Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 11.01.2012 ПО ДЕЛУ N 33-28

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 января 2012 г. по делу N 33-28


Судья Махмудова А.Р.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Ивановой Т.В.,
судей Швецова К.И., Лапухиной Е.А.
при секретаре К.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 11 января 2012 года дело по кассационной жалобе Правительства Пермского края на решение Бардымского районного суда Пермского края от 18 ноября 2011 года, которым постановлено:
Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма К.Р. жилое помещение на территории Бардымского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее 33 кв. м, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.В., пояснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л. об оставлении решения суда без изменения, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Прокурор Бардымского района обратился в суд с иском в интересах К.Р. о возложении на администрацию Бардымского муниципального района обязанности за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма К.Р. жилое помещение на территории Бардымского муниципального района, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Требования мотивированы тем, что истец относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление по договору социального найма жилого помещения по норме предоставления, поскольку является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать истца К. была лишены родительских прав, отец записан со слов матери. По данным жилищной комиссии Бардымского района К.Р. состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. 12.05.2010 г. К.Р. достигла совершеннолетия и опека над ней прекращена, но при этом жилым помещением по договору социального найма она не обеспечена.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Правительство Пермского края, указывая на неправильное применение норм материального права, поскольку норма 33 кв. м установлена для распределения средств субсидий выделяемых на цели обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006, и не является нормой предоставления жилого помещения по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе. Решением главы сельского поселения от 20.05.2009 г. N 74 установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 14 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы (ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ), нашла, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права,
проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе") N 159-ФЗ от 21.12.1996 года (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года, действующей с 1.01.2005 года), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.12.2004 года N 1939-419, определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. В силу п. 2 Положения "О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей), утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года N 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 28.10.2008 года N 575-п), средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец - К.Р., как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. Поскольку К.Р. жилья на праве собственности либо на праве пользования по договору социального найма не имеет, в установленном порядке жилое помещение за ней не закреплялось, поэтому истец поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она нуждается в мерах социальной поддержки, предусмотренной законодательством в виде предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Обстоятельства, установленные судом сторонами не оспариваются. Доводы кассационной жалобы на неправильное определение площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу на основании Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" обоснованными признаны быть не могут. Положения абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагают, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Из абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. 1 и ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255 "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда) жилые помещения детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются во внеочередном порядке.
Тем самым, обеспечивая реализацию государственных гарантий, предоставляемых гражданам, нуждающимся в особой социальной поддержке государства, в данном случае детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель субъекта Российской Федерации, урегулировал вопросы предоставления жилых помещений во внеочередном порядке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК. Поэтому доводы жалобы о том, что данным нормативным правовым актом не регулируются спорные правоотношения, основательными не являются, соответственно, для признания не правильным вывода суда о предоставлении жилого помещения истцу по норме, предусмотренной вышеприведенным Законом Пермского края, основания отсутствуют.
Иных правовых доводов, влекущих необходимость отмены решения суда первой инстанции, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Кассационную жалобу Правительства Пермского края на решение Бардымского районного суда Пермского края от 18 ноября 2011 года оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)