Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Старцева Т.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой С.Б.,
судей Ходаковой Л.А., Чернецовой Н.А.,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации г. Тулы на решение Центрального районного суда г. Тулы от 16 мая 2012 года по делу по иску М. действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего сына М.М.Ю., М.Ю. к Администрации г. Тулы о признании незаконным акта органа местного самоуправления и об обязании признать молодую семью нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы".
Заслушав доклад судьи Федоровой С.Б., судебная коллегия
установила:
М., действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего сына М.М.Ю., М.Ю. обратилась в суд с иском к Администрации г. Тулы о признании незаконным акта органа местного самоуправления и об обязании признать молодую семью нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы".
В обоснование заявленных требований ссылались на то, что они состоят в зарегистрированном браке с 15.08.2009 г., от брака имеют сына, М.М.Ю. ДД.ММ.ГГГГ. 27.12.2011 г. М., действующая в интересах их семьи, обратилась в Администрацию г. Тулы с заявлением о включении их как молодую семью в состав участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на 2009 - 2015 годы". Постановлением Администрации г. Тулы N 442 от 24.02.2012 г. было отказано в признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст. 54 ЖК РФ со ссылкой на не истечение предусмотренного ст. 53 ЖК РФ пятилетнего срока со дня совершения намеренных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Полагали, что данное решение является незаконным и нарушает их права, поскольку фактически намеренных действий, связанных с ухудшением жилищных условий, с их стороны не имелось. Просили признать незаконным постановление Администрации города Тулы N 442 от 24.02.2012 г. об отказе в признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы"; обязать Администрацию г. Тулы признать их семью, состоящую из трех человек, нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2015 годы" с 24.02.2012 г.
В судебном заседании истцы М. и М.Ю. поддержали заявленные требования в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г. Тулы по доверенности П. исковые требования не признала, в связи с отсутствием законных оснований для удовлетворения иска.
Суд решил: исковые требования М. действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего сына М.М.Ю. ДД.ММ.ГГГГ, М.Ю. удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации города Тулы N 442 от 24.02.2012 г. об отказе в признании молодой семьи М., состоящей из трех человек (она, муж М.Ю. и сын М.М.Ю.) нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2015 годы".
Обязать Администрацию г. Тулы признать молодую семью М., состоящую из трех человек (она, муж М.Ю. и сын М.М.Ю.), нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2015 годы" с 24.02.2012 г.
В апелляционной жалобе Администрация г. Тулы просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что со стороны М-вых имело место намеренное ухудшение жилищных условий, в связи с чем Администрация города обоснованно отказала в постановке данной семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, что решение постановлено судом с нарушением положений ст. ст. 53, 54 ЖК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Администрации г. Тулы, выслушав объяснения представителя Администрации г. Тулы по доверенности П., возражения М. и М.Ю., судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Постановлением администрации г. Тулы N 1754 от 19.06.2009 г. была утверждена муниципальная долгосрочная целевая Программа "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2012 годы".
Согласно пункту 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ N 285 от 13.05.2006 г. (с последующими изменениями и дополнениями), участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
- а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
- б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
- в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 6 вышеуказанных Правил предусмотрено, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно пункту 18 Правил к числу оснований для отказа в признании молодой семьи участницей Подпрограммы является несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил.
Аналогичные положения содержатся и в разделе III муниципальной долгосрочной целевой Программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2012 годы", утвержденной постановлением Администрации г. Тулы N 1754 от 19.06.2009 г.
Пунктом 2.8 Положения об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2015 годы", утвержденного постановлением Администрации г. Тулы N 903 от 18.03.2010 г., предусмотрено, что по результатам рассмотрения представленных документов комиссией по жилищным вопросам принимается решение о признании или отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий или необходимости проверки представленных сведений (получения информации от иных органов и организаций).
В силу п. 2.12 указанного Положения решение о признании (об отказе в признании) молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий должно быть принято администрацией города Тулы не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления документов в управление муниципального жилищного фонда.
В силу статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня; обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Как указано в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пунктами 2, 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, М., ДД.ММ.ГГГГ и М.Ю., ДД.ММ.ГГГГ, состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ.
От брака они имеют сына М.М.Ю. ДД.ММ.ГГГГ.
27.12.2011 г. М. обратилась в Администрацию г. Тулы с письменным заявлением о признании ее семьи в составе трех человек, в том числе она, ее муж М.Ю. и сын М.М.Ю. нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на 2009 - 2015 годы".
Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Тулы N 202 от 30.12.2011 г. молодой семье М. было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на 2009 - 2015 годы", составом семьи 3 человека, в связи с совершением намеренных действий, приведших к ухудшению жилищных условий.
На основании указанного решения постановлением Администрации г. Тулы N 442 от 24.02.2012 г. также было отказано молодой семье М. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на 2009 - 2015 годы" по основаниям, предусмотренным ст. 54 ЖК РФ: не истек установленный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок со дня совершения намеренных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Суд первой инстанции обоснованно признал данное постановление Администрации г. Тулы незаконным, признав, что семья М-вых не совершала умышленных и намеренных действий по ухудшению жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Судом первой инстанции установлено и данные обстоятельства не опровергнуты ответчиком, что по состоянию на день обращения М. в Администрацию г. Тулы, то есть 27.12.2011 г., она, а также члены ее семьи, муж М.Ю., и сын М.М.Ю. были зарегистрированы и проживали по адресу:
Также в вышеназванной квартире, общей площадью 63,3 кв. м, в том числе жилой площадью 46,5 кв. м, состоящей из трех комнат, зарегистрированы родители истца: П.В.В. и П.Т.В. а также сестра П.Г.В.
Таким образом, в вышеуказанном жилом помещении зарегистрировано шесть человек.
Кроме того, из свидетельств о государственной регистрации права собственности на вышеуказанную квартиру от 20.11.2008 г. следует, что ее собственниками являются П.В.В. П.Г.В. П.Е.В. П.И.В. П.Т.В. по 1/5 доле каждый.
Согласно архивным справкам ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 23.12.2011 г., в документах архивного фонда Тульского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" сведения о недвижимом имуществе и зарегистрированных на него правах П.В.В. П.Т.В. П.Г.В. М.Ю., М., М.М.Ю. отсутствуют.
В Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на какие-либо жилые помещения помимо квартиры N 101 дома N 29 по ул. Литейная г. Тулы за лицами, проживающими в данном жилом помещении, в том числе семьей истцов, состоящей из трех человек, также не имеется.
Таким образом, обеспеченность семьи М-вых жильем составляет по 10,55 кв. м (63,3 кв. м: 6), то есть менее учетной нормы, установленной решением Тульской городской Думы от 22.06.2005 года N 67/1294 в размере не более 11 кв. м от общей площади на каждого члена семьи.
Учитывая, что обеспеченность членов молодой семьи ниже установленной органом местного самоуправления учетной нормы, правовых оснований для отказа в признании семьи М. нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение молодых семей в городе Туле на 2009-2012 годы" не имелось.
Доводы ответчика о том, что имело место намеренное ухудшение жилищных условий семьи М., выразившееся в снятии с регистрационного учета 26.12.2011 г. истца М.Ю. по адресу: и регистрации по месту жительства жены М. по адресу: обоснованно были отвергнуты судом первой инстанции как несостоятельные.
По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В соответствии со ст. 31 Семейного кодекса РФ, супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места жительства и пребывания.
Кроме того, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции было установлено, что, начиная с момента регистрации брака, истцы фактически проживали по месту регистрации и жительства жены М. в квартире
Данные обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств по делу, в том числе показаниями свидетелей П.В.В. С.Н.А. и М.М.П. которые пояснили, что действительно, после регистрации брака с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время М.Ю. и М. проживают по адресу: Там же у них родился ребенок, М.М.Ю. Семья М.Ю. и М. постоянно проживает по названному адресу.
Согласно разъяснениям Министерства регионального развития РФ от 30.10.2008 г. N 27953-СК/07 Минрегион России не считает намеренным ухудшение жилищных условий регистрацию обоих супругов в молодой семье по одному адресу.
Данные разъяснения соответствуют приведенным выше нормам жилищного и семейного законодательства.
Кроме того, суд первой инстанции установил, что до снятия истца М.Ю. с регистрационного учета по прежнему месту жительства в трехкомнатной квартире по адресу: общей площадью 62 кв. м, в том числе жилой площадью 42 кв. м, в которой помимо него на регистрационном учете состояло еще пять человек, на каждого из проживающих в указанном жилом помещении приходилось по 10,33 кв. м, что также меньше учетной нормы жилого помещения.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что переселение М.Ю. из указанного жилого помещения в квартиру по месту жительства супруги не может свидетельствовать о намеренном ухудшении истцами своих жилищных условий.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не противоречат требованиям закона, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции также не допущено.
Доводы апелляционной жалобы Администрации г. Тулы о правомерности действий органа местного самоуправления и обеспеченности семьи М. жильем выше учетной нормы являются несостоятельными, поскольку они основаны по существу на ином толковании материального права и на иной оценке установленных судом обстоятельств, получивших в соответствии с положениями ст. ст. 67, 198 ГПК РФ фактическую и правовую аргументацию в состоявшемся по делу судебном решении.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации и отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 16 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Тулы - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2339
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 августа 2012 г. по делу N 33-2339
Судья: Старцева Т.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой С.Б.,
судей Ходаковой Л.А., Чернецовой Н.А.,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации г. Тулы на решение Центрального районного суда г. Тулы от 16 мая 2012 года по делу по иску М. действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего сына М.М.Ю., М.Ю. к Администрации г. Тулы о признании незаконным акта органа местного самоуправления и об обязании признать молодую семью нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы".
Заслушав доклад судьи Федоровой С.Б., судебная коллегия
установила:
М., действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего сына М.М.Ю., М.Ю. обратилась в суд с иском к Администрации г. Тулы о признании незаконным акта органа местного самоуправления и об обязании признать молодую семью нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы".
В обоснование заявленных требований ссылались на то, что они состоят в зарегистрированном браке с 15.08.2009 г., от брака имеют сына, М.М.Ю. ДД.ММ.ГГГГ. 27.12.2011 г. М., действующая в интересах их семьи, обратилась в Администрацию г. Тулы с заявлением о включении их как молодую семью в состав участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на 2009 - 2015 годы". Постановлением Администрации г. Тулы N 442 от 24.02.2012 г. было отказано в признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст. 54 ЖК РФ со ссылкой на не истечение предусмотренного ст. 53 ЖК РФ пятилетнего срока со дня совершения намеренных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Полагали, что данное решение является незаконным и нарушает их права, поскольку фактически намеренных действий, связанных с ухудшением жилищных условий, с их стороны не имелось. Просили признать незаконным постановление Администрации города Тулы N 442 от 24.02.2012 г. об отказе в признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы"; обязать Администрацию г. Тулы признать их семью, состоящую из трех человек, нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2015 годы" с 24.02.2012 г.
В судебном заседании истцы М. и М.Ю. поддержали заявленные требования в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г. Тулы по доверенности П. исковые требования не признала, в связи с отсутствием законных оснований для удовлетворения иска.
Суд решил: исковые требования М. действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего сына М.М.Ю. ДД.ММ.ГГГГ, М.Ю. удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации города Тулы N 442 от 24.02.2012 г. об отказе в признании молодой семьи М., состоящей из трех человек (она, муж М.Ю. и сын М.М.Ю.) нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2015 годы".
Обязать Администрацию г. Тулы признать молодую семью М., состоящую из трех человек (она, муж М.Ю. и сын М.М.Ю.), нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2015 годы" с 24.02.2012 г.
В апелляционной жалобе Администрация г. Тулы просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что со стороны М-вых имело место намеренное ухудшение жилищных условий, в связи с чем Администрация города обоснованно отказала в постановке данной семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, что решение постановлено судом с нарушением положений ст. ст. 53, 54 ЖК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Администрации г. Тулы, выслушав объяснения представителя Администрации г. Тулы по доверенности П., возражения М. и М.Ю., судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Постановлением администрации г. Тулы N 1754 от 19.06.2009 г. была утверждена муниципальная долгосрочная целевая Программа "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2012 годы".
Согласно пункту 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ N 285 от 13.05.2006 г. (с последующими изменениями и дополнениями), участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
- а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
- б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
- в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 6 вышеуказанных Правил предусмотрено, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно пункту 18 Правил к числу оснований для отказа в признании молодой семьи участницей Подпрограммы является несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил.
Аналогичные положения содержатся и в разделе III муниципальной долгосрочной целевой Программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2012 годы", утвержденной постановлением Администрации г. Тулы N 1754 от 19.06.2009 г.
Пунктом 2.8 Положения об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2015 годы", утвержденного постановлением Администрации г. Тулы N 903 от 18.03.2010 г., предусмотрено, что по результатам рассмотрения представленных документов комиссией по жилищным вопросам принимается решение о признании или отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий или необходимости проверки представленных сведений (получения информации от иных органов и организаций).
В силу п. 2.12 указанного Положения решение о признании (об отказе в признании) молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий должно быть принято администрацией города Тулы не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления документов в управление муниципального жилищного фонда.
В силу статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня; обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Как указано в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пунктами 2, 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, М., ДД.ММ.ГГГГ и М.Ю., ДД.ММ.ГГГГ, состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ.
От брака они имеют сына М.М.Ю. ДД.ММ.ГГГГ.
27.12.2011 г. М. обратилась в Администрацию г. Тулы с письменным заявлением о признании ее семьи в составе трех человек, в том числе она, ее муж М.Ю. и сын М.М.Ю. нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на 2009 - 2015 годы".
Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Тулы N 202 от 30.12.2011 г. молодой семье М. было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на 2009 - 2015 годы", составом семьи 3 человека, в связи с совершением намеренных действий, приведших к ухудшению жилищных условий.
На основании указанного решения постановлением Администрации г. Тулы N 442 от 24.02.2012 г. также было отказано молодой семье М. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на 2009 - 2015 годы" по основаниям, предусмотренным ст. 54 ЖК РФ: не истек установленный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок со дня совершения намеренных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Суд первой инстанции обоснованно признал данное постановление Администрации г. Тулы незаконным, признав, что семья М-вых не совершала умышленных и намеренных действий по ухудшению жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Судом первой инстанции установлено и данные обстоятельства не опровергнуты ответчиком, что по состоянию на день обращения М. в Администрацию г. Тулы, то есть 27.12.2011 г., она, а также члены ее семьи, муж М.Ю., и сын М.М.Ю. были зарегистрированы и проживали по адресу:
Также в вышеназванной квартире, общей площадью 63,3 кв. м, в том числе жилой площадью 46,5 кв. м, состоящей из трех комнат, зарегистрированы родители истца: П.В.В. и П.Т.В. а также сестра П.Г.В.
Таким образом, в вышеуказанном жилом помещении зарегистрировано шесть человек.
Кроме того, из свидетельств о государственной регистрации права собственности на вышеуказанную квартиру от 20.11.2008 г. следует, что ее собственниками являются П.В.В. П.Г.В. П.Е.В. П.И.В. П.Т.В. по 1/5 доле каждый.
Согласно архивным справкам ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 23.12.2011 г., в документах архивного фонда Тульского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" сведения о недвижимом имуществе и зарегистрированных на него правах П.В.В. П.Т.В. П.Г.В. М.Ю., М., М.М.Ю. отсутствуют.
В Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на какие-либо жилые помещения помимо квартиры N 101 дома N 29 по ул. Литейная г. Тулы за лицами, проживающими в данном жилом помещении, в том числе семьей истцов, состоящей из трех человек, также не имеется.
Таким образом, обеспеченность семьи М-вых жильем составляет по 10,55 кв. м (63,3 кв. м: 6), то есть менее учетной нормы, установленной решением Тульской городской Думы от 22.06.2005 года N 67/1294 в размере не более 11 кв. м от общей площади на каждого члена семьи.
Учитывая, что обеспеченность членов молодой семьи ниже установленной органом местного самоуправления учетной нормы, правовых оснований для отказа в признании семьи М. нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение молодых семей в городе Туле на 2009-2012 годы" не имелось.
Доводы ответчика о том, что имело место намеренное ухудшение жилищных условий семьи М., выразившееся в снятии с регистрационного учета 26.12.2011 г. истца М.Ю. по адресу: и регистрации по месту жительства жены М. по адресу: обоснованно были отвергнуты судом первой инстанции как несостоятельные.
По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В соответствии со ст. 31 Семейного кодекса РФ, супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места жительства и пребывания.
Кроме того, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции было установлено, что, начиная с момента регистрации брака, истцы фактически проживали по месту регистрации и жительства жены М. в квартире
Данные обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств по делу, в том числе показаниями свидетелей П.В.В. С.Н.А. и М.М.П. которые пояснили, что действительно, после регистрации брака с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время М.Ю. и М. проживают по адресу: Там же у них родился ребенок, М.М.Ю. Семья М.Ю. и М. постоянно проживает по названному адресу.
Согласно разъяснениям Министерства регионального развития РФ от 30.10.2008 г. N 27953-СК/07 Минрегион России не считает намеренным ухудшение жилищных условий регистрацию обоих супругов в молодой семье по одному адресу.
Данные разъяснения соответствуют приведенным выше нормам жилищного и семейного законодательства.
Кроме того, суд первой инстанции установил, что до снятия истца М.Ю. с регистрационного учета по прежнему месту жительства в трехкомнатной квартире по адресу: общей площадью 62 кв. м, в том числе жилой площадью 42 кв. м, в которой помимо него на регистрационном учете состояло еще пять человек, на каждого из проживающих в указанном жилом помещении приходилось по 10,33 кв. м, что также меньше учетной нормы жилого помещения.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что переселение М.Ю. из указанного жилого помещения в квартиру по месту жительства супруги не может свидетельствовать о намеренном ухудшении истцами своих жилищных условий.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не противоречат требованиям закона, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции также не допущено.
Доводы апелляционной жалобы Администрации г. Тулы о правомерности действий органа местного самоуправления и обеспеченности семьи М. жильем выше учетной нормы являются несостоятельными, поскольку они основаны по существу на ином толковании материального права и на иной оценке установленных судом обстоятельств, получивших в соответствии с положениями ст. ст. 67, 198 ГПК РФ фактическую и правовую аргументацию в состоявшемся по делу судебном решении.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации и отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 16 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Тулы - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)