Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Хисматуллин Р.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А.,
судей Габидуллиной А.Г., Галиевой А.С.,
при секретаре судебного заседания Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя С.Ф. - С.В. на решение Приволжского районного суда г. Казани от 26 июля 2013 года, которым отказано в удовлетворении иска С.Ф. к МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани" о признании права на улучшение жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя С.Ф. - С.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
С.Ф. обратилась с иском к муниципальному казенному учреждению "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее по тексту - МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани) о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование требований указано, что истица является вдовой ветерана Великой Отечественной войны. Она обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако распоряжением Главы Администрации.
<дата> года истице отказано в постановке на данный учет в связи обеспеченностью общей площадью жилого помещения более 12 кв. м. Истица просит признать незаконным распоряжение МКУ "Администрация Приволжского района ИК МО г. Казани" об отказе во включении в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать за ней право на улучшение жилищных условий, поскольку не является ни нанимателем, ни собственником, ни членом семьи собственника. Квартира, в которой она проживает, принадлежит на праве собственности ее сестре.
В судебном заседании представитель истицы иск поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что обеспеченность общей площадью жилого помещения истицы более 12 кв. м, просил в иске отказать.
Представители третьих лиц - Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, НО "ГЖФ при Президенте РТ" в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель истицы просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, поскольку истица является нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем в данном случае учетная норма в размере 12 кв. м не применима.
Судебная коллегия считает, что решение подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" одной из мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", инвалидам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах", меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
В соответствии с Решением Казанской Городской Думы от 01 ноября 2006 года N 10-13 "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" постановлено установить учетную норму площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Из материалов дела следует, что С.Ф. является вдовой участника Великой Отечественной войны - С.З.
Истица имеет право на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона "О ветеранах".
22 июня 2010 года истица обратилась в МКУ "Администрация Приволжского района ИК МО г. Казани" с заявлением о принятии ее на учет для улучшения жилищных условий на основании Федерального закона "О ветеранах".
В соответствии с выпиской из Распоряжения Главы администрации Приволжского района ИК г. Казани N <данные изъяты> от <дата> года истице отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более 12 кв. м.
С.Ф. проживает и зарегистрирована на общей площади 36,90 кв. м в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. В указанной квартире зарегистрированы три человека: истица, ее дочь - С.Г. и сестра истицы - Х. На каждого члена семьи приходится 12,30 кв. м общей площади квартиры.
Согласно договору на передачу жилого помещения в собственность граждан вышеуказанная квартира с <дата> года принадлежит на праве собственности Х.
Отказывая в удовлетворении требований С.Ф., суд первой инстанции обоснованно указал, что в соответствии требованиями статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, которая, в соответствии с взаимосвязанными положениями статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" и пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации должна учитываться при разрешении вопроса о постановке С.Ф. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Поскольку общая площадь занимаемого С.Ф. жилого помещения с учетом проживающих, превышает установленную учетную норму 12 кв. м, то оснований для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не имелось.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации законных оснований для постановки С.Ф. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, поэтому решение суда следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у истицы отсутствует жилье, принадлежащее ей на праве собственности и она не является членом семьи собственника жилого помещения в котором проживает, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку в квартиру своей сестры - Х. она вселена как член семьи собственника в <дата> году, в связи с чем к возникшим правоотношениям не применим пункт 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, не влияют на законность и обоснованность решения по настоящему делу, поскольку направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приволжского районного суда г. Казани от 26 июля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя С.Ф. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 03.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-12103/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 октября 2013 г. по делу N 33-12103/2013
Судья: Хисматуллин Р.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А.,
судей Габидуллиной А.Г., Галиевой А.С.,
при секретаре судебного заседания Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя С.Ф. - С.В. на решение Приволжского районного суда г. Казани от 26 июля 2013 года, которым отказано в удовлетворении иска С.Ф. к МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани" о признании права на улучшение жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя С.Ф. - С.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
С.Ф. обратилась с иском к муниципальному казенному учреждению "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее по тексту - МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани) о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование требований указано, что истица является вдовой ветерана Великой Отечественной войны. Она обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако распоряжением Главы Администрации.
<дата> года истице отказано в постановке на данный учет в связи обеспеченностью общей площадью жилого помещения более 12 кв. м. Истица просит признать незаконным распоряжение МКУ "Администрация Приволжского района ИК МО г. Казани" об отказе во включении в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать за ней право на улучшение жилищных условий, поскольку не является ни нанимателем, ни собственником, ни членом семьи собственника. Квартира, в которой она проживает, принадлежит на праве собственности ее сестре.
В судебном заседании представитель истицы иск поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что обеспеченность общей площадью жилого помещения истицы более 12 кв. м, просил в иске отказать.
Представители третьих лиц - Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, НО "ГЖФ при Президенте РТ" в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель истицы просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, поскольку истица является нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем в данном случае учетная норма в размере 12 кв. м не применима.
Судебная коллегия считает, что решение подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" одной из мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", инвалидам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах", меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
В соответствии с Решением Казанской Городской Думы от 01 ноября 2006 года N 10-13 "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" постановлено установить учетную норму площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Из материалов дела следует, что С.Ф. является вдовой участника Великой Отечественной войны - С.З.
Истица имеет право на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона "О ветеранах".
22 июня 2010 года истица обратилась в МКУ "Администрация Приволжского района ИК МО г. Казани" с заявлением о принятии ее на учет для улучшения жилищных условий на основании Федерального закона "О ветеранах".
В соответствии с выпиской из Распоряжения Главы администрации Приволжского района ИК г. Казани N <данные изъяты> от <дата> года истице отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более 12 кв. м.
С.Ф. проживает и зарегистрирована на общей площади 36,90 кв. м в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. В указанной квартире зарегистрированы три человека: истица, ее дочь - С.Г. и сестра истицы - Х. На каждого члена семьи приходится 12,30 кв. м общей площади квартиры.
Согласно договору на передачу жилого помещения в собственность граждан вышеуказанная квартира с <дата> года принадлежит на праве собственности Х.
Отказывая в удовлетворении требований С.Ф., суд первой инстанции обоснованно указал, что в соответствии требованиями статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, которая, в соответствии с взаимосвязанными положениями статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" и пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации должна учитываться при разрешении вопроса о постановке С.Ф. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Поскольку общая площадь занимаемого С.Ф. жилого помещения с учетом проживающих, превышает установленную учетную норму 12 кв. м, то оснований для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не имелось.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации законных оснований для постановки С.Ф. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, поэтому решение суда следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у истицы отсутствует жилье, принадлежащее ей на праве собственности и она не является членом семьи собственника жилого помещения в котором проживает, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку в квартиру своей сестры - Х. она вселена как член семьи собственника в <дата> году, в связи с чем к возникшим правоотношениям не применим пункт 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, не влияют на законность и обоснованность решения по настоящему делу, поскольку направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приволжского районного суда г. Казани от 26 июля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя С.Ф. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)