Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ОТ 19.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-581/2015

Требование: Об оспаривании отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Основанием для отказа явилось непредставление документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2015 г. по делу N 33-581/2015


Судья Догорова Е.Ю.
Докладчик Тамаров Ю.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Ганченковой В.А.
Тамарова Ю.П.
при секретаре судебного заседания С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 марта 2015 г. в городе Саранске дело по апелляционной жалобе заявителя А.Т. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 декабря 2014 г.
Заслушав доклад судьи Тамарова Ю.П., судебная коллегия

установила:

А.Т. через представителя И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа Администрации городского округа Саранск в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов А.И.Ф., умершего <данные изъяты>.
До декабря 2012 года в собственности имела жилой дом, <данные изъяты> года постройки, расположенный по адресу: <адрес>, подаренный ею внучке.
Согласно акту экспертного исследования от 3 октября 2014 г. указанный дом непригоден для проживания.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 30 октября 2014 г. N 2884 ей отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием отказа явилось предоставление документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как не истек пятилетний срок после совершения сделки приведший к намеренному ухудшению жилищных условий.
При совершении сделки (дарение) у нее отсутствовали намерения ухудшать свои жилищные условия, поскольку указанный дом находился и находится в непригодном для проживания состоянии.
В связи с этим просила суд признать незаконным постановление Администрации городского округа Саранск от 30 октября 2014 г. N 2884 "О постановке или отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях), внесении изменений в сведения о гражданах, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях)" в части отказа ей в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить ее на учет нуждающихся с момента ее обращения с заявлением (л.д. 1 - 4).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 декабря 2014 г. в удовлетворении заявления отказано (л.д. 91 - 98).
В апелляционной жалобе представитель заявителя А.Т. И. просила решение суда отменить, ссылаясь на то, что: сделка по отчуждению частного дома не свидетельствует о намерении ухудшить жилищные условия, поскольку на момент совершения сделки - дарения, дом был ветхим и непригодным для проживания; в этом доме А.Т. не проживает последние пять лет ввиду его непригодности и по состоянию здоровью; другие зарегистрированные в жилом доме лица также в нем не проживают из-за его непригодности; суд неправильно указал, что зарегистрированные в жилом доме лица не являются членами семьи А.Т., так как закон допускает их вселение в этом качестве (л.д. 104 - 109).
В судебное заседание заявитель А.Т., ее представитель И., представитель Администрации городского округа Саранск не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 125 - 127), И. представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, остальные о причинах неявки указанные лица суд не известили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель заявителя А.И.В. и ее представителя И. В. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, А.Т. является вдовой участника Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов А.И.Ф., умершего <данные изъяты>, и с <данные изъяты>.
27 декабря 2012 г. А.Т. подарила принадлежащий ей на праве собственности жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, своей внучке И.
По состоянию на 2 сентября 2014 г. в указанном жилом доме зарегистрированы А.Т. (как указано в выписке из домовой книги - глава семьи) <данные изъяты> г., ФИО17 (зять) с <данные изъяты> г., ФИО16 (правнук) с <данные изъяты> и ФИО15 (правнучка) с 2 ноября 2012 г.
2 октября 2014 г. А.Т. подала в Администрацию городского округа Саранск заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки по категориям "Вдова участника Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов" и "<данные изъяты>".
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 30 октября 2014 г. N 2884 "О постановке или отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, внесении изменений в сведения о гражданах, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях)" А.Т. отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по тому основанию, что А.Т. предоставлены документов, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации пятилетний срок после совершения гражданской сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий (пункт 2, 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункт 2, 3 пункта 10 Правил учета граждан, утвержденных Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N 335).
По заказу И. ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарева" было проведено исследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно акту экспертного исследования от 3 октября 2014 г. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, по состоянию на декабрь 2012 года имел вероятностный износ 63 процента и являлся ветхим.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отчуждение принадлежащего А.Т. жилого дома привело к ухудшению ее жилищных условий, поскольку истица до отчуждения была обеспечена общей площадью более учетной нормы.
Данный вывод основан на правильном применении закона.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно подпункту 4 пункта 1 и подпункту 3 пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
- Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
- Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
- В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
На основании статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При таких обстоятельствах следует, что А.Т., подарив жилой дом, намеренно ухудшила свои жилищные условия, то есть она перестала являться собственников жилого помещения в связи, с чем были созданы условия для признания нуждаемости в жилых помещениях. Вместе с тем, поскольку с момента дарения прошло менее пяти лет, то она не имеет право на признание ее нуждающейся в жилых помещениях.
- В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- Решением Саранского городского совета депутатов от 12 октября 2005 г. N 162 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12,5 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
При таких обстоятельствах, поскольку признание других родственников членами семьи собственника жилого помещения осуществляется только судами, то отсутствие решения суда о признании И.А. и И.М. и И.В. членами семьи А.Т. свидетельствует о том, что они не являются таковыми, поэтому при определении обеспеченности А.Т. площадью жилого помещения они не учитываются.
Также отсутствует решение суда о признании А.Т. членом семьи собственника жилого дома И., что не позволяет определить обеспеченность А.Т. площадью жилого помещения.
Вследствие этого, а также учитывая, что общая площадь жилого дома <данные изъяты> кв. м более учетной нормы, то А.Т. не могла быть признана нуждающейся в жилом помещении по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии и не может быть разрешены в порядке искового производства.
В связи с этим отсутствие заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания свидетельствует о том, что А.Т. не может быть признана нуждающейся в жилом помещении по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного следует, что представленный А.Т. акт экспертного исследования не может быть принят в качестве доказательства, подтверждающего непригодность для проживания названного жилого дома, то есть этот акт является недопустимым доказательством.
По этим основаниям отклоняются доводы апелляционной жалобы.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда. К тому же доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и не могут послужить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя А.Т. - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Г.К.ЕКОНИЯ

Судьи
В.А.ГАНЧЕНКОВА
Ю.П.ТАМАРОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)