Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.06.2015 N 33-1687

Требование: О признании незаконным постановления администрации.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Постановлением администрации квартира отнесена к категории служебного жилого помещения, закреплена за отделом МВД и предоставлена по договору найма служебного жилого помещения сотруднику, у которого ранее квартира находилась в пользовании на условиях социального найма жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июня 2015 г. N 33-1687


Судья: Барабанова Т.К.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Симакова А.В.
судей Койпиш В.В. Кузнецовой Т.А.
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области о признании незаконным постановления администрации муниципального образования закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области
по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области на решение Полярного районного суда Мурманской области от 09 октября 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области о признании незаконным постановления администрации муниципального образования закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области - отказать".
Заслушав доклад судьи Койпиш В.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области (далее - УМВД России по Мурманской области) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области (далее - администрация ЗАТО Александровск Мурманской области) N * от _ _ октября 2011 года.
В обоснование требований заявитель указал, что на основании пунктов * и * постановления администрации ЗАТО Александровск Мурманской области N * от _ _ октября 2011 года *** квартира N * дома N * по улице... в городе...... области отнесена к категории служебного жилого помещения, закреплена за Отделом МВД России по ЗАТО Александровск Мурманской области и предоставлена по договору найма служебного жилого помещения сотруднику Отдела МВД России по ЗАТО Александровск Мурманской области У., у которого ранее квартира находилась в пользовании на условиях социального найма жилого помещения.
Заявитель полагал постановление принятым в нарушение пункта 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 42 от 26 января 2006 года, статьи 8 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Также указал, что оспариваемое постановление затрагивает интересы УМВД России по Мурманской области, так как обязывает обеспечить У. социальными гарантиями, предусмотренными законодательством, связанными с отсутствием у сотрудника органа внутренних дел жилья.
Просил признать пункты * и * постановления: администрации ЗАТО А. Мурманской области N * от _ _ октября 2011 года незаконными,
В судебное заседание представитель заявителя УМВД России по Мурманской области не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица администрации ЗАТО А. Мурманской области в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, согласно которым полагал требования не подлежащими удовлетворению, просил рассмотреть дело без его участия.
Заинтересованное лицо У., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель заявителя УМВД России по Мурманской области Х. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает, что оснований для предоставления У. служебного жилого помещения не имелось, поскольку он был обеспечен жилым помещением по месту прохождения службы на территории ЗАТО Александровск Мурманской области, площадь которого достаточна для проживания.
Так, в силу положений статьи 8 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено предоставление служебного жилого помещения лицами, имеющим жилье.
Правовых оснований для предоставления служебного жилья У. органами местного самоуправления не имелось, поскольку он не состоит с ними в трудовых отношениях.
Сотрудникам органов внутренних дел служебное жилье предоставляется только из фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Полагает необоснованным вывод суда, что изменение статуса жилого помещения, оформление (заключение) договора найма служебного жилого помещения с гражданами, проживающими в этом помещении, не свидетельствует о новом предоставлении жилого помещения, поскольку орган местного самоуправления в своей деятельности обязан руководствоваться Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года 3 42, пунктом 3 которых не допускается изменение режима пользования помещением при наличии факта проживания в нем граждан по договорам социального найма, вне зависимости от какого-либо волеизъявления проживающего в жилом помещении лица.
Приводит довод о том, что в случае неполучения У. денежных средств на приобретение или строительство жилья на момент его увольнения из органов внутренних дел, он и члены его семьи могут оказаться без помещения для проживания.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель заявителя УМВД России по Мурманской области, представитель заинтересованного лица администрации ЗАТО Александровск и заинтересованное лицо У., извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, _ _ июля 2014 года У. обратился к начальнику УМВД России по Мурманской области с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", представив необходимые документы, в том числе договор найма служебного жилого помещения N * от _ _ ноября 2011 года, заключенного на основании постановления администрации ЗАТО Александровск Мурманской области N * от _ _ октября 2011 года.
Пунктами * и * постановления администрации муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области N * от _ _ октября 2011 года "О служебной жилой площади по территориальному округу Полярный" *** квартира N * дома N * по улице... в городе...... области, общей площадью *** кв. м, отнесена к категории служебных жилых помещений и закреплена за ОМВД по ЗАТО Александровск Мурманской области, предоставлена по договору найма служебного жилого помещения сотруднику Отдела МВД по ЗАТО А. У. на состав семьи один человек.
Постановление вынесено в соответствии со статьями 93, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 10 Устава ЗАТО Александровск Мурманской области в связи с поступившим ходатайством начальника Отдела МВД России по ЗАТО Александровск N * от _ _ октября 2011 года, подписано главой администрации ЗАТО Александровск Мурманской области.
Разрешая заявление УМВД России по Мурманской области, ссылаясь на положения статей 14, 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое постановление принято в пределах предоставленных администрации муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области полномочий, соответствует требованиям закона, и не нарушает права заявителя.
При этом вывод суда также мотивирован тем, что собственником занимаемого У. жилого помещения является муниципальное образование ЗАТО Александровск Мурманской области и именно данный орган вправе принимать решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда, что не может в данном споре с учетом установленных по делу обстоятельств расцениваться как нарушение прав или законных интересов заявителя, а также заинтересованного лица.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, так как они не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01 марта 2005 года, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в частности, служебные жилые помещения,
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, который установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа" осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (далее - Правила), которые устанавливают порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду.
Пунктом 3 названных Правил установлено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается" если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, б также если имеют обременения прав на это имущество.
При этом из материалов дела следует, что в период с _ _ декабря 1992 года по _ _ ноября 2011 года нанимателем спорного жилого помещения -*** квартиры N * дома N * по улице... в городе...... области, общей площадью *** кв. м - являлась У.Л. на основании ордера N * от _ _ сентября 1992 года, также с _ _ декабря 1992 года по _ _ сентября 2000 года, с _ _ февраля 2004 года по _ _ ноября 2011 года в данном жилом помещении был зарегистрирован по месту жительства и проживал У. на условиях социального найма (л.д. 14).
Из изложенного выше следует, что на момент принятия администрацией муниципального образования ЗАТО А. Мурманской области оспариваемого постановления спорное жилое помещение было занято У. по договору социального найма, что свидетельствует о несоответствии оспариваемого постановления приведенным нормам материального права.
Более того, признавая заявленные требования необоснованными, суд оставил без правовой оценки то обстоятельство, что в результате принятого с нарушением действующего законодательства оспариваемого постановления У., незаконно приобрел статус нанимателя служебного жилого помещения, что в соответствии с пунктом 2 части 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является одним из обязательных условий возникновения для сотрудника, имеющего стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Также материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что предоставленное спорное жилое помещение было включено местной администрацией в число служебных, и что на основании принятого решения органа местного самоуправления У. был выдан ордер на служебное жилое помещение.
Поскольку выводы в решении суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального права, обжалуемое решение подлежит отмене в соответствии с требованиями пунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Полярного районного суда Мурманской области от 09 октября 2014 года отменить и принять по делу новое решение.
Заявление Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области о признании незаконным постановления администрации муниципального образования закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области удовлетворить.
Признать незаконными пункты * и * постановления администрации муниципального образования закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области N * от _ _ октября 2011 года.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)