Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Васильева Ю.О.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
Председательствующего Шилиной Е.М.,
судей Фетисовой Е.С., Кандалова П.М.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 26 июня 2013 года апелляционную жалобу Администрации городского поседения Нахабино Красногорского муниципального района Московской области на решение Красногорского городского суда Московской области от 09 апреля 2013 года
по делу по иску Ч.Г. к Администрации г.п. Нахабино Красногорского муниципального района Московской области об оспаривании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Фетисовой Е.С.,
объяснения представителя Администрации г.п. Нахабино Красногорского муниципального района Московской области по доверенности П.Н.Д., Ч.Г., представителя Ч.Г. по доверенности П.Н.Е.,
Ч.Г. обратился в суд с иском к Администрации г.п. Нахабино Красногорского муниципального района Московской области об оспаривании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить Ч.Г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с целью получения социальной поддержки, предусмотренной Федеральным законом "О ветеранах" и Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 23.11.2010 г. до настоящего времени зарегистрирован и проживает со своей супругой, дочерью, ее супругом, внуками и правнуком по адресу: <данные изъяты>. Являясь участником Великой отечественной войны, инвалидом 2 группы, Ч.Г. обратился в администрацию г.п. Нахабино Красногорского района Московской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося, поскольку ранее жильем как участник ВОВ истец обеспечен не был. Однако, ответчик отказал в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку семья истца совершила преднамеренные действия, направленные на ухудшение жилищных условий, зарегистрировав в квартире несовершеннолетнего П.М.С. 13.01.2011 года рождения.
Ч.Г. и его представитель в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, в удовлетворении иска просила отказать. Пояснила, что семья истца намеренно ухудшила свои жилищные условия, зарегистрировав в квартире несовершеннолетнего П.М.С., 13.01.2011 года рождения, доказательств необходимости снятия П.М.С. с учета по месту жительства матери истцом не представлено.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 09 апреля 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с постановленным решением суда, Администрация г.п. Нахабино Красногорского района Московской области подала апелляционную жалобу, согласно которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда, как постановленного в соответствии с материалами дела и требованиями материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" одной из мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за N 5-ФЗ "О ветеранах".
Вышеперечисленные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем ветеранов, инвалидов, участников Великой Отечественной войны, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Статьей 53 ЖК РФ установлены последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. В силу положений данной статьи граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ неистечение указанного в ст. 53 ЖК РФ пятилетнего срока является основанием для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов следует, что Ч.Г., 30.04.1927 года рождения, является участником Великой отечественной войны, инвалидом II группы.
С 17.12.2010 г. истец и его супруга, 14.09.1933 года рождения, зарегистрированы и проживают в трехкомнатной квартире общей площадью 68,9 кв. м, расположенной по адресу: <данные изъяты>, принадлежащей на праве собственности П.А.С. До этого времени супруги проживали в жилом доме N 18 в с. Казанском Ливенского района Орловской области, который согласно выписке из ЕГРП принадлежит на праве собственности В.Э. и В.К. по 1/2 доли каждому. При этом, жилыми помещениями и иными объектами недвижимого имущества Ч-ны на праве собственности не владеют, ранее жильем не обеспечивались, в доказательство чего предоставлены уведомления из ЕГРП и справки.
В квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты>, зарегистрированы и проживают истец, дочь истца П.А.П., ее супруг - П.А.П., внуки П.С.А. и П.Д.А., правнук П.М.С., супруга истца Ч.А.
Истец 07.02.2012 года обратился с заявлением в администрацию г.п. Нахабино Красногорского района Московской области о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с обеспеченностью общего площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.п. Нахабино от 05.03.2012 г., утвержденным постановлением от 06.03.2012 г. N 78/1.1.3, Ч.Г. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося со ссылкой на п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ и п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона Московской области N 260/2.12.2005 года.
Разрешая требования Ч.Г., суд первой инстанции указал, что из отзыва ответчика и выписки из протокола N 25/03.12 общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.п. Нахабино от 05.03.2012 года следует, что основанием для отказа послужила регистрация в квартире 25.11.2011 года несовершеннолетнего правнука истца П.М.С. 13.01.2011 года рождения, ранее проживавшего в жилом помещении по адресу <данные изъяты> Указанная квартира принадлежит на праве собственности П.О.А., матери несовершеннолетнего ребенка. Иных оснований в постановке истца на соответствующий учет в решении жилищной комиссии не приведено.
Удовлетворяя исковые требования Ч.Г., суд правомерно исходил из того, что истец, действий, ухудшающих его жилищные условия, не совершал. Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку регистрация несовершеннолетнего правнука П.М.С. произведена без участия, инициативы и без согласия истца, так как он собственником квартиры не является. Таким образом, истец по смыслу ст. 53 ЖК РФ не является лицом, ухудшившим свое положение.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 14.07.2011 г. N 945-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
С учетом изложенного, исходя из принципа презумпции добросовестности действий истца, и поскольку обратного ответчиком доказано не было, коллегия соглашается с выводом суда о том, что Ч.Г. имеет право на принятие на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, поскольку с момента продажи дома в Орловской области, где истец проживал до 17.12.2010 г., до момента подачи истцом заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося не истек пятилетний срок, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку из выписки из протокола общественной комиссии по жилищным вопросам не следует, что данное обстоятельство являлось основанием к отказу в принятии истца на учет в качестве нуждающихся, при том, что в силу ч. 2 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
Решение Красногорского городского суда Московской области от 09 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского поседения Нахабино Красногорского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-13518/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июня 2013 г. по делу N 33-13518/2013
Судья Васильева Ю.О.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
Председательствующего Шилиной Е.М.,
судей Фетисовой Е.С., Кандалова П.М.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 26 июня 2013 года апелляционную жалобу Администрации городского поседения Нахабино Красногорского муниципального района Московской области на решение Красногорского городского суда Московской области от 09 апреля 2013 года
по делу по иску Ч.Г. к Администрации г.п. Нахабино Красногорского муниципального района Московской области об оспаривании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Фетисовой Е.С.,
объяснения представителя Администрации г.п. Нахабино Красногорского муниципального района Московской области по доверенности П.Н.Д., Ч.Г., представителя Ч.Г. по доверенности П.Н.Е.,
установила:
Ч.Г. обратился в суд с иском к Администрации г.п. Нахабино Красногорского муниципального района Московской области об оспаривании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить Ч.Г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с целью получения социальной поддержки, предусмотренной Федеральным законом "О ветеранах" и Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 23.11.2010 г. до настоящего времени зарегистрирован и проживает со своей супругой, дочерью, ее супругом, внуками и правнуком по адресу: <данные изъяты>. Являясь участником Великой отечественной войны, инвалидом 2 группы, Ч.Г. обратился в администрацию г.п. Нахабино Красногорского района Московской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося, поскольку ранее жильем как участник ВОВ истец обеспечен не был. Однако, ответчик отказал в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку семья истца совершила преднамеренные действия, направленные на ухудшение жилищных условий, зарегистрировав в квартире несовершеннолетнего П.М.С. 13.01.2011 года рождения.
Ч.Г. и его представитель в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, в удовлетворении иска просила отказать. Пояснила, что семья истца намеренно ухудшила свои жилищные условия, зарегистрировав в квартире несовершеннолетнего П.М.С., 13.01.2011 года рождения, доказательств необходимости снятия П.М.С. с учета по месту жительства матери истцом не представлено.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 09 апреля 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с постановленным решением суда, Администрация г.п. Нахабино Красногорского района Московской области подала апелляционную жалобу, согласно которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда, как постановленного в соответствии с материалами дела и требованиями материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" одной из мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за N 5-ФЗ "О ветеранах".
Вышеперечисленные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем ветеранов, инвалидов, участников Великой Отечественной войны, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Статьей 53 ЖК РФ установлены последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. В силу положений данной статьи граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ неистечение указанного в ст. 53 ЖК РФ пятилетнего срока является основанием для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов следует, что Ч.Г., 30.04.1927 года рождения, является участником Великой отечественной войны, инвалидом II группы.
С 17.12.2010 г. истец и его супруга, 14.09.1933 года рождения, зарегистрированы и проживают в трехкомнатной квартире общей площадью 68,9 кв. м, расположенной по адресу: <данные изъяты>, принадлежащей на праве собственности П.А.С. До этого времени супруги проживали в жилом доме N 18 в с. Казанском Ливенского района Орловской области, который согласно выписке из ЕГРП принадлежит на праве собственности В.Э. и В.К. по 1/2 доли каждому. При этом, жилыми помещениями и иными объектами недвижимого имущества Ч-ны на праве собственности не владеют, ранее жильем не обеспечивались, в доказательство чего предоставлены уведомления из ЕГРП и справки.
В квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты>, зарегистрированы и проживают истец, дочь истца П.А.П., ее супруг - П.А.П., внуки П.С.А. и П.Д.А., правнук П.М.С., супруга истца Ч.А.
Истец 07.02.2012 года обратился с заявлением в администрацию г.п. Нахабино Красногорского района Московской области о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с обеспеченностью общего площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.п. Нахабино от 05.03.2012 г., утвержденным постановлением от 06.03.2012 г. N 78/1.1.3, Ч.Г. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося со ссылкой на п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ и п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона Московской области N 260/2.12.2005 года.
Разрешая требования Ч.Г., суд первой инстанции указал, что из отзыва ответчика и выписки из протокола N 25/03.12 общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.п. Нахабино от 05.03.2012 года следует, что основанием для отказа послужила регистрация в квартире 25.11.2011 года несовершеннолетнего правнука истца П.М.С. 13.01.2011 года рождения, ранее проживавшего в жилом помещении по адресу <данные изъяты> Указанная квартира принадлежит на праве собственности П.О.А., матери несовершеннолетнего ребенка. Иных оснований в постановке истца на соответствующий учет в решении жилищной комиссии не приведено.
Удовлетворяя исковые требования Ч.Г., суд правомерно исходил из того, что истец, действий, ухудшающих его жилищные условия, не совершал. Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку регистрация несовершеннолетнего правнука П.М.С. произведена без участия, инициативы и без согласия истца, так как он собственником квартиры не является. Таким образом, истец по смыслу ст. 53 ЖК РФ не является лицом, ухудшившим свое положение.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 14.07.2011 г. N 945-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
С учетом изложенного, исходя из принципа презумпции добросовестности действий истца, и поскольку обратного ответчиком доказано не было, коллегия соглашается с выводом суда о том, что Ч.Г. имеет право на принятие на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, поскольку с момента продажи дома в Орловской области, где истец проживал до 17.12.2010 г., до момента подачи истцом заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося не истек пятилетний срок, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку из выписки из протокола общественной комиссии по жилищным вопросам не следует, что данное обстоятельство являлось основанием к отказу в принятии истца на учет в качестве нуждающихся, при том, что в силу ч. 2 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Красногорского городского суда Московской области от 09 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского поседения Нахабино Красногорского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)