Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.
судей Михляевой Г.А.
Салихова Х.А.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан на решение Калтасинского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
иск прокурора адрес Республики Башкортостан, действующего в интересах Х. к Администрации MP адрес Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить.
Обязать Администрацию MP Калтасинский Республики Башкортостан предоставить Х., дата года рождения по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее...
Заслушав доклад судьи Салихова Х.А., судебная коллегия
установила:
адрес Республики Башкортостан, действуя в интересах Х., обратился в суд с иском к администрации муниципального района адрес РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Свои требования мотивировал тем, что мать Х. - К. умерла дата, а его отец - Ф. умер дата В июне 2010 года Х. закончил учебу в МОБУ СОШ N... адрес, в тот же год поступил на учебу в ГБОУ НПО Профессиональный лицей N... адрес РБ, где с дата по в настоящее время обучается по очной форме и проживает по адресу: адрес, адрес Х. достиг совершеннолетия. В настоящее время он официально не трудоустроен, не женат, детей не имеет.
Постановлением главы администрации MP адрес РБ от дата N... Х. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, так как собственного или закрепленного жилья он не имеет. После окончания школы и исполнения 18 лет жилье Х. предоставлено не было.
Решением Совета MP адрес РБ от дата N... установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере от... общей площади жилого помещения на одного человека.
Х. имеет право на получение жилья вне очереди, однако, до настоящего времени жильем не обеспечен, чем нарушены его жилищные права.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда, как необоснованного и незаконного. В обоснование жалобы указано, что вывод суда о том, что реализация права на предоставление жилого помещения по договору социального найма должна иметь место незамедлительно после его возникновения, не подтвержден нормами права. Федеральное законодательство возлагает обязанности по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ, которые могут своими законами передать отдельные полномочия органам местного самоуправления, предоставляя при этом финансовые ресурсы на их выполнение. Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. В заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот на 2013 год были включены дети-сироты в количестве 15 человек. Х. в списке на предоставление жилья путем выделения лимитов из республиканского бюджета в 2013 году состоит под номером 10. Однако для обеспечения жильем указанных детей-сирот, состоящих в списке до Х., денежных средств из бюджета Республики Башкортостан не поступало.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на рассмотрение дела в апелляционном порядке, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в редакции, действовавшей на момент постановки Х. на учет дата).
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам является государственным полномочием субъекта РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.
Законом Республики Башкортостан "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что указанная категория детей обеспечивается жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти (ч. 4 статьи 8).
Согласно Закону Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года N 451-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан.
В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Республики Башкортостан 28 декабря 2005 года N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Как видно из приведенных положений норм законодательства, в их взаимосвязи, иного порядка, кроме как путем передачи Правительством Республики Башкортостан бюджетам соответствующих муниципальных образований субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год, финансирование исполнения администрацией MP адрес РБ государственной обязанности по обеспечению вышеуказанных лиц жилыми помещениями, не предусмотрено.
Решением Совета МР адрес Республики Башкортостан N... от дата установлена норма площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется общая площадь жилого помещения, предоставляемого семье, в размере от... общей площади жилого помещения на одного человека.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Х. родился дата в адрес РБ, что подтверждается копией паспорта (...
Как усматривается из свидетельств о смерти, мать Х. - К. скончалась дата, отец - Ф. скончался дата (...
На основании постановления администрации адрес N ... от 14 августа 2009 года Х. назначен попечитель Хасанов Д.Ф., этим же постановлением было определено место жительство Х. на период опеки по месту жительства попечителя по адресу: РБ, адрес (...).
Постановлением главы администрации MP адрес РБ от дата N... Х. поставлен на учет для предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения с последующим предоставлением жилплощади в соответствии с действующим жилищным законодательством (...).
Факт нуждаемости и обоснованность постановки Х. администрацией MP адрес РБ на учет для предоставления жилья сторонами в судебном заседании не оспаривался.
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права, обстоятельства дела и пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора адрес в интересах Х. о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма, предъявленные к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, подлежат удовлетворению.
Возлагая на администрацию муниципального района адрес РБ обязанность по представлению Х. жилого помещения по договору социального найма, суд верно исходил из положений ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от дата N 159-ФЗ, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от дата N 131-ФЗ, Закона Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" от дата N...-з с учетом внесенных в него изменений согласно Закону Республики Башкортостан от дата N...-з, согласно которым обязанность по внеочередному обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления Республики Башкортостан, которые осуществляют переданные им полномочия за счет финансовых средств, предоставляемых муниципальным образованиям из бюджета Республики Башкортостан в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законодательством Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Таким образом, действующим законодательством на администрацию МР адрес РБ возложена обязанность по предоставлению Х. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в черте адрес Республики Башкортостан, отвечающего установленным социальным нормам, санитарным и техническим требованиям.
Доводы апелляционной жалобы о том, что финансовых средств для предоставления жилья Х. недостаточно, поскольку не обеспечены жильем другие лица, относящиеся к числу детей-сирот и включенные в список до Х., не могут повлечь отмену либо изменение решения суда, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющему указанное право, от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом. При этом отсутствие или нехватка денежных средств в местном бюджете не освобождает орган местного самоуправления от предоставления жилья гражданам, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Вместе с тем, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" в решении суда должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд по заявленному иску, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении.
Как было установлено выше, государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке администрации муниципального района адрес РБ, которая обязана обеспечить данную категорию лиц за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что возлагая на администрацию муниципального района адрес РБ обязанность по представлению жилья Х., исходя из приведенных выше правовых норм, суду следовало указать на источник исполнения данного государственного полномочия ответчиком. Поскольку данный вопрос в решении не был разрешен судом, что вызовет затруднения при его исполнении, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в указанной части.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Калтасинского районного суда Республики Башкортостан от дата изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
обязать администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан предоставить Х.,, дата года рождения, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее... за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Председательствующий
О.Ю.КРИВЦОВА
Судьи
Г.А.МИХЛЯЕВА
Х.А.САЛИХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 16.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-8712/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июля 2013 г. по делу N 33-8712/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.
судей Михляевой Г.А.
Салихова Х.А.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан на решение Калтасинского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
иск прокурора адрес Республики Башкортостан, действующего в интересах Х. к Администрации MP адрес Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить.
Обязать Администрацию MP Калтасинский Республики Башкортостан предоставить Х., дата года рождения по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее...
Заслушав доклад судьи Салихова Х.А., судебная коллегия
установила:
адрес Республики Башкортостан, действуя в интересах Х., обратился в суд с иском к администрации муниципального района адрес РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Свои требования мотивировал тем, что мать Х. - К. умерла дата, а его отец - Ф. умер дата В июне 2010 года Х. закончил учебу в МОБУ СОШ N... адрес, в тот же год поступил на учебу в ГБОУ НПО Профессиональный лицей N... адрес РБ, где с дата по в настоящее время обучается по очной форме и проживает по адресу: адрес, адрес Х. достиг совершеннолетия. В настоящее время он официально не трудоустроен, не женат, детей не имеет.
Постановлением главы администрации MP адрес РБ от дата N... Х. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, так как собственного или закрепленного жилья он не имеет. После окончания школы и исполнения 18 лет жилье Х. предоставлено не было.
Решением Совета MP адрес РБ от дата N... установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере от... общей площади жилого помещения на одного человека.
Х. имеет право на получение жилья вне очереди, однако, до настоящего времени жильем не обеспечен, чем нарушены его жилищные права.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда, как необоснованного и незаконного. В обоснование жалобы указано, что вывод суда о том, что реализация права на предоставление жилого помещения по договору социального найма должна иметь место незамедлительно после его возникновения, не подтвержден нормами права. Федеральное законодательство возлагает обязанности по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ, которые могут своими законами передать отдельные полномочия органам местного самоуправления, предоставляя при этом финансовые ресурсы на их выполнение. Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. В заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот на 2013 год были включены дети-сироты в количестве 15 человек. Х. в списке на предоставление жилья путем выделения лимитов из республиканского бюджета в 2013 году состоит под номером 10. Однако для обеспечения жильем указанных детей-сирот, состоящих в списке до Х., денежных средств из бюджета Республики Башкортостан не поступало.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на рассмотрение дела в апелляционном порядке, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в редакции, действовавшей на момент постановки Х. на учет дата).
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам является государственным полномочием субъекта РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.
Законом Республики Башкортостан "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что указанная категория детей обеспечивается жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти (ч. 4 статьи 8).
Согласно Закону Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года N 451-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан.
В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Республики Башкортостан 28 декабря 2005 года N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Как видно из приведенных положений норм законодательства, в их взаимосвязи, иного порядка, кроме как путем передачи Правительством Республики Башкортостан бюджетам соответствующих муниципальных образований субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год, финансирование исполнения администрацией MP адрес РБ государственной обязанности по обеспечению вышеуказанных лиц жилыми помещениями, не предусмотрено.
Решением Совета МР адрес Республики Башкортостан N... от дата установлена норма площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется общая площадь жилого помещения, предоставляемого семье, в размере от... общей площади жилого помещения на одного человека.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Х. родился дата в адрес РБ, что подтверждается копией паспорта (...
Как усматривается из свидетельств о смерти, мать Х. - К. скончалась дата, отец - Ф. скончался дата (...
На основании постановления администрации адрес N ... от 14 августа 2009 года Х. назначен попечитель Хасанов Д.Ф., этим же постановлением было определено место жительство Х. на период опеки по месту жительства попечителя по адресу: РБ, адрес (...).
Постановлением главы администрации MP адрес РБ от дата N... Х. поставлен на учет для предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения с последующим предоставлением жилплощади в соответствии с действующим жилищным законодательством (...).
Факт нуждаемости и обоснованность постановки Х. администрацией MP адрес РБ на учет для предоставления жилья сторонами в судебном заседании не оспаривался.
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права, обстоятельства дела и пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора адрес в интересах Х. о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма, предъявленные к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, подлежат удовлетворению.
Возлагая на администрацию муниципального района адрес РБ обязанность по представлению Х. жилого помещения по договору социального найма, суд верно исходил из положений ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от дата N 159-ФЗ, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от дата N 131-ФЗ, Закона Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" от дата N...-з с учетом внесенных в него изменений согласно Закону Республики Башкортостан от дата N...-з, согласно которым обязанность по внеочередному обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления Республики Башкортостан, которые осуществляют переданные им полномочия за счет финансовых средств, предоставляемых муниципальным образованиям из бюджета Республики Башкортостан в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законодательством Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Таким образом, действующим законодательством на администрацию МР адрес РБ возложена обязанность по предоставлению Х. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в черте адрес Республики Башкортостан, отвечающего установленным социальным нормам, санитарным и техническим требованиям.
Доводы апелляционной жалобы о том, что финансовых средств для предоставления жилья Х. недостаточно, поскольку не обеспечены жильем другие лица, относящиеся к числу детей-сирот и включенные в список до Х., не могут повлечь отмену либо изменение решения суда, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющему указанное право, от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом. При этом отсутствие или нехватка денежных средств в местном бюджете не освобождает орган местного самоуправления от предоставления жилья гражданам, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Вместе с тем, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" в решении суда должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд по заявленному иску, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении.
Как было установлено выше, государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке администрации муниципального района адрес РБ, которая обязана обеспечить данную категорию лиц за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что возлагая на администрацию муниципального района адрес РБ обязанность по представлению жилья Х., исходя из приведенных выше правовых норм, суду следовало указать на источник исполнения данного государственного полномочия ответчиком. Поскольку данный вопрос в решении не был разрешен судом, что вызовет затруднения при его исполнении, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в указанной части.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Калтасинского районного суда Республики Башкортостан от дата изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
обязать администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан предоставить Х.,, дата года рождения, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее... за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Председательствующий
О.Ю.КРИВЦОВА
Судьи
Г.А.МИХЛЯЕВА
Х.А.САЛИХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)