Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 28.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2477/2015

Требование: Об обязании произвести замену канализационного лежака в жилом помещении.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Как указывает истец, он является нанимателем жилого помещения на основании договора социального найма. Несмотря на представленный акт обследования о неисправности канализационного лежака, ответчики до настоящего времени его замену не произвели.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 мая 2015 г. по делу N 33-2477/2015


Судья Тимофте В.К.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Жуковской С.В., Машкиной И.М.,
при секретаре Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 мая 2015 года дело по апелляционной жалобе Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "..." на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 марта 2015 года, по которому
Обязано Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "..." и Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" заменить канализационный лежак: туалет, ванная, кухня от основного стояка канализации в жилом помещении по адресу: город <Адрес обезличен>
Взысканы с Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "..." в пользу М.Р.М. расходы по уплате государственной пошлины ... руб.
Отказано М.Р.М. в удовлетворении иска о взыскании с администрации муниципального образования городского округа "...", Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "...", Общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" компенсации морального вреда ... руб.
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., судебная коллегия

установила:

М.Р.М. с учетом измененного предмета иска обратился в суд с иском к УГХиБ администрации МО ГО "...", администрации МО ГО "...", ООО "ЖЭК" об обязании ответчиков за их счет через ООО "ЖЭК" произвести замену канализационного лежака: туалет, ванная, кухня от основного стояка канализации в жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, взыскать с ответчиков причиненный ему и его семье моральный вред ... руб., сумму государственной пошлины ... руб.
В обоснование заявленных требований указал, что является нанимателем жилого помещения на основании договора социального найма. Несмотря на представленный акт обследования о неисправности канализационного лежака ответчики до настоящего времени его замену не произвели, ответ на его заявление до сих пор не получен.
Истец, извещенный надлежащим образом, в судебном заседании не участвовал, в заявлениях просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчики администрация МО ГО "...", ООО "ЖЭК" надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направили.
Представитель ответчика УГХиБ администрации МО ГО "..." в судебном заседании указал, что заявленные требования истца подлежат удовлетворению частично.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель УГХиБ администрации МО ГО "..." просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, поскольку выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, считая себя ненадлежащим ответчиком по делу.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие тех лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о дне и месте проведения судебного заседания и не явились в суд.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что М.Р.М. является нанимателем жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен> на основании договора социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда МО ГО "...", заключенного <Дата обезличена> между ним (наниматель) и администрацией МО ГО "..." (наймодатель) на основании Постановления N <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. Совместно с ним в квартиру вселены члены его семьи М.А.Р. (сын), М.М.В. (внук), М.Е.Р. (дочь), М.Л.Б. (жена).
Актом приема-передачи жилого помещения, от <Дата обезличена>, подписанного сторонами договора социального найма, подтверждается принятие жилого помещения в технически удовлетворительном состоянии.
Организацией управляющей многоквартирным домом N <Адрес обезличен> является ООО "ЖЭУ".
М.Е.Р., как член семьи нанимателя, обратилась в администрацию МО ГО "..." о включении в муниципальную программу для замены сантехнического оборудования.
Согласно ответу от <Дата обезличена> на данное заявление заявителю сообщили, что на территории МО ГО "..." действует муниципальная программа по установке (замене) сантехнического и электротехнического оборудования в жилых муниципальных квартирах на 2014 год и ей предложено обратиться в Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "..." с предоставлением следующих документов: акт обследования неисправного сантехнического оборудования, составленным работником ЖЭУ, копия договора социального найма жилого помещения, копия паспорта.
<Дата обезличена> комиссией из состава представителей ООО "ЖЭУ" (два мастера, слесарь-сантехник) как организации обслуживающей многоквартирный жилой дом произведено обследование квартиры <Адрес обезличен> и составлен акт, согласно которому комиссия пришла к выводу о необходимости замены канализационного лежака: туалет, ванна, кухня от основного стояка канализации. Из акта следует, что в указанной квартире санитарно-техническое оборудование (канализационный лежак) имеет деформации: (трещины, сколы и ржавчину) от основного стояка канализации до кухонной разводки соединения с сифоном в связи с длительной эксплуатацией. По всему стояку наблюдаются протечки из-за внутреннего обрастания стенок канализационного стояка отложениями. В квартире запах канализационных сливов, т.к. на тройнике соединения лежака с унитазом также имеются трещины.
<Дата обезличена> М.Е.Р. обратилась в Управление городского хозяйства и благоустройства администрации с заявлением произвести замену канализационного лежака: туалет, ванна, кухня от основного стояка канализации согласно акту обследования от <Дата обезличена>.
Указанное заявление согласно списку очередности муниципальных помещений по замене или ремонту санитарно-технического и электротехнического оборудования зарегистрировано под номером <Номер обезличен>.
Согласно Положению об управлении городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "...", утвержденного решением Главы городского округа "..." <Дата обезличена> N <Номер обезличен> Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "..." (УГХиБ администрации МО ГО "...") является отраслевым органом администрации МО ГО "...", в своей деятельности подчиняется руководителю администрации МО ГО "...". Управление является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в финансовом управлении администрации МО ГО "...".
В силу п. 1.6. Положения УГХиБ администрации МО ГО "..." является главным распорядителем бюджетных средств в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и муниципальными правовыми актами городского округа "...".
В функции УГХиБ администрации МО ГО "..." в области жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, озеленения территории входит в том числе: организация строительства, ремонта и содержание муниципального жилищного фонда, объектов коммунального, энергетического хозяйства, входящих в состав муниципальной собственности; создание условий для жилищного строительства; осуществление муниципального жилищного контроля, контроля за соответствием муниципального жилищного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществление контроля за целевым использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда; осуществление мониторинга состояния, оперативного контроля содержания и эксплуатации жилищного фонда вне зависимости от его ведомственной принадлежности и прочее.
Аналогичные муниципальные программы по замене сантехнического и электротехнического оборудования в жилых помещениях муниципального жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда и улучшения комфортности проживания в нем граждан, повышения уровня благоустройства жилищного фонда в муниципальном образовании городского округа "..." утверждены Постановлениями администрации муниципального образования городского округа "..." от <Дата обезличена> N <Номер обезличен> и от <Дата обезличена> N <Номер обезличен>. Указанными постановлениями порядок реализации права на установку (замену) сантехнического и электротехнического оборудования не регулируется.
В п. 3.1. Приложения N 5 к Постановлению администрации городского округа "..." от <Дата обезличена> г. N <Номер обезличен> указан необходимый перечень документов. Утвержденными <Дата обезличена> и от <Дата обезличена> Постановлениями порядок реализации права на установку (замену) сантехнического и электротехнического оборудования не регулируется.
Постановление администрации МО ГО "..." от <Дата обезличена> N <Номер обезличен> не отменено, утратившим свое действие на дату рассмотрения иска не признано. Согласно пункту 3.3. приложения 5 к данному постановлению установка (замена) сантехнического и электротехнического оборудования в муниципальных жилых помещениях в соответствии с вступившими в силу решениями судебных органов производится вне очереди.
Статьи 65 и 67 ЖК РФ предусматривают права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения. В частности, наймодатель жилого помещения обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наем жилое помещение, а наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан обеспечивать сохранность жилого помещения, поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, проводить текущий ремонт, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством.
Согласно пункту 5 приложения N 8 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" к примерному перечню работ, проводимых при капитальном ремонте жилищного фонда, замена внутриквартирных инженерных сетей относится к капитальному ремонту.
Исходя из положений подп. 3 ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся в т.ч. ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
Частью 2 статьи 66 ЖК РФ предусмотрено право нанимателя при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, по своему выбору потребовать уменьшения платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.
В силу пункта 5 части 1 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма вправе требовать в установленном порядке от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Примерный Перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, определен в приложении N 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170.
Согласно абз. 2 пп. "е" пункта 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 г. N 315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.
Все иные работы относятся к капитальному ремонту жилого помещения, который в соответствии с подп. "в" пункта 5 Типового договора социального найма жилого помещения обязан осуществлять наймодатель.
Пункт Типового договора не противоречит требованиям ст. ст. 65 и 67 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми наймодатель обязан принимать участие в содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, а также осуществлять его капитальный ремонт, а наниматель - производить текущий ремонт.
В соответствии с абз. 2 пп. "е" пункта 4 Типового договора к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет замена внутриквартирного инженерного оборудования, в том числе канализационного лежака, не относится.
В перечень работ по техническому обслуживанию зданий и объектов, выполняемых при проведении технических осмотров и обходов отдельных элементов и помещений жилых домов, входит прочистка канализационного лежака (приложение 4 Приказа Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312; пп. 4 п. "А" приложения 4 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170). Работы по замене канализационного лежака в перечень работ по техническому обслуживанию не входят.
В плату за содержание жилья входит только ликвидация засора канализационных труб "лежаков" до первого колодца (пп. "а" п. 3 приложения 1 МДК 2-04.2004, утв. Госстроем России).
Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно руководствуясь приведенными нормами законодательства, верно исходил из того, что семья нанимателя включена уполномоченным на то лицом - УГХиБ администрации МО ГО "Воркута" в список очередности для замены за счет муниципального бюджета канализационного лежака, подлежащего замене, и указанные работы относятся к капитальному ремонту, которые выполняются организацией управляющей многоквартирным домом <Адрес обезличен>, обеспечивающей выполнение стандартов по управлению домом, и взаимодействие с органом местного самоуправления по вопросам, связанным с деятельностью по управлению домом (п. 4 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами") на основании решения и за счет средств собственника имущества.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в части возложения обязанности по выполнению указанных выше работ на УГХиБ администрации МО ГО "..." и ООО "ЖЭУ".
В связи с отсутствием в материалах дела доказательств, безусловно подтверждающих, что действием или бездействием ответчиков были нарушены личные неимущественные права или иные нематериальные блага истца, суд обосновано отказал в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда на основании ст. 151 Гражданского кодекса РФ.
Выводы суда достаточно подробно мотивированы, соответствуют нормам действующего законодательства, оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы УГХиБ администрации МО ГО "..." о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу и обязанность по замене канализационного лежака в квартире истца необходимо было возложить лишь на ООО "ЖЭУ" судебной коллегией отклоняются, как не состоятельные.
Ремонт канализационного лежака, в силу вышеизложенного законодательства относится к капитальному ремонту, который в соответствии с требованиями статей 65 и 67 ЖК РФ и абз. 2 пп. Е п. 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 N 315 должен производиться за счет наймодателя организацией, предложенной им. Исходя из установленных судом обстоятельств и представленных в дело доказательств, наймодателем и собственником спорного жилого помещения является администрация МО ГО "...". В то же время функции в области жилищно-коммунального хозяйства, в том числе ремонт и содержание муниципального жилищного фонда возложена на УГХиБ администрации МО ГО "...", которое в своей деятельности подчиняется администрации МО ГО "..." и исполняет финансирование, исполняемых УГХиБ администрации МО ГО "..." работ в области жилищно-коммунального хозяйства. Поскольку администрация МО ГО "..." приняла на себя обязанность за счет муниципального бюджета произвести работы по замене канализационного лежа, и указанные работы входят в обязанность УГХиБ администрации МО ГО "...", следовательно, суд первой инстанции правомерно возложил указанную обязанность, в том числе и на УГХиБ администрации МО ГО "...".
Решение суда является законным и обоснованным, при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "..." - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)