Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1979/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 апреля 2013 г. по делу N 33-1979/2013


Судья: Радаева О.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кисловой Е.А.,
судей областного суда Никитиной А.И., Ярыгиной Е.Н.,
с участием прокурора Губаревой О.А.,
при секретаре Б.,
рассмотрев открытом судебном заседании по докладу судьи Кисловой Е.А., по апелляционной жалобе администрации г. Орска Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 17 декабря 2012 года гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области, поданного в интересах Р., к администрации г. Орска Оренбургской области об отмене распоряжения о закреплении жилой площади и обязании предоставить вне очереди жилое помещение,
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Кисловой Е.А., мнение Р., прокурора Губаревой О.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор Ленинского района г. Орска Оренбургской области обратился в суд в интересах Р. с иском к администрации города Орска Оренбургской области об отмене распоряжения администрации (адрес) от (дата) N-р "О закреплении жилой площади за несовершеннолетним Р." как незаконного и предоставлении вне очереди жилого помещения, указав, что Р. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, имеет закрепленное за ним жилое помещение по (адрес), общей площадью *** кв. м. В данном жилом помещении зарегистрированы Р., ***7, ***8, ***9, проживают ***8 с семьей - ***13, ***17, ***16, ***15, ***10
Р. отказано в отмене п. 4 Распоряжения администрации (адрес) от (дата) о закреплении за ним жилого помещения по указанному выше адресу.
Прокурор считает, что закрепление указанного жилья за Р. произведено с нарушением закона, поскольку при учетной норме на одного человека 12 кв. м, действовавшей на момент закрепления жилья, за несовершеннолетним закреплено жилье, площадью менее учетной нормы. Поэтому полагает, что Р. в установленном порядке не обеспечен жилым помещением по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением в соответствии со ст. 8 Федерального закона от (дата) N 159-ФЗ.
Просил суд отменить распоряжение администрации г. Орска Оренбургской области от (дата) N-р "О закреплении жилплощади за несовершеннолетним Р." как незаконное; обязать администрацию г. Орска предоставить Р. вне очереди по договору социального найма благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в г. Орске Оренбургской области не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта РФ Оренбургской области, выделенных на эти цели.
В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области М. исковые требования поддержал.
Истец Р. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации г. Орска, представители третьих лиц - правительства Оренбургской области и Отдела опеки и попечительства Управления образования администрации г. Орска в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 17 декабря 2012 года требовании прокурора удовлетворены частично.
Суд обязал администрацию г. Орска предоставить вне очереди по договору социального найма Р., (дата) года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта РФ Оренбургской области. В остальной части иска отказано.
С таким решением не согласилась администрация г. Орска, в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым оставить ее без удовлетворения, а решение суда - без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции до 01 января 2013 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
- лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
- общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом, согласно положениям частей 3, 4, 5 данной статьи, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее нормы предоставления.
В силу ст. 5 Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 1, 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 г. N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" отдельными государственными полномочиями Оренбургскойобласти наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов.
Органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а именно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).
Согласно ст. 2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" (в редакции до 01 января 2013 года) жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются по следующим нормам: одиноко проживающим гражданам - 33 кв. метра общей площади жилья, на семью из двух человек - 42 кв. метра общей площади жилья, на семью из трех и более человек - по 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи.
В соответствии с п. 4 ст. 3 указанного выше закона (в редакции до 01 января 2013 года) по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).
Судом установлено, что Р., (дата) года рождения, имеет статус ребенка оставшегося без попечения родителей и на него распространяются положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" об обеспечении вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм при условии окончания пребывания в образовательном учреждении и отсутствии закрепленного за несовершеннолетним жилья.
Из материалов дела следует, что распоряжением администрации Советского района г. Орска от (дата) над несовершеннолетним Р. установлена опека, опекуном назначена *** - ***12, в связи с тем, что *** - ***7 ***
***
Пунктом *** указанного выше распоряжения за Р. закреплено жилое помещение по (адрес), общей площадью *** кв. м.
Согласно данным регистрационного учета в (адрес) в (адрес) зарегистрированы истец Р., его мать ***7, бабушка ***9, дядя ***8
Согласно акта обследования от (дата), акта о проживании от (дата) в квартире по адресу: (адрес) проживают: ***8, ***13, ***14, ***15, ***16, ***17, ***9, ***7 ***
В (дата) года Р. обратился в отдел опеки и попечительства Управления образования администрации г. Орска об отмене распоряжения о закреплении за ним жилья по (адрес).
(дата) Р. обратился в администрацию г. Орска по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории "лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", одновременно просил отменить распоряжение о закреплении за ним жилья по (адрес).
Ответом заместителя главы администрации г. Орска по муниципальному хозяйству Р. разъяснено право обращения с вопросом об отмене закрепленного за ним жилья и постановке на учет в качестве нуждающегося в отдел опеки и попечительства Управления образования администрации г. Орска.
Постановлением администрации г. Орска от (дата) N-п Р. отказано в отмене п. *** распоряжения администрации Советского района г. Орска от (дата) о закреплении за ним жилья. Разъяснено право на обращение в жилищный отдел администрации г. Орска с просьбой о постановке на учет в связи с тем, что общая площадь закрепленного жилья составляет менее учетной нормы.
Установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку закрепление за Р. жилого помещения производилось с целью соблюдения его прав в соответствии с действовавшим на момент закрепления за ним жилья законодательством (ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР), жилое помещение было закреплено за ним на законных основаниях, то не имеется оснований для признания п. *** Распоряжения администрации Советского района г. Орска от (дата) N-р незаконным и его отмены.
Однако, наличие закрепленного за истцом жилого помещения не может служить основанием для отказа в предоставлении Р. во внеочередном порядке жилого помещения по установленным социальным нормам, поскольку он имеет право на дополнительные гарантии социальной поддержки, установленные законодательством для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как площадь закрепленного жилого помещения менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи (*** кв. м), в связи с чем иск прокурора в указанной части удовлетворен правомерно.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, обоснованы нормами права, регулирующими спорные правоотношения, и доказательствами, исследованными в судебном заседании, которым судом дана оценка в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку Р. не реализовал свое право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, то на правоотношения, возникшие до дня его вступления в силу, указанный Федеральный закон не распространяется, не являются основанием для отмены постановленного решения, поскольку основан на неверном толковании законодательства.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 17 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орска - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)