Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 11.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7275/13

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 сентября 2013 г. по делу N 33-7275/13


Судья: Долженко В.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.,
судей Алешко О.Б., Тарасовой О.Н.,
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России на решение Алейского городского суда Алтайского края от 25 марта 2013 года
по делу по иску К.В.Г. к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, Департаменту имущественных отношений МО РФ, Министерству обороны РФ, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, Территориальному отделу номер 2 ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании права на приватизацию жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Алешко О.Б., судебная коллегия

установила:

К.В.Г. и К.Н. обратились в суд с иском к ответчикам о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая на то, что они на основании ордера от ДД.ММ.ГГ *** и договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГ, выданного войсковой частью ***, занимают ведомственное жилое помещение по адресу: <адрес> Алтайского края. В приватизации жилых помещений ранее не участвовали.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных этим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с указанной нормой они обратились с заявлением в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" г. Чита, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" о передаче в собственность квартиры в многоквартирном доме, занимаемой на основании ордера. К заявлению были приложены все необходимые для приватизации документы. Указанными учреждениями в передаче жилья в собственность им было отказано.
Просят признать за ними право совместной долевой собственности по <данные изъяты> доли каждому в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
18 февраля 2013 года от истца К.В.Г. поступило уточненное исковое заявление, согласно которому просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, поскольку его супруга соистец - К.Н. ДД.ММ.ГГ умерла, то есть уже после подачи искового заявления.
Истец К.В.Г. и его представитель Ж. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме, дополнив, что жилое помещение истцу было предоставлено в связи с его трудовыми отношениями в Министерстве обороны РФ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проходил военную службу в войсковой части ***. Жилое помещение, с момента вселения, им занимается на условиях социального найма. Жилищный сертификат на отселение из закрытого военного городка он не получал. В квартире проживает с дочерью, ее супругом и внуком, при этом они заявили отказ от участия в приватизации.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 25 марта 2013 года исковые требования К.В.Г. удовлетворены.
Признано за К.В.Г. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв. м, жилой площадью <данные изъяты> кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, улица <адрес>.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России просил решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что спорное жилое помещение предоставлено К.В.Г. как военнослужащему - прапорщику на основании ордера от ДД.ММ.ГГ на состав семьи из 4 человек в связи с прохождением им военной службы с 1969 г. по 1986 г. Впоследствии ДД.ММ.ГГ ДУ-6 заключен договор найма жилого помещения. Однако, домоуправления не уполномочены заключать договоры найма жилых помещений с гражданами, поскольку данные полномочия закреплены только за КЭЧ районов (гарнизонов). Лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное жилое помещение, подлежат выселению во всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. К-ны не предоставили ни одного основания, чтобы считать договор найма жилого помещения договором социального найма. Служебные жилые помещения не подлежат приватизации. Кроме того, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу.
В письменном возражении на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебную коллегию по гражданским делам поступило ходатайство истца К.В.Г. об отложении судебного заседания в связи с отъездом в отпуск его представителя Ж. С учетом мнения явившегося участника процесса, судебная коллегия отказала в удовлетворении данного ходатайства, посчитав указанную причину неуважительной.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам жалобы.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
На основании ст. 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 4 настоящего Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Статьей 11 указанного Закона установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Из материалов дела усматривается, что К.В.Г. зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной в военном городке города Алейска Алтайского края по <адрес>. Согласно ордера *** от ДД.ММ.ГГ прапорщику К.В.Г. на состав семьи из четырех человек: жены Н., дочерей Н. и М., предоставлена квартира по <адрес>.
Как следует из архивной справки N К-1, выданной архивным отделом администрации г. Алейска, по документам архивного фонда Алейского горисполкома, на основании решения исполкома Алейского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ *** <адрес> была переименована в проспект им.<адрес>.
Согласно выписки из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГ нанимателем квартиры *** по <адрес> является К.В.Г. По данному адресу также зарегистрированы: истец - К.В.Г., его жена - К.Н., дочь - К.М., зять - К.И., внук - К.В.И.
Согласно свидетельства о смерти II-ТО ***, выданного ДД.ММ.ГГ ОЗАГС администрации г. Алейска, К.Н. умерла ДД.ММ.ГГ, о чем составлена актовая запись о смерти ***.
Как следует из заявления на передачу в собственность квартиры в многоквартирном доме, К.В.Г. изъявил желание приватизировать вышеуказанное жилое помещение, при этом дочь, зять и внук истца К.М., К.И., К.В.И. заявили отказ от участия в приватизации квартиры *** по <адрес>. Истец ранее не участвовал в приватизации, на праве собственности жилых помещений не имеет.
Ст. 4 вышеуказанного Закона РФ установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения. В представленном истцом ордере на жилое помещение не указано, что К.В.Г. предоставляется служебное жилое помещение, также в ордере отсутствует "Красная полоса", присущая ордерам по служебным квартирам.
К тому же, ДД.ММ.ГГ ДУ *** при войсковой части *** с нанимателем К.В.Г. заключен договор найма жилого помещения.
Из пояснений истца К.В.Г. следует, что спорная квартира ему была предоставлена в связи с трудовыми отношениями с Министерством обороны РФ. Данное обстоятельство подтверждается записями в трудовой книжке на имя истца, согласно которым с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проходил военную службу в войсковой части <данные изъяты>. Впоследствии ДД.ММ.ГГ К.В.Г. был принят на должность техника в войсковую часть 34159 и был уволен ДД.ММ.ГГ.
Как следует из представленных доказательств, деятельность Алейской КЭЧ прекращена путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1871 ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, в том числе Алейской квартирно-эксплуатационной части.
ДД.ММ.ГГ на основании передаточного акта Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации передано имущество, документы, а также права и обязанности Алейской КЭЧ. Из приложения к указанному акту следует, что Алейской КЭЧ передан, а ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации принят, в том числе, жилой дом по <адрес>.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 марта 2012 года N 422-р Федеральное государственное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Из архивной справки от ДД.ММ.ГГ, выданной архивным отделом администрации г. Алейска Алтайского края, а также в соответствии с ответом администрации г. Алейска Алтайского края следует, что по сведениям администрации города в муниципальной собственности города Алейска жилое помещение *** по адресу: <адрес> отсутствует, сведения о включении квартиры в число служебных квартир также отсутствуют.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N 752-р г. Алейск Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года N 1779-р "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности" был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации Алтайский край исключен.
Истцом в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации было направлено заявление по вопросу о передаче ему в собственность занимаемого жилого помещения на основании Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", однако в удовлетворении его было отказано.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ответу ФГКУ "Центррегионжилье" 2 отдел г. Новосибирск от ДД.ММ.ГГ, в адрес Алейского городкого суда Алтайского края жилое помещение по адресу: <адрес>, к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения.
Между тем, согласно ответов ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" г. Чита, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" г. Екатеринбург К.В.Г. от 10 декабря и ДД.ММ.ГГ соответственно отказано в выдаче разрешения на приватизацию спорного жилого помещения, поскольку в настоящее время нормативная база по приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, находится на стадии разработки и утверждения, полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан руководителям учреждений не предоставлены, полномочия собственника жилищного фонда, переданного ФГУКЭУ КЭЧ районов в Сибирском округе, осуществляет ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" г. Чита.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводом суда о наличии оснований для удовлетворения требований истца.
В силу ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Согласно положениям ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР выдача ордеров в закрытых военных городках производилась не органами местного самоуправления, а квартирно-эксплуатационной частью района (гарнизона).
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26.12.1984 N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
Давая оценку указанным правовым нормам жилищного законодательства, а также учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР, можно сделать вывод о том, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
В порядке ст. ст. 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчики ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представили допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса специализированного жилого помещения, а наоборот, в материалах дела присутствует информация ФГКУ "Центррегионжилье" 2 отдел о том, что спорное жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения. Доказательств, свидетельствующих об изменении статуса спорного жилого помещения в порядке, установленном действующим в настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации, не предоставлено.
При таких обстоятельствах, поскольку статус закрытого военного городка снят, следует признать, что после снятия статуса закрытого военного городка наниматель, занимает жилое помещение по договору социального найма.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу, не свидетельствует о незаконности судебного акта, поскольку в качестве ответчиков по делу участвуют - Министерство обороны Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, 2-ой отдел ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации. При этом Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его региональные отделения осуществляют функции по предоставлению жилья гражданам, находящимся в трудовых либо служебных отношениях с Министерством обороны Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущества и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.
Довод жалобы о том, что домоуправления не были уполномочены заключать договоры найма жилых помещений с гражданами, поскольку данные полномочия были закреплены только за КЭЧ районов (гарнизонов) судебная коллегия отклоняет, поскольку указанный договор найма жилого помещения оценивался при вынесении решения в совокупности с остальными собранными по делу доказательствами.
Апелляционная жалоба не опровергает выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, в связи с чем не могут служить основанием к отмене либо изменению постановленного судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 25 марта 2013 года оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)