Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 20.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6676/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 августа 2013 г. по делу N 33-6676/2013


Судья: Завертайлов В.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Рудь Е.П., Сачкова А.Н.,
с участием прокурора Фарафоновой Т.А.,
при секретаре Г.Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 июня 2013 года
по иску прокурора <адрес> в интересах Е.В.Д. к администрации <адрес>, администрации <адрес>, Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Явкиной М.А., судебная коллегия

установила:

<адрес>, действуя в интересах Е.В.Д., обратился в суд с иском к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации <адрес>, администрации <адрес> с требованиями о признании за Е.В.Д. права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь; возложении на администрацию <адрес>, Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обязанности распределить администрации <адрес> в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, для предоставления Е.В.Д. в черте муниципального образования - <адрес> благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы - 33 кв. м, с учетом его права на дополнительную жилую площадь; возложении на администрацию <адрес> обязанности предоставить Е.В.Д. вне очереди в черте муниципального образования - <адрес> благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы - 33 кв. м, с учетом права на дополнительную жилую площадь, в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано на то, что Е.В.Д. является ветераном боевых действий, инвалидом второй группы, проживает в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, занятой несколькими семьями. Также Е.В.Д. страдает заболеванием, которое относится к перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** Е.В.Д. признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, нуждающихся в жилых помещениях по<адрес>. Кроме того, Е.В.Д. состоит в администрации <адрес> на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с <данные изъяты> года на общих основаниях и среди сотрудников милиции, с <данные изъяты> года - среди ветеранов боевых действий. До настоящего времени жилым помещением в установленном законом порядке истец не обеспечен.
В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора указал, что обязанность по выделению Е.В.Д. жилого помещения необходимо возложить на управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены частично.
За Е.В.Д. признано право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
На Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству возложена обязанность предоставить Е.В.Д. во внеочередном порядке по договору социального найма в границах муниципального образования - <адрес> благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв. м, в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласился ответчик Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, подав на него апелляционную жалобу с просьбой об отмене судебного постановления и принятии нового об отказе в иске.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что вывод суда о возложении на Управление обязанности предоставить жилое помещение истцу противоречит нормам действующего законодательства. В ст. 5 Закона Алтайского края от 12.12.2006 года N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" содержится исчерпывающий перечень лиц, которым предоставляется жилое помещение субъектом федерации. Законом Алтайского края от 11.10.2012 года N 74-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края" в названный закон Алтайского края N 136-ЗС были внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2013 года, согласно которым ранее имевшийся пункт 5 ст. 5 Закона, предусматривавший право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования иным категориям граждан, определенных федеральным законом и законом Алтайского края, признан утратившим силу. В связи с чем с 01 января 2013 года полномочия Управления четко определены, предоставление жилых помещений инвалидам, вставшим на учет после 01 января 2005 года, не входит в компетенцию ответчика. Суд, рассматривая спор, фактически применил недействующую с 01.01.2013 г. норму права.
Неправомерно руководствуясь только тем, что осуществление государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории края возложено на Управление, судом принято решение о возложении на ответчика обязанности по предоставлению жилья категории лиц, которая не обладает таким правом.
Истцом не представлено доказательств наличия совокупности юридических фактов, установленных п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимых для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и, как следствие, права на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении спора судом не дана оценка тому факту, что в квартире истец Е.В.Д. проживает со своей матерью и братом одной семьей, лицевой счет не разделен, договор безвозмездного пользования между собственниками и истцом не заключен. Проживание в квартире одной семьи, в составе которой имеется подобный больной, не является самостоятельным основанием для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях и признания за гражданином права на предоставление жилого посещения.
Надлежащим ответчиком по делу являются органы местного самоуправления - администрация г. Барнаула и администрация соответствующего района г. Барнаула, так как на них в силу ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возложены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, к которым относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями.
Суд неверно истолковал закон, применив норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленную ст. 8 Закона Алтайского края N 136-ЗС в размере 33 кв. м для одиноко проживающего гражданина, так как данная норма предусмотрена для предоставления жилого помещения категориям граждан, указанным в ст. 5 Закона N 136-ЗС, где отсутствуют инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов. С 01.01.2013 г. данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. В судебном решении отсутствует правовое обоснование расчета нормы предоставления жилого помещения истцу.
В возражениях прокурора на жалобу содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав процессуального истца, возражавшего относительно удовлетворения жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Часть 3 указанной статьи гласит, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющего иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Согласно пункту 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В соответствии с указанным Перечнем к тяжелой форме хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире относится заболевание по МКБ-<данные изъяты>.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Е.В.Д. проживает в <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, которая принадлежит на праве собственности Е.Т.А. (л.д. 25, 26, 35).
Согласно выписки из домовой книги в указанном жилом помещении зарегистрированы: Е.Т.А. (мать истца), Е.В.Д. (истец), Б.М.К. (сестра матери истца), П.А.К. (брат истца) (л.д. 25).
Также из представленных доказательств, судом установлено, что в квартире фактически проживают четыре семьи. Доказательств, опровергающих данный факт ответчиком не представлено, в связи с чем доводы жалобы, что истец проживает одной семьей со своей матерью и братом, что не является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении, во внимание не принимаются.
Е.В.Д. является инвалидом <данные изъяты> группы по заболеванию, полученному в период службы, инвалидность установлена бессрочно (л.д. 13).
По заключению врачебной комиссии КГБУЗ "<данные изъяты>" от ДД.ММ.ГГ *** Е. имеет право на пользование дополнительной жилой площадью, страдает заболеванием с указанием диагноза <данные изъяты> (л.д. 14).
По делу также установлено, что на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** Е.В.Д. признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, нуждающихся в жилых помещениях, по<адрес>.
Поскольку п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. N 378, постольку Е.В.Д. как лицо, подпадающее под данную группу граждан, подлежит обеспечению вне очереди жилым помещением.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 4 Закона Алтайского края от 12.12.2006 г. N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края; принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими; ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений, список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края).
Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма; на основании сводного реестра предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год; после получения всех необходимых документов рассматривает их в течение 15 рабочих дней и принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (ч. ч. 1, 2 ст. 6, ч. 4 ст. 11 Закона Алтайского края от 12.12.2006 г. N 136-ЗС).
Уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству (п. 1 Положения об управлении Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденного постановлением Администрации края от 10 апреля 2006 года N 145).
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что именно у Управления возникла обязанность по предоставлению истцу жилья во внеочередном порядке.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
Доводы жалобы ответчика о том, что на органы государственной власти субъекта Российской Федерации не возлагается обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, не подлежит удовлетворению, поскольку направлен на иное толкование норм материального права.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года N 551-О-О предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях, независимо от их имущественного положения.
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит специальное регулирование порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма.
Однако, как указал Конституционный Суд РФ, данное обстоятельство не исключает обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, в том числе и инвалидов, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Действующий на территории Алтайского края закон "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" с 01.01.2013 года не содержит прямого указания на обеспечение жилыми помещениями иных категорий граждан, определенных федеральным законом или законом Алтайского края. Однако указанное обстоятельство не исключает из полномочий органа субъекта федерации решение отнесенных к его ведению Конституцией Российской Федерации вопросов социальной поддержки в отношении инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Таким образом, инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне, чье право на внеочередное предоставление жилья предусмотрено ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относятся к категории граждан, которые имеют право на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу, что субъект Российской Федерации является ответственным лицом за обеспечение Е.В.Д. жилым помещением, в связи с чем доводы жалобы о надлежащем ответчике - органе местного самоуправлении во внимание не принимаются.
Не находит судебная коллегия состоятельным довод жалобы о незаконности постановки материального истца на учет в качестве нуждающегося.
Представленные в материалы дела доказательства об отсутствии у Е.В.Д., являющегося инвалидом, на праве собственности жилых помещений, о диагнозе заболевания, правильно оценены органом местного самоуправления в качестве основания для постановки его на учет среди лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, нуждающихся в жилых помещениях.
Довод жалобы о неверном определении судом размера предоставляемого жилого помещения во внимание не принимается, так как указанный размер правильно установлен судом исходя из ст. 8 Закона Алтайского края от 12.12.2006 г. N 136-ЗС, согласно которой норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина.
Апелляционная жалоба не содержит обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрения дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку доводы жалобы направлены на иное толкование закона, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Ленинского районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)