Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 12.01.2012 ПО ДЕЛУ N 33-239-2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 января 2012 г. по делу N 33-239-2012


Судья М.А.Гиреев

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Мальцевой М.Е.
судей Бургановой Н.А. и Ивановой Т.Г.
при секретаре Г.
с участием прокурора Михалевой Н.А.
рассмотрела в судебном заседании 12.01.2012 года в г. Кудымкаре Пермского края кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края на решение Гайнского районного суда Пермского края от 20.10.2011 года, которым постановлено:
Обязать Администрацию Гайнского муниципального района Пермского края за счет средств, выделенных и предусмотренных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить во внеочередном порядке П.А., П.Е. и П.С. на территории Серебрянского сельского поселения Гайнского муниципального района Пермского края по договору социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее установленной нормы.
В остальной части иска прокурору Гайнского района отказать.
Заслушав доклад судьи М.Е.Мальцевой судебная коллегия

установила:

Прокурор Гайнского района обратился в суд с иском в интересах П.А. и членов ее семьи к администрации Гайнского муниципального района, Министерству финансов Пермского края, Министерству социального развития Пермского края о возложении обязанности на администрацию Гайнского муниципального района предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение П.А., относящейся к числу лиц из детей-сирот, и членам ее семьи: супругу П.Е. и малолетней дочери П.С. на условиях договора социального найма; а также возложении на Министерство финансов Пермского края и Министерство социального развития Пермского края обязанности произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его П.А. и членам ее семьи.
Указал, что истица является лицом из числа детей-сирот, так как ее мать С. лишена родительских прав. Постановлением главы Гайнского района N 123 от 14.09.2005 года несовершеннолетняя П.А. (девичья фамилия Н.) определена в Пешнигортский детский дом. До лишения матери родительских прав Н. вместе с матерью проживала в <...>, в жилом помещении, принадлежащем МО "Серебрянское сельское поселение". Данное жилое помещение в настоящее время является ветхим, требующим значительных капитальных вложений, в связи с чем постановлением главы Серебрянского сельского поселения N 24 от 13.07.2011 года П.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. П.А. с членами своей семьи П.Е. и П.С. проживают в доме родителей мужа в <...>, без прав на данное жилье. В собственности жилые помещения, как и члены семьи, не имеет, по договору социального найма жилье также не предоставлялось. В соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" П.А. гарантируется предоставление по месту жительства жилого помещения вне очереди по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал.
Истица П.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания уведомлена надлежащим образом, в письменном заявлении исковые требования прокурора поддержала.
Представитель Администрации Гайнского муниципального района в судебное заседание не явился, ходатайствовал о проведении судебного заседания в его отсутствие, исковые требования прокурора признал.
Представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства финансов Пермского края в судебное заседание не явился, ходатайствовал о проведении судебного заседания в отсутствие представителя, в возражениях с исковыми требованиями не согласился.
Представитель органа опеки и попечительства А. в судебном заседании требования прокурора поддержала.
Представитель администрации Серебрянского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания уведомлен надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Министерство социального развития Пермского края просит решение суда отменить, указывая, что при вынесении решения суд применил закон, не подлежащий применению. Оспаривая выводы суда в части предоставления истице жилого помещения с учетом членов семьи П.Е. и П.С., указывает, что Федеральный закон N 159-ФЗ не распространяет гарантий прав на имущество и жилое помещение на членов семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем жилое помещение может быть предоставлено только лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, без учета членов семьи.
В возражениях на кассационную жалобу Министерство финансов Пермского края доводы кассационной жалобы поддерживает.
Прокурор Гайнского района в возражениях с доводами жалобы не согласен, просит оставить решение без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ), выслушав прокурора Михалеву Н.А., не находит оснований для его отмены.
Судом установлено, что П.А. (Н.), дата рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как 30.05.2005 года решением Гайнского районного суда ее мать С. и отец С1. лишены родительских прав в отношении всех несовершеннолетних детей, в том числе и в отношении истицы (л.д. 9-10). Постановлением главы Гайнского района N 123 от 14.09.2005 года несовершеннолетняя Н. определена в Гайнский социальный приют для детей и подростков; пунктом 2 за несовершеннолетней закреплено жилье по адресу: <...> (л.д. 16). В связи с протестом прокурора постановлением главы Гайнского муниципального района N 338 от 11.08.2011 года положение постановления N 123, предусматривающее закрепление за несовершеннолетней жилья, отменено как противоречащее федеральному законодательству (л.д. 18). 13.07.2011 года постановлением главы Серебрянского сельского поселения N 24 П.А. поставлена на учет лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении (л.д. 8), поскольку собственного жилья, как и члены семьи, она не имеет (л.д. 19, 21). В настоящее время П.А. и члены ее семьи - супруг П.Е. и малолетняя дочь П.С. зарегистрированы и проживают с родителями по адресу <...>, без каких-либо прав на данное помещение (л.д. 11, 13).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьями 6 и 8 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.12.2004 года N 1939-419 определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
Расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.
В соответствии с п. 2 Положения "О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения.
Правильно применив нормы материального права, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истица имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма с учетом членов семьи, которые не имеют другого жилого помещения.
Указанные выводы суда послужили основанием для возложения на администрацию Гайнского муниципального района обязанности по предоставлению истице жилого помещения на территории Серебрянского сельского поселения Гайнского муниципального района с учетом членов семьи.
Доводы жалобы о незаконности решения суда, возложившего на ответчика обязанность по предоставлению жилого помещения истцу с учетом членов ее семьи, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии со ст. 69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. В силу положений действующего жилищного законодательства, дочь и муж истицы относятся к членам ее семьи; как члены одной семьи, один из которых имеет право на внеочередное предоставление жилья, в силу пункта 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ такое право имеют и другие члены семьи.
Кроме того, п. 9 ст. 1 Закона Пермского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" от 14.07.2008 г. N 255-ПК предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. В соответствии с ч. 3 ст. 9 указанного Закона, жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей.
Таким образом, поскольку региональным нормативным актом предусмотрено обеспечение жилыми помещениями указанной категории лиц с учетом членов их семей, вывод суда о предоставлении жилого помещения истцу на семью из 3 человек является правильным.
Судом возложена обязанность по предоставлению жилья истице с учетом членов ее семьи не менее установленной нормы.
Частью 3 статьи 9 Закона от 14.07.2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края" предусмотрено, что норма предоставления жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) при численности семьи три человека и более составляет 18 кв. м - на каждого члена семьи.
Судебная коллегия полагает, что, возлагая обязанность по предоставлению жилья истице с учетом членов ее семьи не менее установленной нормы, суд исходил из норм предусмотренных Законом Пермского края N 255-ПК, в связи с чем истица подлежит обеспечению жилой площадью по договору социального найма на территории Серебрянского сельского поселения Гайнского муниципального района Пермского края общей площадью не менее 54 кв. м.
Иных доводов, влияющих на законность вынесенного судом решения, кассационная жалоба не содержит.
В иной части решение суда сторонами не обжалуется, а в связи с этим в силу ч. 1 ст. 347 ГПК РФ судебной коллегией не проверятся.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Гайнского районного суда Пермского края от 20.10.2011 года по делу по иску прокурора Гайнского района в интересах П.А. и членов ее семьи к администрации Гайнского муниципального района, Министерству финансов Пермского края, Министерству социального развития Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)