Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 02.12.2014 N Ф02-5369/2014 ПО ДЕЛУ N А19-19480/2013

Требование: О взыскании долга и неустойки по договору аренды объекта недвижимости.

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылался на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по внесению арендных платежей.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2014 г. по делу N А19-19480/2013


Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бурковой О.Н.,
судей: Первушиной М.А., Скубаева А.И.,
при участии в судебном заседании представителей: федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области" - Хамагановой Натальи Владимировны (доверенность от 24.09.2014, паспорт), областного государственного учреждения социального обслуживания "Территориальный центр социальной помощи семье и детям" - Волкова Данилы Алексеевича (доверенность от 11.11.2014, паспорт), Министерства имущественных отношений Иркутской области - Ермакова Андрея Леонидовича (доверенность от 27.08.2014, служебное удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 мая 2014 года по делу N А19-19480/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Кулик Е.Н., суд апелляционной инстанции: Гречаниченко А.В., Макарцев А.В., Скажутина Е.Н.),

установил:

областное государственное учреждение социального обслуживания "Территориальный центр социальной помощи семье и детям" (ОГРН: 1083812001283, далее - Центр социальной помощи, истец) обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области" (ОГРН: 1123850031788, далее - Управление вневедомственной охраны, ответчик) о взыскании основного долга по договору аренды объекта недвижимости от 18.06.2012 N 60/10/12 в размере 3 315 801 рубля 89 копеек и договорной неустойки в сумме 535 172 рубля 20 копеек.
Управление вневедомственной охраны в свою очередь предъявило встречный иск о признании недействительным в силу ничтожности договора аренды объекта недвижимости от 18.06.2012 N 60/10/12.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 8 мая 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2014 года, первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречных требований отказано.
Управление вневедомственной охраны обжаловало судебные акты в кассационном порядке, просило их отменить как принятые по неполно выясненным обстоятельствам с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в силу положений частей 9 и 10 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) правовые основания для перечисления Управлением вневедомственной охраны, входящим в состав полиции и являющимся составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, арендных платежей по договору аренды объекта недвижимости от 18.06.2012 N 60/10/12 отсутствуют, а упомянутый договор заключен в нарушение указанных норм законодательства, поэтому является недействительным (ничтожным) в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В письменном отзыве на кассационную жалобу Центр социальной помощи доводы жалобы опроверг, указал на то, что спорное имущество закреплено за Центром на праве оперативного управления и используется в интересах области, в том числе посредством направления получаемых от сдачи имущества в аренду доходов на решение социальных задач; Управление вневедомственной охраны, заключая оспариваемый договор после вступления в силу Закона о полиции, было осведомлено о его правовом содержании и, реализуя принцип свободы договора, добровольно приняло на себя обязательства арендатора по внесению арендных платежей за арендуемое помещение.
Присутствующие в судебном заседании представители подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, представитель Министерства имущественных отношений Иркутской области просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 25.11.2014 до 10 часов 30 минут 02.12.2014.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по условиям договора от 18.06.2012 N 60/10/12 Центр социальной помощи (арендодатель) с согласия Министерства имущественных отношений Иркутской области обязуется передать Управлению вневедомственной охраны (арендатор) во временное владение и пользование без права выкупа объект недвижимости - нежилые помещения общей площадью 639,8 кв. м, номера помещений: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, расположенные на четвертом этаже, находящийся в оперативном управлении арендодателя в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 10.10.2011 серия 38АДN 597002, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Академическая, 74, литера В, кадастровый номер 38:36:000000:0:3361/2, на срок с 13.01.2012 по 31.12.2012.
По акту приема-передачи от 13.01.2012 имущество передано арендатору.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.4 договора за пользование объектом арендатор уплачивает арендную плату, размер которой рассчитывается в соответствии с Приложением N 1 и составляет 276 316 рублей 82 копейки в месяц, которая вносится арендатором ежемесячно, до 5 числа месяца следующего за расчетным на лицевой счет арендодателя в размере 100% с НДС.
Поскольку арендатор продолжал пользоваться объектами недвижимости после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны истца, договор на основании пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.
За период с января 2013 года по декабрь 2013 года за Управлением вневедомственной охраны образовалась задолженность по арендным платежам в сумме 3 315 801 рубль 89 копеек, претензии арендодателя с требованием об уплате долга исполнены не были, что послужило основанием к обращению Центра социальной помощи в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая заявленным требованиям и предъявляя встречный иск, Управление вневедомственной охраны указало на отсутствие у него как организации, являющейся подразделением полиции, обязанности оплачивать аренду занимаемого помещения в силу положений частей 9 и 10 статьи 54 Закона о полиции и недействительность заключенного договора аренды от 18.06.2012 N 60/10/12, условия которого противоречат изложенным законодательным нормам.
Руководствуясь статьями 309, 310, 333, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 4.1, 4.4 договора аренды от 18.06.2012 N 60/10/12, установив наличие у арендатора задолженности за пользование арендованным имуществом, суд первой инстанции первоначальный иск удовлетворил.
Отказывая во встречном иске, суд исходил из положений статей 168, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", пришел к выводу о том, что норма части 10 статьи 54 Закона о полиции не является императивной, определяет право Управления вневедомственной охраны на безвозмездное использование занимаемого по спорному договору имуществу, но не лишает его права на заключение договора аренды указанного имущества и не содержит явно выраженного запрета на заключение такой сделки.
Судом также принято во внимание решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 января 2012 года по делу N А19-21668/2011 как имеющее преюдициальное значение для рассматриваемого дела, которым в удовлетворении исковых требований Управления вневедомственной охраны к Министерству имущественных отношений Иркутской области о передаче спорного нежилого помещения в федеральную собственность отказано.
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласился.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что судами при принятии судебных актов по делу неправильно применены нормы материального права, а именно части 9, 10 статьи 54 Закона о полиции, что в соответствии с частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из пункта 1 Устава, федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области" входит в состав полиции и является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, осуществляющего охрану имущества граждан и организаций на договорной основе.
Частью 9 статьи 54 Закона о полиции предусмотрено, что используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество (часть 10 статьи 54 Закона о полиции).
Из системного толкования приведенных норм следует, что с момента вступления в силу Закона о полиции (с 01.03.2011) у подразделений полиции возникло право на безвозмездное использование под служебные цели, для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации помещений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципалитетов, до их передачи в федеральную собственность в установленном порядке.
В то же время органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления адресован запрет каким-либо образом обременять это имущество, в том числе передавать его в аренду.
Управление вневедомственной охраны входит в состав полиции, является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, находится в подчинении Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, в силу части 10 статьи 54 Закона о полиции Управлению вневедомственной охраны предоставлен особый титул владения имуществом - право безвозмездного пользования, а для органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлен запрет на обременение этого имущества.
Помещения, переданные Управлению вневедомственной охраны по договору аренды от 18.06.2012 N 60/10/12, принадлежат Иркутской области и закреплены за Центром социальной помощи на праве оперативного управления на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Иркутской области от 04.08.2010 N 623/И. Право оперативного управления зарегистрировано в установленном законом порядке (свидетельство о государственной регистрации права от 19.06.2013 38 АБ 098741).
Поскольку договор аренды от 18.06.2012 N 60/10/12 заключен после возникновения у Управления вневедомственной охраны права на безвозмездное пользование соответствующими нежилыми помещениями в силу части 10 статьи 54 Закона о полиции, вступившей в силу 01.03.2011, указанный договор на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным (ничтожным), как не соответствующий требованиям закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения, в связи с чем требования о взыскании с Управления вневедомственной охраны задолженности по арендным платежам и пени на основании договора аренды от 18.06.2012 N 60/10/12 не подлежат удовлетворению.
Вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 января 2012 года по делу N А19-21668/2011, которым в удовлетворении исковых требований Управления вневедомственной охраны к Министерству имущественных отношений Иркутской области о передаче спорного нежилого помещения в федеральную собственность отказано, не является преюдициальным, так как в рамках дела N А19-21668/2011 не давалась правовая оценка договору аренды от 18.06.2012 N 60/10/12.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 мая 2014 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2014 года на основании части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
В связи с тем, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены в полном объеме, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным принят новое решение об отказе в удовлетворении первоначальных исковых требований и удовлетворении встречных исковых требований о признании недействительным в силу ничтожности договор N 60/10/12 аренды объекта недвижимости от 18.06.2012.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на Центр социальной помощи.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 мая 2014 года по делу N А19-19480/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2014 года по тому же делу отменить.
В удовлетворении первоначальных исковых требований отказать.
Встречные исковые требования удовлетворить. Признать недействительным в силу ничтожности договор N 60/10/12 аренды объекта недвижимости от 18.06.2012, заключенный между областным государственным бюджетным учреждением социального обслуживания "Территориальный центр социальной помощи семьи и детям" и федеральным государственным казенным предприятием "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области".
Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Территориальный центр социальной помощи семьи и детям" (ОГРН 1083812001283) в доход федерального бюджета 2000 рублей - государственную пошлину за кассационное рассмотрение дела.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.Н.БУРКОВА

Судьи
М.А.ПЕРВУШИНА
А.И.СКУБАЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)