Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.03.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2138/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 марта 2012 г. по делу N 33-2138/2012


Председательствующий: Попова Э.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.
судей Омского областного суда Подвязниковой Н.А., Шукеновой М.А.,
при секретаре И.
рассмотрела в судебном заседании 29 марта 2012 года дело по частной жалобе представителя Правительства Омской области Г. на определение Центрального районного суда города Омска от 24 февраля 2012 года, которым постановлено:
"Произвести замену стороны в исполнительном производстве - Администрацию города Омска в лице департамента жилищной политики Администрации города Омска на Омскую область в лице Правительства Омской области по правоотношениям, возникшим на основании решения Центрального районного суда города Омска от 13 января 2011 года, принятому по гражданскому делу N по иску В. к Администрации города Омска о предоставлении жилого помещения вне очереди, исполнение решения суда произвести за счет средств бюджета Омской области".
Заслушав доклад судьи областного суда Лисовского В.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

установила:

Администрация г. Омска обратилась в суд с заявлением об изменении порядка исполнения решения суда и замены стороны в исполнительном производстве, возбужденном на основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом г. Омска, о возложении на Администрацию г. Омска в лице Департамента жилищной политики Администрации г. Омска обязанности предоставить В. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет субвенций бюджета Омской области. В обоснование заявления указывалось на невозможность исполнения решения суда в установленном порядке в связи с отсутствием в настоящее время у органов местного самоуправления обязанности по исполнению государственных полномочий по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с изменением законодательства. Просили заменить их как должника на процессуального правопреемника Правительство Омской области, а также изменить порядок исполнения решения суда, возложив обязанность по обеспечению В. жилым помещением по договору социального найма вне очереди за счет бюджета Омской области на Правительство Омской области.
В судебном заседании представители Администрации г. Омска, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска Т. и Я. заявление поддержали.
Истец В. в судебном заседании против удовлетворения заявления не возражал.
Представитель Правительства Омской области З. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что указанная обязанность должна быть возложена на Министерство образования Омской области, являющееся главным распорядителем бюджетных средств для предоставления жилья указанной категории граждан.
Представитель Министерства финансов Омской области Б. в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал, указав на наличие у Администрации города обязанности по исполнению решения суда, постановленного в 2011 году.
Министерство образования Омской области, УФССП России по Омской области в судебное заседание представителей не направили, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие. В письменном заявлении судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области П. указала на отсутствие по состоянию на 24.02.2012 г. сведений об исполнении исполнительного документа.
Судом постановлено изложенное выше определение.
В частной жалобе представитель Правительства Омской области Г. просит определение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, наличие правовых оснований для возложения обязанности по исполнению решения суда на Министерство образования Омской области, как уполномоченный на осуществление соответствующих функций орган исполнительной власти, являющийся главным распорядителем бюджетных средств, выделение которых предусмотрено Законом Омской области от 22.11.2011 г. N 1403-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 г. и на плановый период 2013-2014 г." для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Правительства Омской области Г., поддержавшей частную жалобу, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит оснований для отмены обжалуемого определения.
Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда г. Омска от 13.01.2011 г. на Администрацию города Омска в лице Департамента жилищной политики Администрации города Омска возложена обязанность предоставить В., состоящему на учете в органах местного самоуправления муниципального образования город Омск в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории "дети-сироты", жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет субвенций бюджета Омской области. На основании исполнительного листа N от 25.01.2011 г., выданного Центральным районным судом г. Омска, было возбуждено исполнительное производство от 08.02.2011 г. N в отношении должника Администрации г. Омска в лице департамента жилищной политики Администрации г. Омска.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Аналогичные основания правопреемства предусмотрены статьей 44 ГПК РФ.
По смыслу закона основанием для процессуального правопреемства является переход субъективных материальных прав и обязанностей от одного лица к другому. Процессуальное правопреемство обусловливается правопреемством в материальном праве.
С учетом положений действующего на момент рассмотрения настоящего заявления законодательства, регулирующего порядок исполнения обязательств государства по внеочередному обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот, суд обоснованно пришел к выводу об исключении с 01.01.2012 г. из ведения органов местного самоуправления городского округа город Омск передававшихся ранее полномочий по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма указанной выше категории граждан, поскольку в соответствии с Законом Омской области от 23.11.2011 N 1407-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" обеспечение жилой площадью по договорам социального найма указанной категории граждан на данное время производится в порядке, установленном Правительством Омской области, и нормы закона о передаче данных государственных полномочий органам местного самоуправления утратили силу.
Поскольку В. имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, и соответствующие обязательства уполномоченными государственными и муниципальными органами не были исполнены как на момент возникновения у него такого права, так и в рамках исполнительного производства, их исполнение в настоящее время должно производиться в соответствии с нормами ныне действующего законодательства.
Доводы представителя Правительства Омской области об отсутствии оснований для замены стороны в исполнительном производстве в связи с тем, что реорганизации должника не было, являются несостоятельными, поскольку установленный приведенными выше нормами права перечень оснований для замены должника не является исчерпывающим, и реорганизация должника - юридического лица не является единственным основанием правопреемства. В данном случае замена должника в установленном судебным решением обязательстве обусловлена изменением нормативного регулирования, что не противоречит закону.
Тот факт, что обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, реализации мер социальной поддержки таких граждан относится к компетенции Министерства образования Омской области, которое является главным распорядителем бюджетных средств областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями вышеуказанной категории лиц, не свидетельствует о наличии правовых оснований для возложения на данное Министерство обязанности по исполнению настоящего судебного акта, поскольку в силу положений действующего законодательства обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма состоящих на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), производстве в порядке, установленном Правительством Омской области. На момент рассмотрения настоящего заявления такой порядок Правительством Омской области утвержден не был, полномочиями по заключению договоров социального найма Министерство образования Омской области не было наделено.
Ссылки представителя Правительства Омской области на утверждение Порядка обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), Постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 г. N 56-п не могут приниматься во внимание, поскольку на момент рассмотрения заявления такой Порядок еще не действовал.
В соответствии со ст. 2 Закона Омской области от 5 декабря 2003 г. N 483-ОЗ "О Правительстве Омской области" Правительство Омской области - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Омской области. Правительство Омской области возглавляет систему органов исполнительной власти Омской области. Правительство Омской области в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Омской области, федерального и областного законодательства на территории Омской области, осуществляет систематический контроль за их выполнением органами исполнительной власти Омской области, принимает меры по устранению нарушений законодательства.
При указанных обстоятельствах вывод суда о наличии у Правительства Омской области обязанности по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот является обоснованным, а постановленное определение, которым произведена замена должника в исполнительном производстве на Омскую область в лице Правительства Омской области и на Правительство возложена обязанность по обеспечению В. жилым помещением по договору социального найма вне очереди за счет средств бюджета Омской области - законным и обоснованным. Нарушений норм процессуального права при его вынесении не допущено, оснований к его отмене или изменению нет.
Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

определила:

Определение Центрального районного суда города Омска от 24 февраля 2012 года оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)