Судебные решения, арбитраж
Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Нурбагандов Н.М.
Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Магомедовой А.М.
судей Хираева Ш.М., Ашурова А.И.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. апелляционную жалобу И. на решение судьи Избербашского городского суда Республики Дагестан от 25 марта 2014 года по делу по иску И. к Администрации городского округа "город Избербаш" о признании бездействия органов местного самоуправления незаконными и обязании провести инженерные коммуникации,
установила:
И. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа "город Избербаш" о признании бездействия органов местного самоуправления незаконными и обязании провести инженерные коммуникации, указывая, что 23.08.2008 года жители ул. <адрес>, г. Избербаш обратились с коллективным заявлением к Главе администрации городского округа "город Избербаш", где содержалась просьба проложить по <адрес> N водопроводную и канализационную линию.
13.11.2008 г. ими получен ответ из управления жилищно-коммунального хозяйства, где содержалось разъяснение особенностей работы ЖКХ и технических терминов, т.е. реального ответа по существу вопроса не последовало.
27.09.2010 г. жители <адрес>, повторно обратились с заявлением с просьбой проложить по <адрес> N линию водоснабжения и водоотведения.
Последнее заявление от 27.09.2010 г. осталось без ответа.
Более трех лет обращение и нужды граждан остаются без внимания муниципалитета.
22.11.2013 г. Дагестанская региональная правозащитная общественная организация "Диктатура закона" от имени жителей <адрес> N N, г. Избербаш вновь обратилась с таким же обращением к Главе администрации городского округа "город Избербаш".
На что 10.12.2013 г. получен ответ, где сообщалось что: "Строительство водопровода и канализационных сетей по <адрес> N планируется включить в программу 2015 года, при условии принятия долевого участия в строительстве жильцами этой улицы".
Данный ответ противоречит действующему законодательству и грубо нарушает права граждан проживающих в городе в индивидуальных домах.
Просит суд признать незаконным бездействие Администрации городского округа "город Избербаш" и обязать Администрацию городского округа "город Избербаш" провести (проложить) инженерные коммуникации водоснабжения, водоотведения в доме по <адрес> N N
Решением Избербашского городского суда Республики Дагестан от 25 марта 2014 года в удовлетворении требований И. отказано.
В апелляционной жалобе И. ставится вопрос об отмене решение суда как незаконного и необоснованного. Указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Финансовые обязательства, возникающие в связи с разрешением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Администрация городского округа "город Избербаш" не выполнила требования Устава МО "город Избербаш" в соответствии с которым к вопросам местного значения городского округа относится в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом.
Главой Администрации городского округа "город Избербаш" М. поданы возражения на апелляционную жалобу И., из которых следует, что при рассмотрении дела Избербашским городским судом были соблюдены все нормы гражданского законодательства, были исследованы все доказательства представленные сторонами, доводы апелляционной жалобы по существу не имеют под собой оснований.
И., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, на рассмотрение дела не явился, о причинах неявки не сообщил, своего представителя в суд не направил.
В силу указанного дело подлежит рассмотрению, согласно статье 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации ГО "город Избербаш" К., просившего решение суда оставить без изменения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 37 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, и организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Согласно ст. 7, п. 1, пп. 4, Устава администрации городского округа "город Избербаш" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом.
Таким образом, судом верно установлено, что организация водоснабжения и водоотведения населения, в границах города Избербаш, относится к компетенции администрации городского округа "город Избербаш".
Вместе с тем, как следует из ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, Постановлением от 13 февраля 2006 года N 83 утвердило Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Данные Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
В силу пункта 7 указанных Правил организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а для сетей газоснабжения - на основании программ газификации, утверждаемых уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83. предусмотрено, что лицо, собирающееся подключиться, обращается за разрешением технических условий к лицу, осуществляющему обслуживание того участка сети, к которому намереваются выполнить подключение.
В соответствии со ст. 18 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая эксплуатацию указанных сетей, не вправе отказать в выдаче технических условий.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к объективному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку истцом суду не представлены доказательства его обращения в соответствующую организацию для получения технических условий подключения инженерных коммуникаций к домовладению расположенному по адресу: г. Избербаш, ул. <адрес>, д. N. Кроме того, как правильно установлено судом в обязанности муниципального образования не входит обязанность прокладки инженерных коммуникаций водоснабжения и водоотведения в доме по <адрес>. Устройство внутренних сетей водоснабжения и водоотведения входит в обязанность собственника жилого дома.
Судебная коллегия, пришла к выводу, что суд правильно установил характер спорных правоотношений, правильно применил нормы материального права. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Решение суда, вопреки доводам жалобы, законно и обоснованно.
Суд разрешил дело в соответствии с заявленными требованиями.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, нормы материального и процессуального закона соблюдены и правильно применены, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 25 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу И. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 27.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1715
Разделы:Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2014 г. по делу N 33-1715
Судья: Нурбагандов Н.М.
Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Магомедовой А.М.
судей Хираева Ш.М., Ашурова А.И.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. апелляционную жалобу И. на решение судьи Избербашского городского суда Республики Дагестан от 25 марта 2014 года по делу по иску И. к Администрации городского округа "город Избербаш" о признании бездействия органов местного самоуправления незаконными и обязании провести инженерные коммуникации,
установила:
И. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа "город Избербаш" о признании бездействия органов местного самоуправления незаконными и обязании провести инженерные коммуникации, указывая, что 23.08.2008 года жители ул. <адрес>, г. Избербаш обратились с коллективным заявлением к Главе администрации городского округа "город Избербаш", где содержалась просьба проложить по <адрес> N водопроводную и канализационную линию.
13.11.2008 г. ими получен ответ из управления жилищно-коммунального хозяйства, где содержалось разъяснение особенностей работы ЖКХ и технических терминов, т.е. реального ответа по существу вопроса не последовало.
27.09.2010 г. жители <адрес>, повторно обратились с заявлением с просьбой проложить по <адрес> N линию водоснабжения и водоотведения.
Последнее заявление от 27.09.2010 г. осталось без ответа.
Более трех лет обращение и нужды граждан остаются без внимания муниципалитета.
22.11.2013 г. Дагестанская региональная правозащитная общественная организация "Диктатура закона" от имени жителей <адрес> N N, г. Избербаш вновь обратилась с таким же обращением к Главе администрации городского округа "город Избербаш".
На что 10.12.2013 г. получен ответ, где сообщалось что: "Строительство водопровода и канализационных сетей по <адрес> N планируется включить в программу 2015 года, при условии принятия долевого участия в строительстве жильцами этой улицы".
Данный ответ противоречит действующему законодательству и грубо нарушает права граждан проживающих в городе в индивидуальных домах.
Просит суд признать незаконным бездействие Администрации городского округа "город Избербаш" и обязать Администрацию городского округа "город Избербаш" провести (проложить) инженерные коммуникации водоснабжения, водоотведения в доме по <адрес> N N
Решением Избербашского городского суда Республики Дагестан от 25 марта 2014 года в удовлетворении требований И. отказано.
В апелляционной жалобе И. ставится вопрос об отмене решение суда как незаконного и необоснованного. Указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Финансовые обязательства, возникающие в связи с разрешением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Администрация городского округа "город Избербаш" не выполнила требования Устава МО "город Избербаш" в соответствии с которым к вопросам местного значения городского округа относится в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом.
Главой Администрации городского округа "город Избербаш" М. поданы возражения на апелляционную жалобу И., из которых следует, что при рассмотрении дела Избербашским городским судом были соблюдены все нормы гражданского законодательства, были исследованы все доказательства представленные сторонами, доводы апелляционной жалобы по существу не имеют под собой оснований.
И., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, на рассмотрение дела не явился, о причинах неявки не сообщил, своего представителя в суд не направил.
В силу указанного дело подлежит рассмотрению, согласно статье 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации ГО "город Избербаш" К., просившего решение суда оставить без изменения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 37 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, и организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Согласно ст. 7, п. 1, пп. 4, Устава администрации городского округа "город Избербаш" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом.
Таким образом, судом верно установлено, что организация водоснабжения и водоотведения населения, в границах города Избербаш, относится к компетенции администрации городского округа "город Избербаш".
Вместе с тем, как следует из ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, Постановлением от 13 февраля 2006 года N 83 утвердило Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Данные Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
В силу пункта 7 указанных Правил организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а для сетей газоснабжения - на основании программ газификации, утверждаемых уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83. предусмотрено, что лицо, собирающееся подключиться, обращается за разрешением технических условий к лицу, осуществляющему обслуживание того участка сети, к которому намереваются выполнить подключение.
В соответствии со ст. 18 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая эксплуатацию указанных сетей, не вправе отказать в выдаче технических условий.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к объективному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку истцом суду не представлены доказательства его обращения в соответствующую организацию для получения технических условий подключения инженерных коммуникаций к домовладению расположенному по адресу: г. Избербаш, ул. <адрес>, д. N. Кроме того, как правильно установлено судом в обязанности муниципального образования не входит обязанность прокладки инженерных коммуникаций водоснабжения и водоотведения в доме по <адрес>. Устройство внутренних сетей водоснабжения и водоотведения входит в обязанность собственника жилого дома.
Судебная коллегия, пришла к выводу, что суд правильно установил характер спорных правоотношений, правильно применил нормы материального права. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Решение суда, вопреки доводам жалобы, законно и обоснованно.
Суд разрешил дело в соответствии с заявленными требованиями.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, нормы материального и процессуального закона соблюдены и правильно применены, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 25 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу И. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)