Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Романенко С.Ш., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой А.В.,
при участии в заседании:
от истца - Безруков А.А., представитель по доверенности от 09.01.2013,
от ответчика - Ерошкин П.Ю., представитель по доверенности от 25.03.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 марта 2013 года в зале N 6 помещения суда апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Блаженство" на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.01.2013 по делу N А55-28270/2012, принятое судьей Ануфриевой А.Э.,
по иску Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (ОГРН 1046300456234), г. Самара,
к закрытому акционерному обществу "Блаженство" (ОГРН 1026303506514), Самарская область, Волжский район, п.г.т. Смышляевка,
о взыскании задолженности по договору аренды и пени в сумме 88 044 руб., досрочном расторжении договора аренды лесного участка,
установил:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к закрытому акционерному обществу "Блаженство" о взыскании задолженности по договору аренды за период с 01.01.2012 по 30.06.2012 в размере 80 004 руб. и неустойку за период с 11.04.2012 по 03.09.2012 в размере 8 040 руб., о досрочном расторжении договора аренды лесного участка N 250/12 от 14.11.2008.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.01.2013 исковые требования удовлетворены, с ЗАО "Блаженство" в пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области взыскано 88 044 руб., в том числе задолженность в сумме 80 004 руб., пени в сумме 8 040 руб., и расторгнут договор аренды лесного участка N 205/12 от 14.11.2008, заключенный с ЗАО "Блаженство".
Не согласившись с принятым судебным ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части расторжения договора аренды, принять по делу новый судебный акт об оставлении в данной части иска без рассмотрения. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению ответчика, истцом не соблюден предусмотренный законом и договором претензионный порядок урегулирования спора, поскольку в адрес ответчика не поступало предложения о расторжении договора аренды. Кроме этого, ответчик считает, что Министерство является ненадлежащим истцом по делу.
В судебном заседании 26.03.2013 представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал и просил ее удовлетворить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
14.11.2008 между Департаментом лесного хозяйства Самарской области (арендодатель) и ЗАО "Блаженство" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 205/12 площадью 4,0 га, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 11, категория земель: земли лесного фонда, для осуществления рекреационной деятельности, сроком на 21 год. Земельный участок передан по акту приема-передачи участка лесного фонда от 20.05.2004. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно Порядку приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ (ЛК РФ), утвержденному приказом Министерства природных ресурсов РФ N 258 от 04.10.2007 года, уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о переоформлении договоров аренды участков лесного фонда.
Таким уполномоченным органом являлся департамент лесного хозяйства Самарской области. Истец является правопреемником департамента лесного хозяйства Самарской области в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 г. N 34 о реорганизации департамента путем присоединения к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области (впоследствии переименовано в министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области на основании Постановления Правительства Самарской области от 06.08.2009 г. N 367). В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 28.04.2011. N 165 внесены в Постановление Правительства Самарской области от 18.02.2009 г. N 34 о реорганизации департамента путем присоединения к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области изменения, впоследствии "Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области".
Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34 "О реорганизации департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области" департамент реорганизован путем присоединения к министерству, и последнее, как правопреемник департамента лесного хозяйства Самарской области, является надлежащим полномочным лицом на предъявление данных требований.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 28.04.2011 N 165 в постановление Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34 внесены изменения, Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области переименовано в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
В п. 5 договора аренды лесного участка N 205/12 от 14.11.2008 указано, что арендная плата составляет 151 512 руб.
Согласно п. 6 договора, арендная плата изменяется пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых, и в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, и п. 7 договора определено, что плата вносится ежеквартально равными частями до истечения десятого дня начала следующего квартала, а за четвертый квартал не позднее 25 ноября текущего года.
Истец указывает, что ответчик в нарушение условий договора аренды лесного участка N 205/12 от 14.11.2008, не выполнил обязательства в части полного и своевременного внесения арендной платы за пользование земельным участком, и за ним, согласно расчета истца за период с 01.01.2012 по 30.06.2012 образовалась задолженность в сумме 80 004 руб.
Несвоевременная оплата арендных платежей также послужила основанием для начисления неустойки предусмотренной п. 15 договора, в размере 0,01% от суммы задолженности за каждый день просрочки, за период с 11.04.2012 по 03.09.2012 в размере 8 040 руб.
Непогашение задолженности по арендной плате послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель предоставляет арендатору имущество во временное владение и пользование за плату. При этом арендатор должен своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом (часть 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением. В предусмотренных законом случаях применяются (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи. В части 4 статьи 73 ЛК РФ определено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, размер арендной платы по договору аренды лесных участков не может быть ниже минимального размера, который определяется по ставкам, утвержденным Правительством Российской Федерации, то есть является регулируемым, и стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы.
Минимальные ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Расчет арендной платы истцом производился с учетом правил, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
При указанных обстоятельствах и в соответствии со ст. ст. 307, 309, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по арендной плате за период с 01.01.2012 по 30.06.2012 в сумме 80 004 руб. В этой части решение Арбитражного суда Самарской области не оспаривается.
Несвоевременная оплата арендных платежей также послужила основанием для взыскания с ответчика неустойки предусмотренной п. 15 договора, в размере 0,01% от суммы задолженности за каждый день просрочки, за период с 11.04.2012 по 03.09.2012 в размере 8 040 руб. Суд проверил представленный истцом расчет неустойки, признал его правильным. Из материалов дела усматривается, что ответчик ходатайства о снижении неустойки, как и доказательства ее несоразмерности, не предъявил.
В данной части решение суда первой инстанции не обжалуется.
Кроме этого, истец в рамках настоящего дела заявил требование о расторжении договора аренды.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
В силу пункта 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В соответствии с пунктом 3 статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случае, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.
Пунктом 3 статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации для договоров аренды как одного из видов обязательств установлено специальное правило, согласно которому арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок. При этом такое предупреждение само по себе не является предложением об изменении или расторжении договора. Право требовать расторжения договора возникает у арендодателя лишь в том случае, если в разумный срок арендатор не устранит соответствующее нарушение.
Как следует из пункта 3 статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации не регламентирует процедуру расторжения договора аренды, в отношениях по аренде действует общее правило, содержащееся в пункте 2 статьи 452 упомянутого Кодекса. Это означает, что, если основанием расторжения договора аренды является неисполнение арендатором возложенных на него обязанностей, арендодатель до обращения в суд с иском о досрочном расторжении договора обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок, а также предложение расторгнуть договор. Такое же толкование содержится в пункте 29 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой".
Между тем представленное истцом уведомление от 14.09.2012 N 27-05-02/10595 не может являться надлежащим доказательством, и не расценивается судебной коллегией в качестве предложения о расторжении договора аренды от 23.08.2010 N 528, поскольку не содержит четкого и однозначного уведомления о расторжении спорного договора (л.д. 32 - 33).
Поскольку в уведомлении имеется лишь предложение ответчику оплатить задолженность в течение 5 рабочих дней, а также расторгнуть договор. В случае невыполнения условий настоящего уведомления в установленный срок, Министерство будет вынуждено обратиться с требованием о взыскании задолженности и расторжении договора. Таким образом, истец непосредственно с требованием о расторжении договора аренды к ответчику не обращался.
С учетом разъяснений, содержащихся в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66, по смыслу ч. 3 ст. 619 Гражданского кодекса Российской Федерации указанная претензия сама по себе не является предложением об изменении или расторжении договора аренды. Право требовать расторжения указанного договора возникает у арендодателя лишь в том случае, если в разумный срок арендатор не устранит соответствующие нарушения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
В связи с вышеизложенным апелляционная коллегия считает, что требование Министерства о расторжении договора аренды подлежит оставлению без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования спора на основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что имеются правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта в связи с несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела и неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (пункты 3 и 4 части 1 статьи 270 АПК РФ).
Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям. Истец от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14.01.2013 года по делу N А55-28270/2012 отменить. Принять новый судебный акт.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Блаженство" (ОГРН 1026303506514), Самарская область, Волжский район, п.г.т. Смышляевка, в пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (ОГРН 1046300456234), г. Самара, 88 044 руб., в том числе задолженность в сумме 80 004 руб. и пени в сумме 8 040 руб.
Исковые требования в части досрочного расторжения договора аренды лесного участка N 250/12 от 14.11.2008 оставить без рассмотрения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Блаженство" (ОГРН 1026303506514), Самарская область, Волжский район, п.г.т. Смышляевка, в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 7 521 руб. 76 коп.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.М.БАЛАКИРЕВА
Судьи
С.Ш.РОМАНЕНКО
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.04.2013 ПО ДЕЛУ N А55-28270/2012
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2013 г. по делу N А55-28270/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Романенко С.Ш., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой А.В.,
при участии в заседании:
от истца - Безруков А.А., представитель по доверенности от 09.01.2013,
от ответчика - Ерошкин П.Ю., представитель по доверенности от 25.03.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 марта 2013 года в зале N 6 помещения суда апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Блаженство" на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.01.2013 по делу N А55-28270/2012, принятое судьей Ануфриевой А.Э.,
по иску Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (ОГРН 1046300456234), г. Самара,
к закрытому акционерному обществу "Блаженство" (ОГРН 1026303506514), Самарская область, Волжский район, п.г.т. Смышляевка,
о взыскании задолженности по договору аренды и пени в сумме 88 044 руб., досрочном расторжении договора аренды лесного участка,
установил:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к закрытому акционерному обществу "Блаженство" о взыскании задолженности по договору аренды за период с 01.01.2012 по 30.06.2012 в размере 80 004 руб. и неустойку за период с 11.04.2012 по 03.09.2012 в размере 8 040 руб., о досрочном расторжении договора аренды лесного участка N 250/12 от 14.11.2008.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.01.2013 исковые требования удовлетворены, с ЗАО "Блаженство" в пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области взыскано 88 044 руб., в том числе задолженность в сумме 80 004 руб., пени в сумме 8 040 руб., и расторгнут договор аренды лесного участка N 205/12 от 14.11.2008, заключенный с ЗАО "Блаженство".
Не согласившись с принятым судебным ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части расторжения договора аренды, принять по делу новый судебный акт об оставлении в данной части иска без рассмотрения. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению ответчика, истцом не соблюден предусмотренный законом и договором претензионный порядок урегулирования спора, поскольку в адрес ответчика не поступало предложения о расторжении договора аренды. Кроме этого, ответчик считает, что Министерство является ненадлежащим истцом по делу.
В судебном заседании 26.03.2013 представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал и просил ее удовлетворить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
14.11.2008 между Департаментом лесного хозяйства Самарской области (арендодатель) и ЗАО "Блаженство" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 205/12 площадью 4,0 га, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 11, категория земель: земли лесного фонда, для осуществления рекреационной деятельности, сроком на 21 год. Земельный участок передан по акту приема-передачи участка лесного фонда от 20.05.2004. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно Порядку приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ (ЛК РФ), утвержденному приказом Министерства природных ресурсов РФ N 258 от 04.10.2007 года, уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о переоформлении договоров аренды участков лесного фонда.
Таким уполномоченным органом являлся департамент лесного хозяйства Самарской области. Истец является правопреемником департамента лесного хозяйства Самарской области в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 г. N 34 о реорганизации департамента путем присоединения к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области (впоследствии переименовано в министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области на основании Постановления Правительства Самарской области от 06.08.2009 г. N 367). В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 28.04.2011. N 165 внесены в Постановление Правительства Самарской области от 18.02.2009 г. N 34 о реорганизации департамента путем присоединения к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области изменения, впоследствии "Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области".
Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34 "О реорганизации департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области" департамент реорганизован путем присоединения к министерству, и последнее, как правопреемник департамента лесного хозяйства Самарской области, является надлежащим полномочным лицом на предъявление данных требований.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 28.04.2011 N 165 в постановление Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34 внесены изменения, Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области переименовано в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
В п. 5 договора аренды лесного участка N 205/12 от 14.11.2008 указано, что арендная плата составляет 151 512 руб.
Согласно п. 6 договора, арендная плата изменяется пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых, и в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, и п. 7 договора определено, что плата вносится ежеквартально равными частями до истечения десятого дня начала следующего квартала, а за четвертый квартал не позднее 25 ноября текущего года.
Истец указывает, что ответчик в нарушение условий договора аренды лесного участка N 205/12 от 14.11.2008, не выполнил обязательства в части полного и своевременного внесения арендной платы за пользование земельным участком, и за ним, согласно расчета истца за период с 01.01.2012 по 30.06.2012 образовалась задолженность в сумме 80 004 руб.
Несвоевременная оплата арендных платежей также послужила основанием для начисления неустойки предусмотренной п. 15 договора, в размере 0,01% от суммы задолженности за каждый день просрочки, за период с 11.04.2012 по 03.09.2012 в размере 8 040 руб.
Непогашение задолженности по арендной плате послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель предоставляет арендатору имущество во временное владение и пользование за плату. При этом арендатор должен своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом (часть 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением. В предусмотренных законом случаях применяются (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи. В части 4 статьи 73 ЛК РФ определено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, размер арендной платы по договору аренды лесных участков не может быть ниже минимального размера, который определяется по ставкам, утвержденным Правительством Российской Федерации, то есть является регулируемым, и стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы.
Минимальные ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Расчет арендной платы истцом производился с учетом правил, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
При указанных обстоятельствах и в соответствии со ст. ст. 307, 309, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по арендной плате за период с 01.01.2012 по 30.06.2012 в сумме 80 004 руб. В этой части решение Арбитражного суда Самарской области не оспаривается.
Несвоевременная оплата арендных платежей также послужила основанием для взыскания с ответчика неустойки предусмотренной п. 15 договора, в размере 0,01% от суммы задолженности за каждый день просрочки, за период с 11.04.2012 по 03.09.2012 в размере 8 040 руб. Суд проверил представленный истцом расчет неустойки, признал его правильным. Из материалов дела усматривается, что ответчик ходатайства о снижении неустойки, как и доказательства ее несоразмерности, не предъявил.
В данной части решение суда первой инстанции не обжалуется.
Кроме этого, истец в рамках настоящего дела заявил требование о расторжении договора аренды.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
В силу пункта 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В соответствии с пунктом 3 статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случае, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.
Пунктом 3 статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации для договоров аренды как одного из видов обязательств установлено специальное правило, согласно которому арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок. При этом такое предупреждение само по себе не является предложением об изменении или расторжении договора. Право требовать расторжения договора возникает у арендодателя лишь в том случае, если в разумный срок арендатор не устранит соответствующее нарушение.
Как следует из пункта 3 статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации не регламентирует процедуру расторжения договора аренды, в отношениях по аренде действует общее правило, содержащееся в пункте 2 статьи 452 упомянутого Кодекса. Это означает, что, если основанием расторжения договора аренды является неисполнение арендатором возложенных на него обязанностей, арендодатель до обращения в суд с иском о досрочном расторжении договора обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок, а также предложение расторгнуть договор. Такое же толкование содержится в пункте 29 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой".
Между тем представленное истцом уведомление от 14.09.2012 N 27-05-02/10595 не может являться надлежащим доказательством, и не расценивается судебной коллегией в качестве предложения о расторжении договора аренды от 23.08.2010 N 528, поскольку не содержит четкого и однозначного уведомления о расторжении спорного договора (л.д. 32 - 33).
Поскольку в уведомлении имеется лишь предложение ответчику оплатить задолженность в течение 5 рабочих дней, а также расторгнуть договор. В случае невыполнения условий настоящего уведомления в установленный срок, Министерство будет вынуждено обратиться с требованием о взыскании задолженности и расторжении договора. Таким образом, истец непосредственно с требованием о расторжении договора аренды к ответчику не обращался.
С учетом разъяснений, содержащихся в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66, по смыслу ч. 3 ст. 619 Гражданского кодекса Российской Федерации указанная претензия сама по себе не является предложением об изменении или расторжении договора аренды. Право требовать расторжения указанного договора возникает у арендодателя лишь в том случае, если в разумный срок арендатор не устранит соответствующие нарушения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
В связи с вышеизложенным апелляционная коллегия считает, что требование Министерства о расторжении договора аренды подлежит оставлению без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования спора на основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что имеются правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта в связи с несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела и неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (пункты 3 и 4 части 1 статьи 270 АПК РФ).
Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям. Истец от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14.01.2013 года по делу N А55-28270/2012 отменить. Принять новый судебный акт.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Блаженство" (ОГРН 1026303506514), Самарская область, Волжский район, п.г.т. Смышляевка, в пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (ОГРН 1046300456234), г. Самара, 88 044 руб., в том числе задолженность в сумме 80 004 руб. и пени в сумме 8 040 руб.
Исковые требования в части досрочного расторжения договора аренды лесного участка N 250/12 от 14.11.2008 оставить без рассмотрения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Блаженство" (ОГРН 1026303506514), Самарская область, Волжский район, п.г.т. Смышляевка, в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 7 521 руб. 76 коп.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.М.БАЛАКИРЕВА
Судьи
С.Ш.РОМАНЕНКО
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)