Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 18.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5674/2014

Требование: Об истребовании имущества из чужого незаконного владения, выселении.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Ответчику было предоставлено служебное жилое помещение на период службы по контракту, однако он был уволен в связи с невыполнением условий контракта.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июня 2014 г. по делу N 33-5674/2014


Судья - Борисова Л.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Прилуцкой Л.А.,
судей - Маркатюк Г.В., Наприенковой О.Г.,
с участием прокурора - Воротынской О.О.,
при секретаре - В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Маркатюк Г.В.,
гражданское дело по иску военного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации в лице ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" и ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" к К. об истребовании имущества из чужого незаконного владения и выселении без предоставления другого жилого помещения,
и по встречному иску К. к ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений, ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,
по апелляционной жалобе К.,
на решение Енисейского районного суда Красноярского края от 27 марта 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Военного прокурора - Войсковой части N 56681 - удовлетворить.
Выселить К. из квартиры N 70, расположенной в ДОС N 13 микрорайона "Полюс" в г. Енисейск-4 без предоставления другого жилого помещения.
В удовлетворении встречного иска о признании за К. права пользования <...> на основании договора социального найма отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия,

установила:

Военный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации в лице ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" и ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" обратился с иском к К. об истребовании имущества из чужого незаконного владения, выселении без предоставления другого жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что служебное жилое помещение было предоставлено К. как военнослужащему войсковой части N 29286, дислоцированной в г. Енисейске, на период службы по контракту. 9 августа 2012 года К. был осужден Красноярским гарнизонным судом за совершение уголовного преступления, в связи с чем 20 февраля 2013 года был уволен в связи с невыполнением условий контракта. На момент увольнения он не имел права на обеспечение жилым помещением за счет Министерства обороны РФ, утратил связь с Министерством обороны, следовательно, обязан сдать служебное жилое помещение.
К. заявлен встречный иск о признании за ним права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.
Требования мотивированы тем, что в силу части 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" он имеет право постоянного проживания в спорной квартире на условиях социального найма и не подлежит выселению, поскольку свой первый контракт о прохождении военной службы он заключил до 1 января 1998 года, на первые пять лет службы он должен быть обеспечен служебным жильем, а при продолжении военной службы свыше указанного срока ему следовало предоставить жилое помещение на общих основаниях. Предоставление служебного жилья взамен жилья по социальному найму было незаконным. Кроме того, истец после отбытия наказания трудоустроен в Красноярский филиал ОАО "Славянка" в качестве электромонтера, что также дает ему право проживания в квартире, поскольку он обслуживает жилищный фонд на территории военного городка.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе К. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Свои доводы мотивировал тем, что процессуальным истцом не представлено документов подтверждающих права ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений, ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ на спорное жилое помещение. В марте 2014 года К. возобновил трудовые отношения с Министерством обороны РФ, заключив трудовой договор с ОАО "Славянка", входящее в структуру оборонсервиса. Он имеет право на проживание в квартире по социальному найму, так как первый контракт был заключен до 01 января 1998 года.
Неявившиеся лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли, о причинах неявки не сообщали, доказательств уважительности отсутствия не представили, в силу чего дело подлежит рассмотрению, согласно статье 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав прокурора Воротынскую О.О., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям).
Согласно статье 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Статья 104 ЖК РФ устанавливает, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы, а также в иных случаях, установленных законом. Увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Статьей 35 ЖК РФ установлено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение. Если в срок, установленный собственником жилого помещения, данный гражданин не освободит жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Пунктом 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (статья 103 Жилищного кодекса Российской Федерации) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов дела видно, что К. впервые заключил контракт о прохождении военной службы 30 сентября 1996 года. Был уволен с военной службы по истечению срока контракта 19 февраля 2002 года.
03 октября 2007 года К. заключил контракт и проходил военную службу в войсковой части 29286, дислоцированной в г. Енисейске Красноярского края.
В связи с прохождением военной службы К. было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: г. Енисейск-4, ДОС 13-70, в котором он зарегистрирован с 28 июля 2010 года.
09 августа 2012 года К. был осужден Красноярским гарнизонным военным судом за совершение преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30 части 1 статьи 228.1 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы, с лишением воинского звания сержанта.
Приказом Министра обороны РФ от 20 февраля 2013 года К. уволен с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта и исключен из списков личного состава части.
Также материалами дела подтверждается, что постановлением Администрации г. Енисейска N 386-п от 14 июля 2000 года все жилые помещения, расположенные на территории военного городка N 1, в том числе и квартиры в доме N 13, признаны служебным.
Распоряжением Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю Федерального Агентства по управлению государственным имуществом Минэкономразвития России N 07-1587р от 01.11.2008 года объекты недвижимости, перечисленные в Приложении к Распоряжению, в том числе и все жилые дома военного городка N 1 в г. Енисейске-4, отнесены к государственной собственности РФ и переданы в оперативное управление ГУ Красноярская квартирно-эксплуатационная часть.
В соответствии с Приказом Министерства обороны РФ N 1871 от 17 декабря 2010 года "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ" весь жилищный фонд в составе имущества, а также все права и обязанности на него, переданы по передаточному акту от 01 апреля 2011 года с приложением к нему, в котором указан и дом N 13, где расположена спорная квартира, от Красноярской КЭЧ в ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Соглашаясь с решением суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора о выселении К. из спорного жилого помещения, судебная коллегия принимает во внимание, что служебное жилое помещение было предоставлено ответчику в связи с прохождением им военной службы (статья 93 Жилищного кодекса РФ), закон предусматривает заключение с ответчиком договора найма только на период прохождения им военной службы и устанавливает, что увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (часть 3 статьи 104 Жилищного кодекса РФ). В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Спорная квартира была отнесена к служебному жилью в установленном порядке, доказательств того, что квартира утратила статус служебного жилья, не представлено, оснований полагать, что спорная квартира была предоставлена К. по договору социального найма, в отсутствие соответствующих доказательств - не имеется, о служебном статусе квартиры К. было известно, что в суде первой инстанции не оспаривалось.
Поскольку К. прекратил военную службу и не относится к категории лиц, определенной частью 2 статьи 103 ЖК РФ, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления иных жилых помещений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчик подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.
Заявляя встречные требования о признании права пользования <...> на основании договора социального найма, К. ссылается на положения части 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Выводы суда первой инстанции о неприменении к К. части 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в связи с тем. что военная служба по контракту им прерывалась в период с 2002 года до 2007 года, являются ошибочными. Содержание указанной законодательной нормы указывает, что условиями, в зависимости от которых ставится приобретение военнослужащими права на жилое помещение на общих основаниях, являются начало ими военной службы по контракту до 01 января 1998 года и прохождение военной службы свыше пяти лет. Каких-либо разграничений в объеме предоставляемых военнослужащим, проходящим службы по контракту гарантий, в том числе связанных с реализацией прав на жилье, в зависимости от прерывания либо непрерывности прохождения военной службы законодательство не содержит.
Вместе с тем, с решением суда в части отказа К. в признании права пользования <...> на основании договора социального найма, судебная коллегия согласна, поскольку они удовлетворены быть не могут по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития; при продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
В силу части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно пункту 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев.
В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Поскольку К. был вселен в служебное жилое помещение, доказательств предоставления данного жилого помещения по договору социального найма не представлено, также не представлено доказательств принятия К. в период военной службы на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на общих основаниях, подачи им заявления в жилищную комиссию о постановке на жилищный учет и признании его нуждающимся в жилом помещении, а в настоящее время К. прекратил военную службу, то положения пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к К. применены быть не могут.
Доводы апелляционной жалобы, что процессуальным истцом не представлено документов подтверждающих права ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений, ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ на спорное жилое помещение, являются неубедительными и опровергаются имеющимися в деле письменными доказательствами.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что в марте 2014 года К. возобновил трудовые отношения с Министерством обороны РФ, заключив трудовой договор с ОАО "Славянка", входящим в структуру оборонсервиса и имеет право проживать в служебном жилом помещении, несостоятельна. Военная служба по контракту К. прекращена, а трудовая деятельность в качестве электромонтера в коммерческой структуре, сотрудники которой не имеют отношения к Министерству обороны РФ, не является основанием для обеспечения его служебным жильем Министерства обороны РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что К. на основании части 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" имеет право на проживание в квартире по социальному найму, так как первый контракт был заключен до 01 января 1998 года, не являются основанием для отмены решения и основаны на неправильном толковании норм материального права, о чем указано выше в апелляционном определении.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, спор по существу разрешен верно.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Енисейского районного суда Красноярского края от 27 марта 2014 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)