Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.01.2013 ПО ДЕЛУ N 33-342/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 января 2013 г. по делу N 33-342/2013


Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего:
Григорьевой Ф.М.
судей:
Михеенко К.М., Пуминовой Т.Н.
с участием прокурора:
Сипиной С.Ю.
при секретаре:
Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области в лице представителя С.П., действующей на основании письменной доверенности N <.......> от <.......> на решение Тобольского районного суда Тюменской области от 25 октября 2012 года, которым постановлено:
"Отменить <.......> распоряжения главы Администрации Тобольского района от <.......> 1996 года N <.......> в части закрепления за З. жилого помещения, расположенного по адресу: <.......>
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление З. благоустроенного жилого помещения на территории г. Тобольска Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области.
Обязать администрацию Тобольского муниципального района принять решение о предоставлении З. обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории г. Тобольска Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров, заключить с З. ФИО19 договор социального найма на предоставленное жилое помещение".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Григорьеву Ф.М., объяснения истца З., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, объяснения прокурора Сипиной С.Ю., просившей в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия

установила:

Прокурор Тобольского района Тюменской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд в защиту интересов З. с иском к Правительству Тюменской области, Администрации Тобольского муниципального района и просил обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление З. вне очереди по договору социального найма жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся в черте города Тобольска Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв. м. Также прокурор просил возложить на Администрацию Тобольского муниципального района обязанность предоставить З., вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся в черте города Тобольска Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв. м. Кроме того, прокурор просил отменить <.......> распоряжения главы Администрации Тобольского района от <.......> 1996 года N <.......> в части закрепления за З. жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что З., <.......> года рождения, является лицом из числа детей-сирот, поскольку его родители: мать <.......> решением <.......> районного суда от <.......> 1996 года лишена родительских прав, отец в актовой записи о рождении истца указан со слов матери. Распоряжением главы администрации Тобольского района от <.......> 1996 года N <.......> несовершеннолетний З. был помещен в учреждение общественного воспитания. Этим же распоряжением за ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <.......> Однако, при постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения Администрацией не было отменено распоряжение о закреплении за истцом указанного жилого помещения в <.......>, тогда как согласно информации <.......> сельской администрации от 16 июля 2012 года с 1996 года и по настоящее время в указанном жилом помещении проживает семья <.......>. Требований Администрации Тобольского района либо Сектора по опеке и попечительству Тобольского района об освобождении для З. жилого помещения не заявлено. С 1996 года по 2007 год З. обучался в МАОУ "<.......> школа-интернат", которую окончил в 2007 году. 21 июня 2012 года З. окончил ГАОУ СПО ТО "<.......>" по специальности "педагог". В настоящее время З. вынужден проживать у своей сестры, так как своего жилья не имеет. Право пользования закрепленным жилым помещением у него также не возникло. В соответствии с распоряжением администрации Тобольского муниципального района N <.......> от <.......> 2012 года "Об утверждении списка детей сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях" З. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. На день рассмотрения дела истец числится в указанном списке под номером 38, исходя из даты постановки на учет - <.......> 1998 года. До настоящего времени З. состоит на учете на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, решение о снятии истца с этого учета органом местного самоуправления не принималось, жилое помещение по договору социального найма на территории города Тобольска, Тобольского района не предоставлялось.
В судебном заседании помощник прокурора и истец З. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика - Правительства Тюменской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель ответчика - администрации Тобольского муниципального района в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, направил письменный отзыв. Их указанного отзыва следует, что реализация Администрацией полномочий по предоставлению жилья возможна в случае выделения для этого целевых денежных средств - Правительством Тюменской области не в Тобольском районе, а в других населенных пунктах Тюменской области, т.к. свободных жилых помещений на рынке жилья в Тобольском районе не имеется (л.д. 37).
Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик - Правительство Тюменской области в лице представителя С.П., действующей на основании письменной доверенности от 06 ноября 2012 года.
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что при вынесении решения судом первой инстанции не был применен закон, подлежащий применению. Считает, что суд первой инстанции, возлагая на Правительство Тюменской области обязанность по обеспечению предоставления истцу жилого помещения, не учел, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка детей-сирот осуществляется органами государственной власти. Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области. Законом Тюменской области от 05.07.2000 г. N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" и Положением о главном управлении строительства Тюменской области, Правительство области возложило обязанности по реализации жилищной политики, в том числе и отдельным категориям граждан - на Главное управление строительства Тюменской области. Так же считает, что судом была неправильно истолкована ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей", устанавливающая осуществление органами исполнительной власти и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 3 Устава Тюменской области Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области, таким образом закон, устанавливающий расходные обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, не относит реализацию данного расходного обязательства к исключительной компетенции Правительства Тюменской области, в связи с чем обязательство по обеспечению предоставления З. жилого помещения должно быть возложено на главное управление строительства Тюменской области. Считает, что принятое решение о предоставлении истцу вне очереди жилого помещения нарушает права других лиц ранее вставших на учет.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Тобольского муниципального района Тюменской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации в интересах законности в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в части предоставления истцу жилого помещения на территории г. Тобольска, поскольку истец проживает не в г Тобольске, а на территории Тобольского района.
Как следует из материалов дела, З., <.......> года рождения, является лицом из числа детей-сирот, поскольку его мать <.......> решением <.......> районного суда Тюменской области от <.......> года лишена родительских прав, отец в актовой записи о рождении указан со слов матери. На основании распоряжения главы администрации Тобольского района N <.......> от <.......> 1996 года несовершеннолетний З. был устроен в учреждение общественного воспитания, за ним закреплено жилое помещение расположенное по адресу: <.......>
Распоряжением Администрации Тобольского муниципального района от 27 сентября 2012 года N <.......> истец З. был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях и состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях. При этом за истцом З. на основании <.......> распоряжения главы администрации Тобольского района от <.......> 1996 года N<.......> закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <.......> принадлежащее <.......> ЛЗП. Однако <.......> ЛЗП указанным жилым помещением распорядился по своему усмотрению, предоставив указанное жилое помещение работнику леспромхоза <.......>
Иных жилых помещений за З. не закреплено. Собственником либо иным владельцем объекта недвижимости истец не является. 27 июня 2007 года истец окончил Муниципальное общеобразовательное учреждение "<.......> школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Тобольского района Тюменской области". 26 июня 2012 года окончил ГАОУ СПО ТО "<.......> по специальности "педагог".
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно разъяснений, содержащихся в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 г., утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.06.2011 г. - "в силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
Следовательно, у З., как нуждающегося в жилом помещении, после окончания в 2012 году среднего профессионального образовательного учреждения, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, а у ответчиков возникла обязанность предоставить во внеочередном порядке жилое благоустроенное помещение на условиях социального найма.
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 7 Закона Тюменской области "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" (в редакции от 03.06.2005 года N 384), право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий также дети, оставшиеся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства). Согласно ст. 1 указанного закона норма предоставления устанавливается в размере не менее 18 кв. м общей площади на одного члена семьи.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск прокурора, заявленный в интересах З. о предоставлении ему жилого благоустроенного помещения вне очереди по договору социального найма, суд первой инстанции правильно указал, что истец, являясь сиротой, относится к категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка основаниям заявленных прокурором исковых требований. Предъявляя иск в интересах З., прокурор в обоснование иска ссылался не только на нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, но и на нормы п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Правительством Тюменской области Постановлением от 01 июня 2009 года N 146-п утверждено Положение о главном управлении строительства Тюменской области, в соответствии с которым главное управление является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области капитального строительства, архитектуры и градостроительства, транспорта, дорожного хозяйства.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения должна быть возложена на Главное управление строительства Тюменской области, является необоснованным, поскольку в соответствии с положениями указанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении вне очереди жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области по договору социального найма З. и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования - Администрацию Тобольского муниципального района, за счет средств субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы представителя Правительства Тюменской области являются не обоснованными.
Однако, суд первой инстанции указывая на обязанность ответчиков предоставить истцу во внеочередном порядке жилое благоустроенное помещение на условиях социального найма, и возлагая на Администрацию Тобольского муниципального района обязанность принять решение о предоставлении истцу жилого помещения на территории города Тобольска не учел, что в соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 24 закона Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области", дети-сироты обеспечиваются жилой площадью по месту своего жительства.
В суде первой инстанции было установлено, что З. зарегистрирован по адресу: Тобольский район, <.......>, и именно администраций Тобольского муниципального района он был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, жилое помещение З. должно быть предоставлено по месту его жительства в Тобольском муниципальном районе Тюменской области, в связи с чем решение суда в части возложении обязанности на Правительство Тюменской области по обеспечению предоставления жилого помещения на территории города Тобольска следует изменить.
Судебная коллегия Тюменского областного суда считает необходимым в соответствии с ч. 2 ст. 237.1 ГПК РФ в интересах законности выйти за пределы доводов апелляционной жалобы и принять решение о возложении на Администрацию Тобольского муниципального района обязанности по принятию решения о предоставлении З. жилого помещения на территории Тобольского муниципального района Тюменской области.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Тобольского районного суда Тюменской области от 25 октября 2012 года изменить в части предоставления истцу жилого помещения на территории г. Тобольска.
Резолютивную часть решения Тобольского районного суда Тюменской области от 25 октября 2012 года изложить в следующей редакции:
"Отменить <.......> распоряжения главы Администрации Тобольского района от <.......> 1996 года N <.......> в части закрепления за З. жилого помещения, расположенного по адресу: <.......>
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление З., родившемуся <.......> года вне очереди из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения площадью не менее 18 кв. м, которое должно отвечать установленным жилищным законодательством требованиям и находиться на территории Тобольского муниципального района, Тюменской области.
Обязать Администрацию Тобольского муниципального района после обеспечения Правительством Тюменской области предоставления З. жилого помещения принять решение о предоставлении З. вне очереди по договору социального найма жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области, соответствующее санитарным и техническим требованиям на территории Тобольского муниципального района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв. м и заключить с ним договор социального найма на предоставленное жилое помещение".















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)