Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 04.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6004/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. по делу N 33-6004/2013


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Милютина В.Н.,
Михляевой Г.А.,
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа адрес Республики Башкортостан С. на решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
- исковые требования и.о. прокурора адрес в интересах Н.Т.Х., к Администрации городского округа адрес о предоставлении жилого помещении по договору социального найма - удовлетворить;
- обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан предоставить Н.Т.Х., во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте адрес РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, общей площадью не менее 28 кв. м.
Заслушав доклад судьи Милютина В.Н., судебная коллегия

установила:

И.о. прокурора адрес обратился в суд с иском в интересах Н.Т.Х. к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди с учетом права на дополнительную площадь. Требования мотивированы тем, что прокуратурой адрес проведена проверка по обращению истицы Н.Т.Х. о нарушении ее жилищных прав, в ходе которой было установлено, что Н.Т.Х. является инвалидом ... группы по общему заболеванию, которое предоставляет ей право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди с учетом права на дополнительную площадь на основании Постановления Правительства РФ от дата N .... В соответствие с распоряжением главы администрации адрес городского округа адрес от дата N ...-р Н.Т.Х. включена в список граждан имеющих право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма. Однако, до настоящего времени Н.Т.Х. жилым помещением не обеспечена. Ссылаясь на данные обстоятельства, и.о. прокурора просил удовлетворить исковые требования.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с принятым решением, представитель Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан С. обратилась с апелляционной жалобой, указав, что Н.Т.Х. малоимущей в установленном порядке не признавалась, а поскольку Н.Т.Х. встала на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях до дата, то она должна быть обеспечена жилым помещением как иная категория за счет средств федерального бюджета.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав Н.Т.Х., прокурора Фахретдинову Ю.Ю., полагавших решение законным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Принимая решение об удовлетворении требования и.о. прокурора адрес в интересах Н.Т.Х., суд первой инстанции руководствовался пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающим внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне, к которым относится и заболевание, имеющееся у Н.Т.Х.
Кроме того, судом также было учтено, что на основании распоряжения главы администрации адрес городского округа адрес от дата N ...-р Н.Т.Х. включена в список граждан имеющих право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку он является правильным и подтверждается материалами дела.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья обозначен федеральным законодательством.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в квартире, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 1.12 постановления главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 1077 от 10 марта 2006 года "О полномочиях администраций районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан и МУП "Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан" администрации районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан уполномочены вести учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; создавать комиссии по признанию граждан малоимущими при администрациях районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан; вносить предложения и осуществлять подготовку документов по выделению жилой площади гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановлением главы МО адрес городского округа адрес Республики Башкортостан от дата за N ... Н.Т.Х. поставлена на учет для получения жилья по группе общего учета.
В ходе разрешения спора судом установлено, что Н.Т.Х. является инвалидом ... группы, бессрочно с дата. Согласно справки МБУЗ поликлиники N ... ГО адрес Н.Т.Х. состоит на диспансерном учете с заболеванием ... По состоянию здоровья Н.Т.Х. имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно ч. 2 п. 3 ст. 57 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от дата N ... и право на пользование дополнительной жилплощадью на основании Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817.
Установлено также, что Н.Т.Х. включена в списки граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма, но до настоящего времени жилое помещение Н.Т.Х. не предоставлено.
Н.Т.Х. зарегистрирована по адресу: адрес 401, что подтверждается справкой о регистрации.
Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 51, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 истица Н.Т.Х. имеет право на получение жилого помещения по норме предоставления жилья, с учетом права на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817 и ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд правильно указал на нарушение прав истицы не обеспечением ее вне очереди жилым помещением, с учетом права на дополнительную площадь.
Закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Из статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Исходя из положений ст. 49 ЖК РФ для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства.
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации.
Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17).
До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
При таком положении, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке органами местного самоуправления, на что правильно указано судом первой инстанции.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 12/22 от 08.06.2006 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района города Уфы Республики Башкортостан в интересах Н.Т.Х. в части предоставления вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, с учетом права Н.Т.Х., на пользование дополнительной жилой площадью, но не менее 28 кв. м общей площади, как инвалиду.
Поскольку в остальной части решение суда не обжаловалось, по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в указанной части его законность и обоснованность судебной коллегией не проверялась.
С доводами жалобы о том, что Н.Т.Х. встала на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года, то она должна быть обеспечена жилым помещением как иная категория за счет средств федерального бюджета согласиться нельзя, поскольку часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" прямо указывает на предоставление жилого помещения на основании ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от 03 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа адрес Республики Башкортостан С. - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Ю.КРИВЦОВА

Судьи
В.Н.МИЛЮТИН
Г.А.МИХЛЯЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)