Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 18.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2034/2012ГОД

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 сентября 2012 г. по делу N 33-2034/2012год


Председательствующий Квасова О.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Морозовой В.Н., Тупицина В.Н.,
при секретаре П.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 18 сентября 2012 года
апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации муниципального образования Алтайский район П.В. на решение Алтайского районного суда от 17 июля 2012 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Алтайского района в интересах Ш.Э. к Администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма.
Заслушав доклад судьи Тупицина В.Н., объяснения представителя ответчика Администрации муниципального образования Алтайский район П.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя прокуратуры Республики Хакасия П.А., выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия

установила:

Прокурор Алтайского района обратился в суд с иском в интересах Ш.Э. к Администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить вне очереди по месту жительства жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма. Свои требования мотивировал тем, что Ш.Э., являясь лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей, признан нуждающимся в жилом помещении и постановлен на учет для получения жилья на условиях социального найма. С момента окончания профессионального училища имеет право на получение жилья, однако до настоящего времени жилое помещение ответчиком ему не предоставлено, в связи с чем считает, что бездействием ответчика нарушены права Ш.Э. на получение жилья в муниципальном фонде.
Представитель истца прокурора Алтайского района Ш.Т. истец Ш.Э. в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования Алтайский район В. требования не признала, поскольку Ш.Э. будет обеспечен жильем по мере поступления денежных средств из бюджета Республики Хакасия.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц Министерства образования Республики Хакасия и Администрации Аршановского сельсовета на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Суд постановил вышеприведенное решение, которым обязал Администрацию муниципального образования Алтайский район обеспечить Ш.Э. по месту жительства вне очереди на условиях договора социального найма жилым помещением с площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям.
С решением не согласен представитель Администрации муниципального образования Алтайский район П.В.
В апелляционной жалобе он, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить, выражая несогласие с выводом суда о нарушении жилищных прав Ш.Э., поскольку истец признан нуждающимся в жилом помещении 03 мая 2011 года и только в случае не предоставления жилья в 2012 году его права подлежат судебной защите. Также просил учесть, что обеспечение детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, является обязательством субъекта Российской Федерации, выполнение которого возложено на органы местного самоуправления в пределах субвенций, поступающих из республиканского бюджета. Полагает, что отсутствие в решении суда указания за счет средств какого бюджета необходимо удовлетворить заявленные требования затруднит его исполнение.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы и.о. прокурора Алтайского района С. выражает согласие с решением суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" данное положение конкретизировано правилом об их обеспечении органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Также предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
На основании положений Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 года N 85-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет" органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки, в том числе, обеспечение жилыми помещениями, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет (часть 1 статьи 1, пункт 3 части 2 статьи 1 Закона).
Закон Республики Хакасия от 15.08.2008 года N 55-ЗРХ "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет" предусматривает обеспечение жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, в порядке, определяемом Правительством Республики Хакасия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения, в том числе предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения ими 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.
Порядок предоставления жилых помещений определен Законом Республики Хакасия от 19.10.2009 года N 104-ЗРХ "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет".
В силу положений пп. 1 и пп. 2 ст. 1 указанного Закона право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В частях 2 и 3 статьи 2 этого же Закона указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с момента утраты родительского попечения. Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ш.Э. обладает правовым статусом лица, оставшегося без попечения родителей с 2005 года, не является нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственником жилых помещений, членом семьи собственника жилого помещения, в связи с чем, имеет право на получение жилья вне очереди.
Распоряжением Главы муниципального образования Аршановский сельсовет от 30 мая 2011 года N 29 Ш.Э. признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список на внеочередное получение жилья (л.д. 16).
На основании установленных фактов и вышеприведенных норм права, суд обоснованно удовлетворил иск, возложив на ответчика обязанность по предоставлению Ш.Э. жилого помещения по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма.
При этом доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствие в решении указания за счет средств какого бюджета необходимо удовлетворить заявленные требования повлечет затруднение его исполнения, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии нарушения жилищных прав Ш.Э. ввиду принятия его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения только в 2011 году и включения его в список на его предоставление в 2012 году, аналогичны по своему содержанию доводам представителя ответчика, изложенным в отзыве на исковое заявление, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и отвергнуты по подробно изложенным в решении мотивам, не соглашаться с которыми судебная коллегия не находит оснований.
Решение суда является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права применены правильно и оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Алтайского районного суда от 17 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации муниципального образования Алтайский район П.В. без удовлетворения.

Председательствующий
А.С.ТОПОЕВ

Судьи
В.Н.МОРОЗОВА
В.Н.ТУПИЦИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)