Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцу отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ткаченко И.А.
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей Бондаревой Н.А., Рубанова И.А.,
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по апелляционной жалобе представителя К. Г. на решение Советского районного суда г. Томска от 16 сентября 2014 года
по заявлению К. об оспаривании решения Департамента архитектуры и строительства Томской области от 10 июня 2014 года N 08-06-117/2014, возложении обязанности включить К. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Заслушав доклад судьи Бондаревой Н.А., объяснения представителя К. Г., настаивавшего на удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с заявлением о признании решения Департамента архитектуры и строительства Томской области от 10.06.2014 N 08-06-117/2014 незаконным, возложении на Департамент архитектуры и строительства Томской области обязанности включить его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
В обоснование указал, что определением Арбитражного суда Томской области от 26.08.2013 он включен в реестр требований о передаче жилых помещений ООО "/__/" с требованием о передаче жилого помещения - /__/ квартиры, строительный номер N /__/, общей площадью /__/ кв. м, расположенной на 2 этаже в 13 подъезде 12-этажной части жилого 22-подъездного кирпичного дома по строительному адресу: /__/, 1-я очередь. Оспариваемым решением ему отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в связи с тем, что заключенный с ним предварительный договор долевого участия в строительстве не подпадает под действие приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены". Полагал, что основанием для включения его в реестр является ликвидация лица, привлекшего денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, введение процедуры банкротства или ликвидация.
В судебном заседании представитель заявителя Г. заявленные требования поддержал.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, представителя заинтересованного лица Департамента архитектуры и строительства Томской области.
Обжалуемым решением суд на основании части 1 статьи 7, части 1 статьи 35, части 1 статьи 40, статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 13, 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 151, статей 254, 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1, 2 статьи 1, статьи 4, части 7 статьи 23, части 2 статьи 27 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", пункта 9 части 2, пункта 13, подпунктов 1, 2, 4 пункта 14 Раздела 4 приложения N 1 к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации N 403 от 20.09.2013 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены" в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе представитель К. Г. просит решение суда отменить и принять новое - об удовлетворении заявления.
Указывает, что определением Арбитражного суда Томской области заявитель признан участником долевого строительства, а потому соответствует установленным критериям для включения в реестр. Судом не исследована правовая природа договора уступки права требования применительно к рассматриваемому делу. Считает некорректными выводы суда о том, что К., заключая договор уступки права требования, знал о банкротстве ООО "/__/", поскольку в этот период администрации /__/ публично заявляли о решении данной проблемы до 2013 года.
На основании части 1 статьи 327, части 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие заявителя К., представителя Департамента архитектуры и строительства Томской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для его отмены.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации и главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (часть 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у них правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких средств не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только указанными в нем способами: на основании договора участия в долевом строительстве; путем выпуска облигаций особого вида; жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (часть 2); уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан(часть 4).
Из положения о Департаменте архитектуры и строительства Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 12.03.2013 N 26, следует, что Департамент уполномочен осуществлять контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ от 30.12.2004.
В целях ведения реестра граждан, участвующих в долевом строительстве многоквартирных домов, чьи права были нарушены, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 N 403 определен перечень критериев признания таких граждан пострадавшими.
В силу пункта 4 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных приказом Минрегиона России от 20.09.2013 N 403 (приложение N 2 к приказу Минрегиона России от 20.09.2013 N 403), включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу. К заявлению о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность; копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю; копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома; вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии); копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства, заявителю суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии); вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии) (пункт 10 Правил).
Согласно подпунктом 1, 2 пункта 14 указанных Правил основаниями для отказа во включении заявителя в Реестр являются несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших; непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил; привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" после вступления в силу Федерального закона от 17.06.2010 N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела, 21.07.2008 между ООО "/__/" и ООО "/__/" заключен предварительный договор участия в долевом строительстве, по условиям которого стороны договорились о заключении в последующем договора долевого участия в строительстве и передаче доли в виде /__/ квартиры, строительный номер N /__/, общей площадью /__/ кв. м, расположенной на втором этаже в 13-м подъезде в 12-этажной части 10 - 12 - 13 - 16-этажного 22-подъездного кирпичного жилого дома по строительному адресу: /__/, 1-я очередь. Размер оплаты по договору составляет /__/ руб. Оплата произведена 28.07.2008 в полном объеме.
Определением Арбитражного суда Томской области от 06.05.2013 требование ООО "/__/" о передаче /__/ квартиры, строительный N /__/, общей площадью /__/ кв. м, расположенной на втором этаже в 13-ом подъезде в 12-этажной части 10 - 12 - 13 - 16-этажного 22-подъездного кирпичного жилого дома по строительному адресу: /__/, 1-я очередь, включено в реестр требований о передаче жилых помещений ООО "/__/".
Постановлением старшего следователя Асиновского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской от 23.05.2013 ООО "/__/" признано потерпевшим по уголовному делу по факту заключения предварительного договора участия в долевом строительстве от 21.07.2007 квартиры, расположенной по адресу: /__/ (строительный N /__/), общей площадью /__/ кв. м, расположенной на втором этаже в 13-ом подъезде в 12-этажной части 10 - 12 - 13 - 16-этажного 22-подъездного кирпичного жилого дома.
Решением Арбитражного суда Томской области от 15.12.2011 ООО "/__/" признано несостоятельным (банкротом), введено конкурсное производство.
Строительство дома по /__/ в /__/ не осуществляется с 2011 года.
21.06.2013 ООО "/__/" на основании договора уступки права требования уступило К. право (требование) к ООО "/__/" по предварительному договору участия в долевом строительстве жилого дома по адресу: /__/, на строительство /__/ квартиры строительный номер /__/, общей площадью /__/ кв. м, расположенной на 2-м этаже в 13-м подъезде в 12-этажной части 10 - 12 - 13 - 16-этажного 22-подъездного кирпичного жилого дома 1-я очередь. Размер оплаты по договору составил /__/ руб. Оплата К. произведена в полном объеме.
Определением Арбитражного суда Томской области от 26.08.2013 в реестре требований о передаче жилых помещений ООО "/__/" ООО "/__/" заменено правопреемником К. по праву требования о передаче /__/ квартиры, строительный номер /__/, общей площадью /__/ кв. м, расположенной на 2-м этаже в 13-м подъезде в 12-этажной части 10 - 12 - 13 - 16-этажного 22-подъездного кирпичного жилого дома, строительный адрес: /__/.
14.05.2014 К. обратился в Департамент архитектуры и строительства Томской области с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Оспариваемым решением Департамента архитектуры и строительства Томской области от 10.06.2014 N 08-06-117/2014 К. отказано в удовлетворении заявления о включении в Реестр на основании пунктов 1, 2, 4 раздела IV Приложения N 1 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены".
Признавая оспариваемое решение Департамента архитектуры и строительства Томской области от 10.06.2014 N 08-06-117/2014 соответствующим закону, суд исходил из того, что К. не был заключен и зарегистрирован договор долевого участия в строительстве, Департамент архитектуры и строительства Томской области действовал в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с законом.
Выводы суда подробно мотивированы и изложены в решении суда. Не соглашаться с такими выводами судебная коллегия оснований не усматривает.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы, направленные на критику судебного решения, выводов суда не опровергают.
Так, в соответствии с пунктом 10 Критериев заявитель обязан приложить для включения в реестр копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществляющими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю.
В силу частей 1, 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2012 года, утвержденному Пленумом Верховного Суда Российской Федерации 10.04.2013, Федеральный закон N 214-ФЗ от 30.12.2004 регулирует основанные на договоре участия в долевом строительстве отношения, связанные с привлечением денежных средств, в частности, граждан для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, распространяется также на отношения, возникающие при совершении начиная с указанной в нем даты сделок по привлечению денежных средств граждан иными способами (заключении предварительных договоров купли-продажи жилых помещений, договоры уступки права требования и т.д.) в случаях, если судом с учетом существа фактически сложившихся отношений установлено, что сторонами действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве.
Таким образом, обязательным условием включения граждан в реестр является привлечение их денежных средств, связанное с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах. В отсутствие договора, заключенного в порядке статей 1, 4 Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.2004, заявителем для включения в реестр могут быть представлены судебные акты, устанавливающие правоотношения по привлечению денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю.
Такой судебный акт заявителем представлен не был.
Исходя из того, что ведение Реестра осуществляется в силу требований Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.2004, регулирующего основанные на договоре участия в долевом строительстве отношения, суд правомерно исходил из того, что представленные заявителем договоры не предусматривают права требования К. к застройщику о передаче объекта недвижимости, а потому оснований для включения К. в Реестр не имеется, поскольку заявитель не соответствует критериям, установленным приказом Министерства регионального развития от 20.09.2013 N 403 (пункт 3), что является основанием для отказа во включении в Реестр.
Вместе с тем судом оставлены без внимания положения части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми суд принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод в случае, лишь в случае признания заявления обоснованным.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 28 постановления Пленума от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно пункту 13 Критериев контролирующий орган принимает либо решение о включении заявителя в Реестр или о мотивированном отказе.
Согласно положениям части 3 статьи 196, с учетом положений части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пределы судебного рассмотрения и разрешения дела ограничиваются заявленным заинтересованным лицом требованием.
Таким образом, вывод суда о том, что требование о возложении обязанности на Департамент архитектуры и строительства Томской области включить заявителя в Реестр подлежит рассмотрению в исковом порядке, при рассмотрении требования в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об оспаривании отказа в совершении данных действий, не может быть признан верным.
Также является ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что К. не попадает под перечень лиц, подлежащих включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, поскольку его денежные средства как физического лица были привлечены в строительство после введения процедуры банкротства в отношении застройщика, о чем заявителю было известно, а также известно о том, что дом по /__/ не строится с 2011 года, поскольку указанное не являлось основанием для принятия оспариваемого решения об отказе, а в данном случае проверяется именно законность принятого Департаментом архитектуры и строительства Томской области решения.
Вместе с тем ошибочность названных выводов в силу части 2 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не свидетельствует о наличии оснований для отмены правильного по существу решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения и в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не свидетельствуют о наличии оснований к его отмене.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 16 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя К. Г. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.11.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3470/2014
Требование: Об оспаривании решения, возложении обязанности включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.Разделы:
Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцу отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 ноября 2014 г. по делу N 33-3470/2014
Судья: Ткаченко И.А.
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей Бондаревой Н.А., Рубанова И.А.,
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по апелляционной жалобе представителя К. Г. на решение Советского районного суда г. Томска от 16 сентября 2014 года
по заявлению К. об оспаривании решения Департамента архитектуры и строительства Томской области от 10 июня 2014 года N 08-06-117/2014, возложении обязанности включить К. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Заслушав доклад судьи Бондаревой Н.А., объяснения представителя К. Г., настаивавшего на удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с заявлением о признании решения Департамента архитектуры и строительства Томской области от 10.06.2014 N 08-06-117/2014 незаконным, возложении на Департамент архитектуры и строительства Томской области обязанности включить его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
В обоснование указал, что определением Арбитражного суда Томской области от 26.08.2013 он включен в реестр требований о передаче жилых помещений ООО "/__/" с требованием о передаче жилого помещения - /__/ квартиры, строительный номер N /__/, общей площадью /__/ кв. м, расположенной на 2 этаже в 13 подъезде 12-этажной части жилого 22-подъездного кирпичного дома по строительному адресу: /__/, 1-я очередь. Оспариваемым решением ему отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в связи с тем, что заключенный с ним предварительный договор долевого участия в строительстве не подпадает под действие приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены". Полагал, что основанием для включения его в реестр является ликвидация лица, привлекшего денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, введение процедуры банкротства или ликвидация.
В судебном заседании представитель заявителя Г. заявленные требования поддержал.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, представителя заинтересованного лица Департамента архитектуры и строительства Томской области.
Обжалуемым решением суд на основании части 1 статьи 7, части 1 статьи 35, части 1 статьи 40, статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 13, 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 151, статей 254, 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1, 2 статьи 1, статьи 4, части 7 статьи 23, части 2 статьи 27 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", пункта 9 части 2, пункта 13, подпунктов 1, 2, 4 пункта 14 Раздела 4 приложения N 1 к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации N 403 от 20.09.2013 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены" в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе представитель К. Г. просит решение суда отменить и принять новое - об удовлетворении заявления.
Указывает, что определением Арбитражного суда Томской области заявитель признан участником долевого строительства, а потому соответствует установленным критериям для включения в реестр. Судом не исследована правовая природа договора уступки права требования применительно к рассматриваемому делу. Считает некорректными выводы суда о том, что К., заключая договор уступки права требования, знал о банкротстве ООО "/__/", поскольку в этот период администрации /__/ публично заявляли о решении данной проблемы до 2013 года.
На основании части 1 статьи 327, части 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие заявителя К., представителя Департамента архитектуры и строительства Томской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для его отмены.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации и главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (часть 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у них правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких средств не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только указанными в нем способами: на основании договора участия в долевом строительстве; путем выпуска облигаций особого вида; жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (часть 2); уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан(часть 4).
Из положения о Департаменте архитектуры и строительства Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 12.03.2013 N 26, следует, что Департамент уполномочен осуществлять контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ от 30.12.2004.
В целях ведения реестра граждан, участвующих в долевом строительстве многоквартирных домов, чьи права были нарушены, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 N 403 определен перечень критериев признания таких граждан пострадавшими.
В силу пункта 4 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных приказом Минрегиона России от 20.09.2013 N 403 (приложение N 2 к приказу Минрегиона России от 20.09.2013 N 403), включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу. К заявлению о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность; копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю; копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома; вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии); копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства, заявителю суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии); вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии) (пункт 10 Правил).
Согласно подпунктом 1, 2 пункта 14 указанных Правил основаниями для отказа во включении заявителя в Реестр являются несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших; непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил; привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" после вступления в силу Федерального закона от 17.06.2010 N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела, 21.07.2008 между ООО "/__/" и ООО "/__/" заключен предварительный договор участия в долевом строительстве, по условиям которого стороны договорились о заключении в последующем договора долевого участия в строительстве и передаче доли в виде /__/ квартиры, строительный номер N /__/, общей площадью /__/ кв. м, расположенной на втором этаже в 13-м подъезде в 12-этажной части 10 - 12 - 13 - 16-этажного 22-подъездного кирпичного жилого дома по строительному адресу: /__/, 1-я очередь. Размер оплаты по договору составляет /__/ руб. Оплата произведена 28.07.2008 в полном объеме.
Определением Арбитражного суда Томской области от 06.05.2013 требование ООО "/__/" о передаче /__/ квартиры, строительный N /__/, общей площадью /__/ кв. м, расположенной на втором этаже в 13-ом подъезде в 12-этажной части 10 - 12 - 13 - 16-этажного 22-подъездного кирпичного жилого дома по строительному адресу: /__/, 1-я очередь, включено в реестр требований о передаче жилых помещений ООО "/__/".
Постановлением старшего следователя Асиновского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской от 23.05.2013 ООО "/__/" признано потерпевшим по уголовному делу по факту заключения предварительного договора участия в долевом строительстве от 21.07.2007 квартиры, расположенной по адресу: /__/ (строительный N /__/), общей площадью /__/ кв. м, расположенной на втором этаже в 13-ом подъезде в 12-этажной части 10 - 12 - 13 - 16-этажного 22-подъездного кирпичного жилого дома.
Решением Арбитражного суда Томской области от 15.12.2011 ООО "/__/" признано несостоятельным (банкротом), введено конкурсное производство.
Строительство дома по /__/ в /__/ не осуществляется с 2011 года.
21.06.2013 ООО "/__/" на основании договора уступки права требования уступило К. право (требование) к ООО "/__/" по предварительному договору участия в долевом строительстве жилого дома по адресу: /__/, на строительство /__/ квартиры строительный номер /__/, общей площадью /__/ кв. м, расположенной на 2-м этаже в 13-м подъезде в 12-этажной части 10 - 12 - 13 - 16-этажного 22-подъездного кирпичного жилого дома 1-я очередь. Размер оплаты по договору составил /__/ руб. Оплата К. произведена в полном объеме.
Определением Арбитражного суда Томской области от 26.08.2013 в реестре требований о передаче жилых помещений ООО "/__/" ООО "/__/" заменено правопреемником К. по праву требования о передаче /__/ квартиры, строительный номер /__/, общей площадью /__/ кв. м, расположенной на 2-м этаже в 13-м подъезде в 12-этажной части 10 - 12 - 13 - 16-этажного 22-подъездного кирпичного жилого дома, строительный адрес: /__/.
14.05.2014 К. обратился в Департамент архитектуры и строительства Томской области с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Оспариваемым решением Департамента архитектуры и строительства Томской области от 10.06.2014 N 08-06-117/2014 К. отказано в удовлетворении заявления о включении в Реестр на основании пунктов 1, 2, 4 раздела IV Приложения N 1 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены".
Признавая оспариваемое решение Департамента архитектуры и строительства Томской области от 10.06.2014 N 08-06-117/2014 соответствующим закону, суд исходил из того, что К. не был заключен и зарегистрирован договор долевого участия в строительстве, Департамент архитектуры и строительства Томской области действовал в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с законом.
Выводы суда подробно мотивированы и изложены в решении суда. Не соглашаться с такими выводами судебная коллегия оснований не усматривает.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы, направленные на критику судебного решения, выводов суда не опровергают.
Так, в соответствии с пунктом 10 Критериев заявитель обязан приложить для включения в реестр копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществляющими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю.
В силу частей 1, 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2012 года, утвержденному Пленумом Верховного Суда Российской Федерации 10.04.2013, Федеральный закон N 214-ФЗ от 30.12.2004 регулирует основанные на договоре участия в долевом строительстве отношения, связанные с привлечением денежных средств, в частности, граждан для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, распространяется также на отношения, возникающие при совершении начиная с указанной в нем даты сделок по привлечению денежных средств граждан иными способами (заключении предварительных договоров купли-продажи жилых помещений, договоры уступки права требования и т.д.) в случаях, если судом с учетом существа фактически сложившихся отношений установлено, что сторонами действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве.
Таким образом, обязательным условием включения граждан в реестр является привлечение их денежных средств, связанное с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах. В отсутствие договора, заключенного в порядке статей 1, 4 Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.2004, заявителем для включения в реестр могут быть представлены судебные акты, устанавливающие правоотношения по привлечению денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю.
Такой судебный акт заявителем представлен не был.
Исходя из того, что ведение Реестра осуществляется в силу требований Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.2004, регулирующего основанные на договоре участия в долевом строительстве отношения, суд правомерно исходил из того, что представленные заявителем договоры не предусматривают права требования К. к застройщику о передаче объекта недвижимости, а потому оснований для включения К. в Реестр не имеется, поскольку заявитель не соответствует критериям, установленным приказом Министерства регионального развития от 20.09.2013 N 403 (пункт 3), что является основанием для отказа во включении в Реестр.
Вместе с тем судом оставлены без внимания положения части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми суд принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод в случае, лишь в случае признания заявления обоснованным.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 28 постановления Пленума от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно пункту 13 Критериев контролирующий орган принимает либо решение о включении заявителя в Реестр или о мотивированном отказе.
Согласно положениям части 3 статьи 196, с учетом положений части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пределы судебного рассмотрения и разрешения дела ограничиваются заявленным заинтересованным лицом требованием.
Таким образом, вывод суда о том, что требование о возложении обязанности на Департамент архитектуры и строительства Томской области включить заявителя в Реестр подлежит рассмотрению в исковом порядке, при рассмотрении требования в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об оспаривании отказа в совершении данных действий, не может быть признан верным.
Также является ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что К. не попадает под перечень лиц, подлежащих включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, поскольку его денежные средства как физического лица были привлечены в строительство после введения процедуры банкротства в отношении застройщика, о чем заявителю было известно, а также известно о том, что дом по /__/ не строится с 2011 года, поскольку указанное не являлось основанием для принятия оспариваемого решения об отказе, а в данном случае проверяется именно законность принятого Департаментом архитектуры и строительства Томской области решения.
Вместе с тем ошибочность названных выводов в силу части 2 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не свидетельствует о наличии оснований для отмены правильного по существу решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения и в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не свидетельствуют о наличии оснований к его отмене.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 16 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя К. Г. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)