Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2015 ПО ДЕЛУ N А13-4430/2015

Разделы:
Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2015 г. по делу N А13-4430/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 5 августа 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 6 августа 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А.,
при участии от Инспекции Смирнова С.Д. о доверенности от 04.03.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление-740" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 2 июня 2015 года по делу N А13-4430/2015 (судья Парфенюк А.В.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Строительное управление-740" (место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Чехова, д. 27, пом. 2; ОГРН 1123525008474; ИНН 3525279982; далее - общество, ООО "СУ-740") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области (место нахождения: 160009, г. Вологда, ул. Мальцева, д. 52; ОГРН 1053500023290; ИНН 3525148002; далее - Инспекция) от 25.03.2015 N 31-д о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.
Решением суда от 2 июня 2015 года в удовлетворении заявления общества отказано.
Общество с таким судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. В обоснование своей позиции ссылается на то, что судом не дана оценка правомерности привлечения общества к административной ответственности, а также на своевременное устранение выявленного Инспекцией нарушения.
Инспекция в отзыве и ее представитель в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с этим жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя Инспекции, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество как застройщик осуществляет строительство с привлечением денежных средств участников долевого строительства следующих объектов:
- - 16-этажного 52-квартирного жилого дома со строительным объемом 18825,36 куб. м, общей площадью здания 5532,21 кв. м, общей площадью квартир 3952,08 кв. м, расположенного по адресу: город Вологда, переулок Детский (вблизи дома N 11) на основании разрешения на строительство от 15.09.2014 N RU 35327000-253, выданного администрацией города Вологды (далее - 16 этажный дом);
- - 3-этажного 24-квартирного жилого дома со строительным объемом 6995 куб. м, общей площадью здания 1200 кв. м, общей площадью квартир 1126,25 кв. м, расположенного по адресу: город Вологда, переулок Детский (вблизи дома N 11) на основании разрешения на строительство от 15.09.2014 N RU 35327000-252, выданного администрацией города Вологды (далее - 3-этажный дом).
Общество 27.10.2014 и 19.12.2014 предоставило в Инспекцию отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 3-й и 4-й кварталы 2014 года.
На основании распоряжения от 24.12.2014 N 103 Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "СУ-740" законодательства в области долевого строительства, по результатам которой составлен акт проверки от 29.01.2015 N 60-АД.
При проверке Инспекцией установлено, что в вышеуказанной отчетности застройщика указана недостоверная информация, а именно:
- - в графе 3 Сведений о 16-этажном и 3-этажном многоквартирных домах "Информация о зарегистрированном праве собственности или праве аренды на земельный участок, предоставленный для строительства создания объекта недвижимости" недостоверно указаны земельные участки с кадастровыми номерами 35:24:0401005:206, 35:24:0401005:205, 35:24:0401005:162, 35:24:0401005:74, 35:24:0401005:211, 35:24:0401005:206, 35:24:0401005:205, 35:24:0401005:162, 35:24:0401005:74, 35:24:0401005:211, при этом в разрешениях на строительство указанных домов прописаны земельные участки с кадастровыми номерами 35:24:0401005:206, 35:24:0401005:205, 35:24:0401005:162, 35:24:0401005:74, 35:24:0401005:206, 35:24:0401005:162, 35:24:0401005:211;
- - в графе 7 Сведений о 16-этажном и 3-этажном многоквартирных домах "Информация о заключенных договорах участия в долевом строительстве" недостоверно указана общая сумма обязательств по договорам соответственно в размере 13,22 млн. руб. и 21,2 млн. руб., при этом по документам, представленным в ходе документарной проверки, данный показатель составляет 14 199,1 тыс. руб. и 22 648,54 тыс. руб.;
- - в графе 2 Сведений об использовании застройщиком привлеченных денежных средств участников долевого строительства (далее - Сведения) недостоверно указано (завышено) количество денежных средств участников долевого строительства, привлеченных застройщиком - 34,43 млн. руб. в 3-м квартале 2014 года, вместе с тем, по документам, представленным в ходе документарной проверки, значение данного показателя составляет 31 118,270 тыс. руб., в том числе сумма на оплату услуг застройщика по заключенным договорам участия в долевом строительстве 2417,749 тыс. руб. (оборотно-сальдовая ведомость по счету 76.10 за май - сентябрь 2014 года).
Соответственно, в графе 3 Сведений недостоверно указано общее количество денежных средств участников долевого строительства, привлеченных застройщиком, - 34,43 млн. руб. вместо 31,118 млн. руб.
- в графе 7 Сведений отсутствует значение показателя "Прочие расходы" при наличии таковых, а именно, сумм на оплату услуг застройщика по заключенным договорам участия в долевом строительстве в размере 2417,749 тыс. руб.
Соответственно в графе 8 Сведений общее количество израсходованных застройщиком денежных средств указано недостоверно: 35, 24 млн. руб. вместо 37,658 млн. руб.
- в графе 9 Сведений недостоверно указана информация об остатке привлеченных денежных средств участников долевого строительства на конец отчетного периода (- 0,81 млн. руб.), вместо показателя, соответствующего разнице достоверных значений граф 3 и 8, составляющего - 6,54 млн. руб. (31,118 - 37,658).
По данному факту Инспекцией 11.03.2015 в отношении общества составлен протокол N 33-д об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Начальник Инспекции, рассмотрев материалы проверки, вынес постановление от 25.03.2015 N 3-д, которым привлек общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении названного заявления.
Частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ предусмотрено, что непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) этот Закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В силу части 2 статьи 3 названного Закона право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям настоящего Закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Согласно части 11 статьи 23 Закона N 214-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является в частности выявление в ходе проведения анализа ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бухгалтерской отчетности (в том числе годовой), составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и (или) проектной декларации признаков нарушения обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В силу пункта 6 части 6 статьи 23 названного Закона уполномоченный орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Правилами представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 (далее - Правила) установлен состав, формы и порядок представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1 - 4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами.
Форма, предусмотренная приложением N 2 к названным Правилам, заполняется отдельно по каждому объекту недвижимости и представляется начиная с квартала, в течение которого был заключен первый договор, и по квартал, в течение которого застройщиком были исполнены обязательства по последнему договору (пункт 8 Правил N 645).
В пункте 7 приложения N 2 к Правилам определен состав информации о заключенных договорах участия в долевом строительстве по объекту недвижимости, в том числе, общая стоимость обязательств по договорам (млн. рублей).
Методические указания по заполнению форм ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства утверждены приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 12.01.2006 N 06-2/пз-н (далее - Методические указания).
В соответствии с Правилами в сведениях о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства должна содержаться информация о зарегистрированном праве собственности или праве аренды на земельный участок, предоставленный для строительства создания) объекта недвижимости (государственный регистрационный номер, дата регистрации) (пункт 3), информация о заключенных договорах участия в долевом строительстве по объекту недвижимости: дата заключения первого договора, общее количество заключенных договоров с начала строительства (создания), количество договоров, заключенных за отчетный период количество договоров, расторгнутых за отчетный период общая сумма обязательств по договорам (пункт 7), в сведениях об использовании застройщиком привлеченных денежных средств участников долевого строительства должно указываться количество денежных средств участников долевого строительства, привлеченных застройщиком в отчетном периоде (пункт 2), прочие расходы (пункт 7), остаток привлеченных денежных средств участников долевого строительства на конец отчетного периода (пункт 9).
В данном случае Инспекцией установлено, что в представленных заявителем сведениях и информации содержатся недостоверные сведения.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с выводом Инспекции о недостоверности указанных в сведениях кадастровых номеров участков, предоставленных заявителю для строительства, по разрешениям на строительство N RU 35327000-253, RU 35327000-252, поскольку в материалы дела не представлены указанные разрешения на строительство, равно как и иные доказательства, в том числе правоустанавливающие документы на земельные участки, правоподтверждающие документы (в частности, свидетельства о государственной регистрации права) на спорные земельные участки.
Остальные выводы Инспекции о заявлении обществом недостоверных сведений в указанных сведениях и информации подтверждены документально. Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие об обратном.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае у общества имелась возможность для соблюдения Правил, однако все зависящие от него меры по их соблюдению не были приняты. Доказательств того, что общество не имело возможности предоставить достоверную отчетность застройщика за 3-й квартал 2014 года и для этого приняты все возможные меры, в материалы дела не представлено.
Таким образом, как правомерно указано судом первой инстанции, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Наличие существенных нарушений установленного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности, судом не установлено.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление ВАС N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий от совершения правонарушения, но и в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей.
На основании пункта 18.1. постановления ВАС N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Судом первой инстанции не установлены обстоятельства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и дающие возможность расценивать данное правонарушение как малозначительное.
Следовательно, как обоснованно указано судом первой инстанции, совершенное обществом административное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Доказательства, подтверждающие доводы заявителя об устранении нарушений в материалы дела не представлены.
Наказание назначено обществу с учетом всех обстоятельств дела в пределах срока давности привлечения к административной ответственности в минимальном размере санкции части 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 2 июня 2015 года по делу N А13-4430/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление - 740" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Н.Н.ОСОКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)