Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 27.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7648/13

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июня 2013 г. по делу N 33-7648/13


Судья Р.С. Кашапов
Учет N 57

Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.Я. Калимуллина,
судей Ф.В. Хабировой, В.Г. Сазоновой,
при секретаре М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ф.В. Хабировой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя М.Р. - К.Ю. на решение Советского районного суда г. Казани от 16 апреля 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска М.Р. к администрации Советского района ИК МО г. Казани о признании отказа незаконным и признании нуждающимися в предоставлении социальной выплаты отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав выступления представителя М.Р. - К.Э. в поддержку жалобу, представителя МКУ "Администрация Советского района ИКМО г. Казани" - М.Г., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

М.Р. обратился в суд с иском к администрации Советского района ИКМО г. Казани о признании отказа незаконным и признании нуждающимися в предоставлении социальной выплаты.
В обоснование требований указал, что он с семьей в составе четырех человек (супруга и двое несовершеннолетних детей) с 25 мая 2009 года состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Советского района ИКМО г. Казани. В жилищную комиссию ответчика им было предоставлено заявление и другие необходимые документы для включения его семьи в состав подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2002 - 2010 годы. Согласно выписке из протокола заседания общественной жилищной комиссии администрации Советского района ИКМО г. Казани от 14 декабря 2012 года N 132 принято решение об исключении его семьи из списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2012 году, так как уровень обеспеченности общей площадью превысил учетную норму. Истец считал решение жилищной комиссии незаконным. Так, он и его супруга зарегистрированы в жилых помещениях, принадлежащих их родителям и приходящаяся на них площадь меньше учетной нормы в 12 кв. м. В связи с длительным не обеспечением отдельным жильем, 13 сентября 2011 года он был вынужден получить ипотечный кредит на приобретение жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, сроком на 10 лет по кредитному договору с ОАО "Сбербанк Российской Федерации". Им было получено свидетельство о государственной регистрации права совместной собственности на здание. В 2007 году стала действовать Федеральная целевая программа "Жилище 2002 - 2010 годы" и ее подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", согласно которой молодой семье может быть предоставлена социальная выплата на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам. Его семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора и имеет право на получение данной социальной выплаты.
На основании изложенного истец просил суд признать отказ жилищной комиссии в признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы необоснованным и незаконным; обязать администрацию Советского района ИКМО г. Казани признать его семью нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья и включить в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признала.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель М.Р. - К.Ю. ставит вопрос об отмене решения, указывая, что суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу о том, что истцу не полагается предоставление социальной выплаты на погашение ипотечного кредита. Поскольку истец проживает в г. Казани Республики Татарстан, в данных обстоятельствах подлежат применению Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан" на 2012 - 2015 годы, утвержденной постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 24 сентября 2011 года N 789.
Согласно пункту 1 вышеуказанных Правил социальные выплаты могут предоставляться на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, в том числе полученным до 1 января 2011 года. Буквальный смысл формулировки "в том числе" дает основания полагать, что социальные выплаты могут быть направлены на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, полученным также после 1 января 2011 года. Данный факт подтверждается также п.п. "е" п. 14 указанных правил.
Согласно абз. 6 п. 14 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан" на 2012 - 2015 годы, копия кредитного договора (договора займа), заключенного в период с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно предоставляется для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года. Дополнение пункта 14 абзацами вышеуказанного содержания, введенные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 февраля 2012 года N 170, расширили круг лиц, имеющих право на получение социальной выплаты - включив в число лиц, имеющих право на получение социальной выплаты не только граждан, заключивших кредитные договоры после 1 января 2011 года, но и до 1 января 2011 года.
В суде апелляционной инстанции представитель М.Р. - К.Э. жалобу поддержала.
Представитель МКУ "Администрация Советского района ИКМО г. Казани" - М.Г. просила в удовлетворении жалобы отказать.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
На основании статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В силу статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
- 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Из материалов дела усматривается, что семья М.Р. в составе четырех человек (истец, его супруга Ш. и двое несовершеннолетних детей) с 25 мая 2009 года состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Советского района ИКМО г. Казани. То есть истец и его семья в установленном законом порядке были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии с извещением от 20 января 2012 года N 13, направленным истцу ответчиком, М.Р. предлагается обратиться к ответчику для подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий и для включения в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2012 году. Для этого истцу необходимо было пройти перерегистрацию и предоставить обновленные документы.
На основании предоставленных документов, в соответствии с решением общественной жилищной комиссии администрации Советского района ИКМО г. Казани от 14 декабря 2012 года, утвержденного распоряжением Главы администрации Советского района ИКМО г. Казани от 28 декабря 2012 года N 2328р, истец М.Р. с семьей в составе четырех человек исключены из списка претендентов и числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" в Советском районе г. Казани на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с отсутствием оснований для государственной поддержки как нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для данного решения явился уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, который превышал учетную норму в 12 кв. м и составлял 59,27 кв. м.
Как следует из кредитного договора от 13 сентября 2011 года, М.Р., его супруга Ш. получили кредит по программе "Ипотечный" на приобретение жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес> сроком на 120 месяцев под 11,15% годовых. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27 сентября 2011 года, за истцом зарегистрировано право собственности на земельный участок и жилой дом площадью 189,4 кв. м по указанному адресу. Таким образом, после приобретения в собственность указанного жилого дома, учетная норма площади жилого помещения на одного члена семьи истца превысила минимальный размер в 12 кв. м и составила 47,35 кв. м.
Исходя из этого, суд обоснованно признал, что истец вместе со своей семьей утратили право на признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Далее, подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" предусмотрено право участников данной подпрограммы на получение социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Истец и его семья, встав на учет с 25 мая 2009 года, являлись участниками данной программы.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Поскольку к моменту утверждения указанной программы на 2011 - 2015 годы истец вместе со своей семьей нуждался в улучшении жилищных условий, состоял на соответствующем учете, с учетом того, что они к тому времени не были обеспечены жилой площадью и им не предоставлялась социальная выплата, суд приходит к правильному выводу, что истец вместе со своей семьей автоматически стали участниками Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Этот факт также подтверждается вышеуказанным извещением от 20 января 2012 года N 13, направленным истцу ответчиком, где указано, что подпрограмма "Обеспечением жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" в Республике Татарстан продлена согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан "О долгосрочной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан" на 2012 - 2015 годы". Установлено, что данная программа и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках этой программы направлены на реализацию мероприятий, установленных Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - подпрограмма), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
Как следует из названного Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, им утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, из п.п. "е" п. 2 которого следует, что социальная выплата может быть использована для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Учитывая, что согласно п.п. "е" п. 2 Правил социальная выплата может быть использована для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, полученным до 1 января 2011 года, а кредит истцом получен после 1 января 2011 года (кредитный договор от 13.09.2011), то правовых оснований для удовлетворения иска в указанной части у суда не имелось.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал решение ответчика об исключении истца и членов его семьи из списка претендентов и числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" обоснованным и законным.
Доводы апелляционной жалобы представителя М.Р. - К.Ю. об ошибочности вывода суда об отсутствии у истца права на предоставление социальной выплаты на погашение ипотечного кредита со ссылкой пункт 1, п.п. "е" п. 14, абз. 6 п. 14 Правил, поскольку, по ее мнению, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 сентября 2011 года N 789" расширен круг лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, в том числе лиц, заключивших кредитные договоры после 1 января 2011 года, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании указанного нормативного акта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, из п.п. "е" п. 2 которого следует, что социальная выплата может быть использована для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года.
Аналогичное положение содержится и в абзаце 6 п. 14 Правил, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 сентября 2011 года N 789", при этом союз "в том числе" относится не к дате заключения кредитного договора, а к видам кредитов.
Иные доводы, изложенные в жалобе представителя М.Р. - К.Ю., не могут быть приняты во внимание, поскольку также направлены на иное толкование закона.
Решение суда следует признать соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела, постановленным с учетом всех доводов сторон и представленных доказательств.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Казани от 16 апреля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя М.Р. - К.Ю. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)