р. в <адрес> не зарегистрированы и не проживают, а Д. создал новую семью и проживает в спорном жилом помещении с супругой В.О. и ее сыновьями - В.Д., В.В.
ДД.ММ.ГГГГ Д. уволен из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, и ввиду окончания службы договор найма служебного жилого помещения с ним прекращен.
Поскольку до настоящего времени спорное жилое помещение не освобождено, отчего ответчики добровольно отказываются, истец просил выселить Д., В.О., В.Д., В.В. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
В свою очередь, В.О., В.Д. обратились со встречным иском к администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" о признании их членами семьи Д-да, а Д., В.О. - о признании у квартиры N по адресу: <адрес> отсутствия статуса служебного жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца П. поддержал требования администрации муниципального образования "Город Ахтубинск", встречные исковые требования В.О., В.Д., Д. не признал.
Ответчики Д., В.О., В.Д., В.В. в судебном заседании не участвовали.
Представитель Д., В.О. - Л.Е.А. возражала против удовлетворения исковых требований администрации муниципального образования, встречные исковые требования поддержала.
- Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ Д., В.О., В.Д., В.В. выселены из жилого помещения по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения;
- встречные исковые требования Д., В.О., В.Д. оставлены без удовлетворения;
- с Д. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере <сумма> рублей.
В апелляционной жалобе представитель В.О., Д. - Л.Е.А. ставит вопрос об отмене решения суда, вынесенного с нарушением норм материального права, а также ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Заслушав доклад судьи Конышевой И.Н., представителя В.О., Д. - Л.Е.А., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" П., возражавшего против ее удовлетворения, заключение прокурора Дюйсембеевой Э.М., считавшей решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
На основании части 3 статьи 104 вышеназванного Кодекса договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 35 ЖК РФ в случае прекращении у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Из материалов дела усматривается, что распоряжением главы администрации г. Ахтубинска и района от ДД.ММ.ГГГГ N 279-р жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежащее войсковой части 19196, включено в число служебных помещений.
В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ и списком распределения жилой площади войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, выделено полковнику Д. на состав семьи 3 человека, включая супругу - Д.Н.И., дочь - П.Е.Р.
ДД.ММ.ГГГГ между ТСЖ "Центральный" и Д. заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, на время прохождения службы в войсковой части N.
Приказом Министра Обороны Российской Федерации по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ N полковник Д. с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части, всех видов обеспечения и направлен на воинский учет в отдел военного комиссариата Астраханской области по городу Ахтубинск и Ахтубинскому району с выплатой денежного довольствия и единовременного денежного пособия.
Статьями 15, 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Из анализа положений статей 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставление за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя данной категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.
Таким образом, если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Как следует из листа беседы от ДД.ММ.ГГГГ, Д. указал, что жилой площадью по нормам жилищного законодательства обеспечен, с увольнением из рядов Вооруженных Сил России согласен.
Из ответа заместителя начальника 1 отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации усматривается, что жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> предоставлена Д. на основании ордера, выданного в 1995 году на состав семьи 4 человека, включая нанимателя - Д., его супругу - Д.Н.И., мать супруги - К.В.Н., дочь супруги - П.Е.Р.
ДД.ММ.ГГГГ Д., снявшись с регистрационного учета, убыл в <адрес>, при этом формально оставшись нанимателем жилого помещения в г. Ахтубинске.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы в части того, что Д. не обеспечен жилым помещением, а потому не обязан сдавать служебное помещение, необоснованными, поскольку это противоречит представленным материалам дела, подтверждающим тот факт, что Д. реализовал свое право на получение жилой площади.
Судебная коллегия считает не состоятельными доводы жалобы о том, что В.О. и ее дети были вселены в спорное жилое помещение как члены семьи Д., поскольку на период действия договора найма служебного жилого помещения В.О., В.Д. не относились к членам семьи Д., круг которых определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. Сами по себе обстоятельства проживания В.О., В.Д. в спорном жилом помещении не свидетельствуют о соблюдении порядка и оснований возникновения права пользования спорной квартирой.
В силу части 2 статьи 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии объективных доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение утратило статус специализированного служебного жилого помещения. Соответствующее решение, как то предусмотрено статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления об исключении квартиры из служебного жилищного фонда не принималось. Сам по себе факт передачи жилого фонда из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования не предполагает изменение статуса передаваемых жилых помещений. К данным помещениям применяется правовой режим, установленный до такой передачи, в том числе и в отношении специализированного жилого фонда, а действующим законом не предусмотрена необходимость принятия дополнительных решений о присвоении переданным помещениям статуса служебного жилья.
Принимая во внимание, что спорное жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> является служебным, в связи с окончанием Д. службы договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ прекращен, предусмотренных частью 2 статьи 103 ЖК РФ оснований, по которым ответчики не могли быть выселены из спорной квартиры не установлено, доказательств вселения В.О., В.Д., В.В. в спорное жилое помещение на законных основаниях не установлено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" и отказе во встречных требованиях. Мотивы, по которым суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения встречных требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с той оценкой, которую дал суд исследованным по делу доказательствам, и не могут повлечь его отмену.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход государства пропорционально удовлетворенной части исковых требований, по требованиям имущественного и неимущественного характера,
Поскольку ответчики в силу закона обязаны уплатить государственную пошлину в солидарном порядке, однако Д. освобожден от уплаты государственной пошлины, суд апелляционной инстанции считает необходимым внести в этой части изменение в решение суда.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

определила:

решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 16 июля 2014 года изменить в части.
Взыскать с В.О., В.В., В.Д. государственную пошлину в сумме <сумма> рублей в солидарном порядке в доход местного бюджета. В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Д., В.О. - Л.Е.А. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)