Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.11.2012 N 33-6712/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 ноября 2012 г. N 33-6712/2012


Судья Шенцова Е.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коваленко А.И.,
судей областного суда Лебедевой Н.В. и Фединой Е.В.,
с участием прокурора Христич Т.В.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе администрации МО г. Орска на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 18 июля 2012 года гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Орска в интересах Л.Е.С. к администрации МО г. Орска об обязании предоставить вне очереди жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Коваленко А.И., объяснения представителя Правительства Оренбургской области Л.В., заключение прокурора Христич Т.В., полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Прокурор Ленинского района г. Орска Оренбургской области обратился в суд с иском в интересах Л.Е.С. к администрации МО г. Орска об обязании предоставить вне очереди жилое помещение. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что Л.Е.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Распоряжением администрации Советского района г. Орска от *** *** над Л.Е.С. установлена опека, опекуном назначена ***10. С 2002 года Л.Е.С. признана нуждающейся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период с 2007 по 2010 год Л.Е.С. проходила обучение в ГОУ СПО "***". Однако, в нарушение требований законов "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" администрация г. Орска бездействует, в результате чего Л.Е.С. в установленном законом порядке не предоставлено жилое помещение. Просил суд обязать администрацию г. Орска предоставить вне очереди по договору социального найма Л.Е.С., *** года рождения, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в г. Орске Оренбургской области не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта РФ - Оренбургской области, выделенных на эти цели.
В судебном заседании истец Л.Е.С., старший помощник прокурора района Яшкина Г.В. заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, суду представлен письменный отзыв, содержащий возражения относительно исковых требований.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 18 июля 2012 года иск прокурора удовлетворен. Данным решением суд постановил: обязать администрацию г. Орска Оренбургской области предоставить вне очереди по договору социального найма Л.Е.С., *** года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
С решением суда не согласна администрация МО г. Орска Оренбургской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 5 указанного Федерального закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ). Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Л.Е.С., *** года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители ***12 и ***13 лишены родительских прав решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от ***.
Согласно распоряжению заместителя главы администрации Советского района г. Орска *** от *** над Л.Е.С. установлена опека, опекуном назначена ***10.
Согласно справке администрации г. Орска от *** *** Л.Е.С., закрепленной жилплощади в г. Орске не имеет.
Согласно диплому о среднем профессиональном образовании Л.Е.С. в период с *** по *** обучалась в ГОУ СПО "***".
Согласно справке МУСО "***" от *** ***, Л.Е.В., находилась на полном государственном обеспечении в МУ СО с *** по ***.
Из справки из отдела опеки и попечительства управления образования администрации г. Орска от *** *** следует, что Л.Е.С. (Л.Е.С.) является сиротой и закрепленной жилплощади не имеет.
По данным Орского отдела Управления Росреестра по Оренбургской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о праве собственности Л.Е.С. на недвижимое имущество.
В заявлении, адресованном главе г. Орска ***, Л.Е.С. просит предоставить ей по договору социального найма жилое помещение в г. Орске, не ниже установленных социальных норм, указывает, что состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 2002 года. Заявление зарегистрировано *** ***.
На указанное обращение администрация г. Орска направляет Л.Е.С. ответ *** от ***, в котором указывает, что по мере поступления денежных средств от Правительства Оренбургской области будет приобретено жилое помещение на территории города Орска.
Согласно отметке в паспорте, Л.Е.С. зарегистрирована *** по адресу ***.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что в силу ст. 44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского обеспечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение, а также в силу положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статьи 57 Жилищного кодекса РФ Л.Е.В. относится к указанной выше категории граждан, имеет право на предоставление ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма по месту жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии п. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Данное положение распространяется, в том числе, и на случай предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно ст. 6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.
Поскольку в настоящее время Л.Е.С. жилье по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилья не предоставлялись, то решение суда о возложении на администрацию г. Орска Оренбургской области обязанности по предоставлению за счет расходных обязательств Оренбургской области вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм, является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что процедура предоставления жилого помещения вне очереди по договору социального найма установлена Правилами расходования и учета субвенций, предоставляемых на эти цели, и суд не установил причины непринятия администрацией г. Орска решения о предоставлении Л.Е.С. жилого помещения, наличие или отсутствие свободных жилых помещений, порядок и сроки приобретения жилого помещения, - не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, так как указанные обстоятельства не имеют существенного значения для разрешения заявленных исковых требований. Предоставление указанной категории граждан во внеочередном порядке жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия свободных жилых помещений или наличия финансовых средств.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилого помещения в данном случае возможно только при условии финансирования из бюджета субъекта РФ, выполнение обязательства по предоставлению жилья зависит от объема субвенций, органы местного самоуправления в данном случае несут ответственность в пределах выделенных материальных ресурсов в соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", процедура предоставления жилья носит длительный характер, - не могут служить основанием для отмены или изменения правильного по сути решения, поскольку указанные обстоятельства не могут препятствовать реализации права гражданина на жилище.
Право на внеочередное получение жилья детьми, оставшимися без попечения родителей, возникает с момента принятия их на учет и по их требованию должно быть реализовано. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса гражданина.
Нарушений судом первой инстанции норм материального права, а также норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 329 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 18 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО г. Орска Оренбургской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)