Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Коновалова С.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником Романовой Е.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): ООО "Консалтинг-Проф": Можгинского Я.В. доверенность от 20.03.2012 г., Зварина Е.Н. по дов. от 20.03.2012 г.,
от ответчика: Комитета лесного хозяйства по Московской области: Денищич Л.Г. доверенность от 06.08.2012 г.,
3-и лица: ТУ ФАУГИ в МО: представитель не явился, извещен судом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23 ноября 2012 г. по делу N А41-24327/12, принятое судьей Е.А. Неяскиной, по иску (заявлению) ООО "Консалтинг-Проф" к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка,
установил:
ООО "Консалтинг-Проф" (далее - заявитель, ИНН 3329034030, дата регистрации 18.02.2005) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москве (с учетом уточнений, принятых арбитражным судом): признать незаконным отказ Управления лесного хозяйства по МО и г. Москва заключить договор аренды лесного участка без проведения аукциона с ООО "Консалтинг-Проф", изложенный в письме от 08.02.2012 г. за N 04/904, обязать Комитет лесного хозяйства по Московской области в срок не позднее 10 дней с даты вступления в силу решения суда, заключить с ООО "Консалтинг-Проф" без проведения аукциона договор аренды лесного участка, общей площадью 2500 кв. м, расположенный по адресу: МО, Пушкинский район, Тишковское участковое лесничество Дмитровского лесничества, квартал 42 (выдел 2, 3, 5, 6), квартал 46 (выдел 2, 3), кадастровый номер 50:13040338:1460, для осуществления рекреационной деятельности сроком на 49 лет, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 руб., судебные расходы на представителя в размере 90000 руб.
Определением от 09 августа 2012 г. арбитражный суд заменил заинтересованное лицо по делу Управление лесного хозяйства по МО и г. Москве на Комитет лесного хозяйства Московской области и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ТУ ФАУГИ в МО.
Решением от 23 ноября 2012 г. заявленные требования удовлетворены частично.
Суд первой инстанции признал незаконным отказ Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве в заключении договора аренды лесного участка без проведения аукциона с ООО "Консалтинг-Проф", изложенный в письме от 08.02.2012 г. за N 04/904 и обязал Комитет лесного хозяйства Московской области в срок не позднее 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу заключить с ООО "Консалтинг-Проф", без проведения аукциона договор аренды лесного участка общей площадью 25000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, Тишковское участковое лесничество Дмитровского лесничества, квартал 42 (выдел 2, 3, 5, 6), квартал 46 (выдел 2, 3), кадастровый номер 50:13040338:1460 для осуществления рекреационной деятельности сроком на 49 лет, а также взыскал с Комитета лесного хозяйства Московской области в пользу ООО "Консалтинг-Проф" расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. и расходы на оплату услуг представителя в сумме 45000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда в части удовлетворения заявленных требований, Комитета лесного хозяйства по Московской области подал апелляционную жалобу, в которой просил о его отмене, как необоснованного и незаконного.
По мнению Комитета лесного хозяйства по Московской области, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, поскольку установлен приоритет применения норм специальных федеральных законов по использованию конкретных природных ресурсов. Поскольку общество требует заключения договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности, определенной нормами Лесного кодекса РФ, то при заключении договора аренды должны применяться нормы лесного законодательства. Суд применил закон, не подлежащий применению, Приказ Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 г. N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок". Суд должен был применить к спорным отношениям положения Лесного кодекса РФ. Суд неправомерно не применил нормы порядка заключения договора аренды лесного участка, установленного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 г. N 319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности". Суд пришел к ошибочному выводу о том, что испрашиваемая обществом площадь земельного участка является обоснованной и необходимой для использования принадлежащих ему зданий и сооружений. Удовлетворив частично требование о взыскании с ответчика судебных расходов, суд первой инстанции не учел, что Комитет не является правопреемником Мослесхоза и не может нести ответственность за его действия или бездействие.
Однако эти существенные обстоятельства не получили надлежащую оценку суда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ТУ ФАУГИ по Московской области не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.
В суде апелляционной инстанции представитель Комитета лесного хозяйства Московской области доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить в части удовлетворения заявленных требований, в остальной части решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 АПК РФ, выслушав представителей, ООО "Консалтинг-Проф", Комитета лесного хозяйства Московской области исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества N 1 от 21.09.2006 г., акта сдачи-приемки недвижимого имущества от 21.09.2006 г. за ООО "Консалтинг-Проф" зарегистрировано право собственности на расположенные по адресу: МО, Пушкинский район, Тишковский с.о., с. Тишково: - фундамент здания: эллинг, назначение: нежилое, общая площадь 332,20 кв. м, инв. N 226:067-19838, условный номер: 50-50-13/047/2006-003, - здание: ледник, назначение: нежилое, общая площадь 40,30 кв. м, инв. N 226:067-19838, лит. 3 Б, условный номер: 50-50-13/047/2006-002, - фундамент сгоревшего здания: гостиница, назначение: нежилое, общая площадь 205,80 кв. м, инв. N 226:067-19838, лит. Б, условный номер: 50-50-13/047/2006-001, - здание административное, арт. Скважина, назначение: нежилое, общая площадь 76,80 кв. м, инв. N 226:067-19838, лит. Б-Б1-Б2-б-б1-б2, Г, условный номер: 50-50-13/047/2006-005, - фундамент здания: проходная-касса, назначение: нежилое, общая площадь 27,50 кв. м, инв. N 226:067-19838, лит. 8Б, условный номер: 50-50-13/047/2006-004.
Государственная регистрация права собственности ООО "Консалтинг-Проф" на указанные объекты недвижимости удостоверена свидетельствами о государственной регистрации прав от 13 февраля 2007 г. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации прав от 02 сентября 2010 г. за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок КН 50:13:040338:1460, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 25000 кв. м, адрес объекта: МО, Пушкинский район, Тишковское участковое лесничество Дмитровского лесничества, квартал 42 (выдел 2, 3, 5, 6), квартал 46 (выдел 2, 3).
Как следует из кадастровой выписки (л.д. 41, т. 1) на земельном участке с КН 50:13:040338:1460 площадью 25000 кв. м расположены объекты недвижимости ООО "Консалтинг-Проф", право собственности на которые удостоверено свидетельствами о государственной регистрации прав от 13 февраля 2007 г.
В соответствии с п. 1 ст. 71 ЛК РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (п. 2 ст. 71 ЛК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ст. 74 ЛК РФ без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
- 1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;
- 2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
- 3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса.
ООО "Консалтинг-Проф" обратилось в Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва с заявлением от 29 декабря 2011 г., в котором просило предоставить в аренду без проведения аукциона лесной участок общей площадью 25000 кв. м. КН 50:13040338:1460.
В письме от 08.02.2012 г. N 09/904 Управление лесного хозяйства по МО и г. Москва (Мослесхоз) сообщило ООО "Консалтинг-Проф", что юридическим лицам лесные участки могут быть предоставлены по договору аренды. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
При этом организатор аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков самостоятельно принимает решение о проектировании лесных участков для выставления их на аукцион.
В соответствии с п. 6 ст. 101 ЗК РФ порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 2 ст. 3 ЛК РФ).
Согласно ст. 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Правила статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеют приоритет перед нормой части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации и в тех случаях, когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены вправе на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены данного права со ссылкой на обязательность заключения договора аренды лесного участка по результатам аукциона, предусмотренную частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен заключаться по результатам аукциона лишь в случаях и для целей, определенных нормами Лесного кодекса Российской Федерации.
Когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены вправе на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены данного права со ссылкой на обязательность заключения договора аренды лесного участка по результатам аукциона, предусмотренную ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 N 10520/09 по делу N А55-11287/2008).
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Арбитражный суд установил представление ООО "Консалтинг-Проф" всех документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Из акта натурного технического обследования участка лесного фонда следует, что отдел по управлению Дмитровским лесничеством не возражает в переводе спорного лесного участка площадью 2,5 гектара в земли особо охраняемых природных территорий и объектов под существующей рыболовно-спортивной базой отдыха. Участок пригоден для заявленных целей (л.д. 18, 19, том 1).
В соответствии с п. 2 ст. 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Исследовав в совокупности представленные по делу доказательства, с учетом специфики объектов недвижимости, назначения и расположения земельного участка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленная площадь является обоснованной и необходима заявителю для использования принадлежащих ему зданий и сооружений.
В соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с п. 12 Постановления Правительства МО от 26.06.2012 г. N 863/22 (ред. от 02.10.2012) "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" Комитет осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Оценив доказательства в их совокупности, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что не соответствует законодательству и нарушает права заявителя отказ Управления лесного хозяйства по МО и г. Москве заключить договор аренды лесного участка без проведения аукциона с ООО "Консалтинг-Проф", изложенный в письме от 08.02.2012 г. за N 04/904 и правомерно обязал комитет заключить с обществом договор аренды на спорный земельный участок.
Арбитражный суд первой инстанции, учитывая продолжительность рассмотрения дела - проведение судебных заседаний 06 - 09 августа 2012 г., 26 сентября 2012 г. 15 ноября 2012 г.), сложность дела - дело рассмотрено на основании ст. 36 ЗК РФ и не представляет особой сложности, стоимость оплаты услуг адвокатов по аналогичным делам, пришел к правильному выводу, что расходы на оплату услуг представителя подлежат возмещению в размере 45000 руб.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение от 23 ноября 2012 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-24327/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.04.2013 ПО ДЕЛУ N А41-24327/12
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2013 г. по делу N А41-24327/12
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Коновалова С.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником Романовой Е.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): ООО "Консалтинг-Проф": Можгинского Я.В. доверенность от 20.03.2012 г., Зварина Е.Н. по дов. от 20.03.2012 г.,
от ответчика: Комитета лесного хозяйства по Московской области: Денищич Л.Г. доверенность от 06.08.2012 г.,
3-и лица: ТУ ФАУГИ в МО: представитель не явился, извещен судом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23 ноября 2012 г. по делу N А41-24327/12, принятое судьей Е.А. Неяскиной, по иску (заявлению) ООО "Консалтинг-Проф" к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка,
установил:
ООО "Консалтинг-Проф" (далее - заявитель, ИНН 3329034030, дата регистрации 18.02.2005) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москве (с учетом уточнений, принятых арбитражным судом): признать незаконным отказ Управления лесного хозяйства по МО и г. Москва заключить договор аренды лесного участка без проведения аукциона с ООО "Консалтинг-Проф", изложенный в письме от 08.02.2012 г. за N 04/904, обязать Комитет лесного хозяйства по Московской области в срок не позднее 10 дней с даты вступления в силу решения суда, заключить с ООО "Консалтинг-Проф" без проведения аукциона договор аренды лесного участка, общей площадью 2500 кв. м, расположенный по адресу: МО, Пушкинский район, Тишковское участковое лесничество Дмитровского лесничества, квартал 42 (выдел 2, 3, 5, 6), квартал 46 (выдел 2, 3), кадастровый номер 50:13040338:1460, для осуществления рекреационной деятельности сроком на 49 лет, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 руб., судебные расходы на представителя в размере 90000 руб.
Определением от 09 августа 2012 г. арбитражный суд заменил заинтересованное лицо по делу Управление лесного хозяйства по МО и г. Москве на Комитет лесного хозяйства Московской области и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ТУ ФАУГИ в МО.
Решением от 23 ноября 2012 г. заявленные требования удовлетворены частично.
Суд первой инстанции признал незаконным отказ Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве в заключении договора аренды лесного участка без проведения аукциона с ООО "Консалтинг-Проф", изложенный в письме от 08.02.2012 г. за N 04/904 и обязал Комитет лесного хозяйства Московской области в срок не позднее 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу заключить с ООО "Консалтинг-Проф", без проведения аукциона договор аренды лесного участка общей площадью 25000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, Тишковское участковое лесничество Дмитровского лесничества, квартал 42 (выдел 2, 3, 5, 6), квартал 46 (выдел 2, 3), кадастровый номер 50:13040338:1460 для осуществления рекреационной деятельности сроком на 49 лет, а также взыскал с Комитета лесного хозяйства Московской области в пользу ООО "Консалтинг-Проф" расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. и расходы на оплату услуг представителя в сумме 45000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда в части удовлетворения заявленных требований, Комитета лесного хозяйства по Московской области подал апелляционную жалобу, в которой просил о его отмене, как необоснованного и незаконного.
По мнению Комитета лесного хозяйства по Московской области, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, поскольку установлен приоритет применения норм специальных федеральных законов по использованию конкретных природных ресурсов. Поскольку общество требует заключения договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности, определенной нормами Лесного кодекса РФ, то при заключении договора аренды должны применяться нормы лесного законодательства. Суд применил закон, не подлежащий применению, Приказ Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 г. N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок". Суд должен был применить к спорным отношениям положения Лесного кодекса РФ. Суд неправомерно не применил нормы порядка заключения договора аренды лесного участка, установленного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 г. N 319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности". Суд пришел к ошибочному выводу о том, что испрашиваемая обществом площадь земельного участка является обоснованной и необходимой для использования принадлежащих ему зданий и сооружений. Удовлетворив частично требование о взыскании с ответчика судебных расходов, суд первой инстанции не учел, что Комитет не является правопреемником Мослесхоза и не может нести ответственность за его действия или бездействие.
Однако эти существенные обстоятельства не получили надлежащую оценку суда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ТУ ФАУГИ по Московской области не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.
В суде апелляционной инстанции представитель Комитета лесного хозяйства Московской области доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить в части удовлетворения заявленных требований, в остальной части решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 АПК РФ, выслушав представителей, ООО "Консалтинг-Проф", Комитета лесного хозяйства Московской области исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества N 1 от 21.09.2006 г., акта сдачи-приемки недвижимого имущества от 21.09.2006 г. за ООО "Консалтинг-Проф" зарегистрировано право собственности на расположенные по адресу: МО, Пушкинский район, Тишковский с.о., с. Тишково: - фундамент здания: эллинг, назначение: нежилое, общая площадь 332,20 кв. м, инв. N 226:067-19838, условный номер: 50-50-13/047/2006-003, - здание: ледник, назначение: нежилое, общая площадь 40,30 кв. м, инв. N 226:067-19838, лит. 3 Б, условный номер: 50-50-13/047/2006-002, - фундамент сгоревшего здания: гостиница, назначение: нежилое, общая площадь 205,80 кв. м, инв. N 226:067-19838, лит. Б, условный номер: 50-50-13/047/2006-001, - здание административное, арт. Скважина, назначение: нежилое, общая площадь 76,80 кв. м, инв. N 226:067-19838, лит. Б-Б1-Б2-б-б1-б2, Г, условный номер: 50-50-13/047/2006-005, - фундамент здания: проходная-касса, назначение: нежилое, общая площадь 27,50 кв. м, инв. N 226:067-19838, лит. 8Б, условный номер: 50-50-13/047/2006-004.
Государственная регистрация права собственности ООО "Консалтинг-Проф" на указанные объекты недвижимости удостоверена свидетельствами о государственной регистрации прав от 13 февраля 2007 г. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации прав от 02 сентября 2010 г. за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок КН 50:13:040338:1460, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 25000 кв. м, адрес объекта: МО, Пушкинский район, Тишковское участковое лесничество Дмитровского лесничества, квартал 42 (выдел 2, 3, 5, 6), квартал 46 (выдел 2, 3).
Как следует из кадастровой выписки (л.д. 41, т. 1) на земельном участке с КН 50:13:040338:1460 площадью 25000 кв. м расположены объекты недвижимости ООО "Консалтинг-Проф", право собственности на которые удостоверено свидетельствами о государственной регистрации прав от 13 февраля 2007 г.
В соответствии с п. 1 ст. 71 ЛК РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (п. 2 ст. 71 ЛК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ст. 74 ЛК РФ без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
- 1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;
- 2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
- 3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса.
ООО "Консалтинг-Проф" обратилось в Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва с заявлением от 29 декабря 2011 г., в котором просило предоставить в аренду без проведения аукциона лесной участок общей площадью 25000 кв. м. КН 50:13040338:1460.
В письме от 08.02.2012 г. N 09/904 Управление лесного хозяйства по МО и г. Москва (Мослесхоз) сообщило ООО "Консалтинг-Проф", что юридическим лицам лесные участки могут быть предоставлены по договору аренды. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
При этом организатор аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков самостоятельно принимает решение о проектировании лесных участков для выставления их на аукцион.
В соответствии с п. 6 ст. 101 ЗК РФ порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 2 ст. 3 ЛК РФ).
Согласно ст. 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Правила статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеют приоритет перед нормой части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации и в тех случаях, когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены вправе на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены данного права со ссылкой на обязательность заключения договора аренды лесного участка по результатам аукциона, предусмотренную частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен заключаться по результатам аукциона лишь в случаях и для целей, определенных нормами Лесного кодекса Российской Федерации.
Когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены вправе на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены данного права со ссылкой на обязательность заключения договора аренды лесного участка по результатам аукциона, предусмотренную ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 N 10520/09 по делу N А55-11287/2008).
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Арбитражный суд установил представление ООО "Консалтинг-Проф" всех документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Из акта натурного технического обследования участка лесного фонда следует, что отдел по управлению Дмитровским лесничеством не возражает в переводе спорного лесного участка площадью 2,5 гектара в земли особо охраняемых природных территорий и объектов под существующей рыболовно-спортивной базой отдыха. Участок пригоден для заявленных целей (л.д. 18, 19, том 1).
В соответствии с п. 2 ст. 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Исследовав в совокупности представленные по делу доказательства, с учетом специфики объектов недвижимости, назначения и расположения земельного участка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленная площадь является обоснованной и необходима заявителю для использования принадлежащих ему зданий и сооружений.
В соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с п. 12 Постановления Правительства МО от 26.06.2012 г. N 863/22 (ред. от 02.10.2012) "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" Комитет осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Оценив доказательства в их совокупности, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что не соответствует законодательству и нарушает права заявителя отказ Управления лесного хозяйства по МО и г. Москве заключить договор аренды лесного участка без проведения аукциона с ООО "Консалтинг-Проф", изложенный в письме от 08.02.2012 г. за N 04/904 и правомерно обязал комитет заключить с обществом договор аренды на спорный земельный участок.
Арбитражный суд первой инстанции, учитывая продолжительность рассмотрения дела - проведение судебных заседаний 06 - 09 августа 2012 г., 26 сентября 2012 г. 15 ноября 2012 г.), сложность дела - дело рассмотрено на основании ст. 36 ЗК РФ и не представляет особой сложности, стоимость оплаты услуг адвокатов по аналогичным делам, пришел к правильному выводу, что расходы на оплату услуг представителя подлежат возмещению в размере 45000 руб.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение от 23 ноября 2012 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-24327/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)