Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ПО ДЕЛУ N 33-574

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-574


Судья: Верещагина Е.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего Крыловой В.Н.
судей Буйнова Ю.К. и Суриной Е.В.
при секретаре Х.
по докладу судьи Буйнова Ю.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Ч.Н. решение Московского районного суда г. Твери от 02 ноября 2010 года, которым постановлено:
"Заявление Ч.Н. к УФМС России по Тверской области о признании незаконным решения УФМС России по Тверской области от 6 августа 2010 года об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца оставить без удовлетворения."
Судебная коллегия

установила:

Ч.Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения УФМС России по Тверской области N от 06.08.2010 года.
В обоснование заявленных требований указала, что обжалуемым решением УФМС ей было отказано в удовлетворении ходатайства о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих в обустройстве.
11.08.2000 г. она с семьей была поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в Администрации Торопецкого района Тверской области. В это время она с дочерью была зарегистрирована и проживала с бабушкой и родной сестрой по адресу:, в квартире, принадлежащей администрации. После приезда ее супруга из они всей семьей переехали в квартиру ее матери, принадлежащую той на праве собственности по адресу:. Ежегодно ею в миграционную службу предоставлялись документы, необходимые для принятия решения о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. В 2010 году она вновь предоставила такие же документы, в т.ч. договор найма жилого помещения, однако миграционная служба приняла решение об отказе в продлении срока действия статуса, указав, что она обеспечена жильем.
Заявитель Ч.Н. в суде поддержала заявленные требования.
Представитель УФМС России по Тверской области Ж. заявленные требования не признала и пояснила, что решением миграционной службы от 28.06.2000 г. Ч.Н. и ее дочь были признаны вынужденными переселенцами, затем срок действия статуса ежегодно продлевался, последний раз продлен до 28.06.2010 г. По прибытии в Тверскую область Ч.Н. и Ч.Л. в период с 21.01.2000 г. по 04.06.2002 г. были зарегистрированы по месту жительства бабушки Ч.Н. - ФИО7 в однокомнатной муниципальной квартире по адресу:. С 04.06.2002 г. по настоящее время Ч.Н. и Ч.Л. зарегистрированы и проживают в двух комнатной квартире по адресу:, принадлежащей на праве собственности матери заявителя - ФИО8 Таким образом, Ч.Н., проживая совместно с матерью, являющейся собственником жилого помещения, имеет право пользования данным жилым помещением наравне с собственником, что свидетельствует об отсутствии у заявителя обстоятельств, препятствующих обустройству. Дальнейшее жилищное обустройство может осуществляться самостоятельно либо органами местного самоуправления по месту жительства.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Ч.Н. выражает несогласие с обжалуемым решением и просит о его отмене. В обоснование указывает, что судом исследованы материалы дела, представленные УФМС России по Тверской области, а представленные ею доказательства судом во внимание не приняты. Основная причина отказа в продлении статуса вынужденного переселенца, по мнению УФМС, является отсутствие обстоятельств, препятствующих обустройству, в связи с тем, что она с семьей зарегистрирована и проживает у матери, являющейся собственником двухкомнатной благоустроенной квартиры. Суд не учел отсутствие у нее и членов ее семьи в собственности недвижимого имущества. Заключенный ими договор найма квартиры матери носит коммерческий характер и речь в нем идет не о членах семьи, а о гражданах, проживающих совместно с нанимателем. Не был учтен тот факт, что данные обстоятельства не возникли только в этом году и срок вынужденного переселенца продлевался с 2006 года. Законодательные акты относительно этого вопроса не менялись, но менялся номер очередности на получение жилья, в 2010 году по состоянию на 01 апреля он стал 45. Согласно Закону "О вынужденных переселенцах" она имеет право проживать у родственников при условии их согласия на совместное проживание. Оговорки о том, что проживать у матери нельзя, в Законе нет. Между тем, по мнению УФМС и суда, ее проживание с семьей у матери является обеспеченностью жильем. Полагает, что в данной ситуации УФМС должно было обратиться в судебные органы для установления характера отношений сторон. Судом не учтено и то обстоятельство, что при рассмотрении заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца УФМС нарушило сроки рассмотрения заявления и приняло решения об отказе в продлении вышеуказанного срока позже. Кроме того, для продления срока действия статуса вынужденного переселенца Миграционной службой запрашивались документы, которые не определены регламентом Миграционной службой, как необходимые документы для продления срока действия статуса вынужденного переселенца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав Ч.Н., поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражения представителя УФМС России по Тверской области по доверенности Ж., судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на 5 лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
- Согласно пп. 1 пункта 1 ст. 6 вышеуказанного закона, вынужденный переселенец вправе самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;
- В соответствии с п. б ст. 40 Постановления Правительства РФ от 08.11.2000 г. N 845 "Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ", территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации на основании сведений органов местного самоуправления о постановке вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в порядке, определяемом указанным Министерством, вносит в орган местного самоуправления предложения о распределении среди состоящих на учете вынужденных переселенцев жилых помещений для постоянного проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых участвовал этот территориальный орган, за исключением вынужденных переселенцев:
- проживающих в жилых помещениях, предоставленных членам семьи для постоянного проживания по договору найма;
- постоянно проживающих в жилом помещении, принадлежащем одному из членов семьи на праве собственности или находящемся в общей собственности нескольких членов семьи;
- получивших денежную компенсацию за утраченное жилье;
- получивших долговременную беспроцентную возвратную ссуду или безвозмездную субсидию на строительство (приобретение) жилья;
- использовавших иные виды государственной помощи на строительство (приобретение) постоянного жилья.
Таким образом, обустройство вынужденных переселенцев на новом месте жительства может осуществляться не только федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, но и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Основанием для принятия решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, по мнению УФМС по Тверской области, является жилищное обустройство, поскольку Ч.Н. фактически проживает в жилом помещении, принадлежащем одному из членов семьи на праве собственности.
Судом установлено, что заявитель вместе с дочерью проживают в двухкомнатной квартире по адресу:, принадлежащей на праве собственности матери заявителя - ФИО8
При этом, каких-либо исключений, связанных с размером занимаемой жилой площади и техническим состоянием жилого помещения законом не предусмотрено.
В соответствии со ст. 31 ч. 1 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Как указано в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", для признания вышеназванных лиц членами семьи собственника, достаточно установления факта их совместного проживания в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Таким образом, Ч.Н. вместе с дочерью не подпадают под категорию вынужденных переселенцев, которым может быть оказана государственная поддержка в жилищном обустройстве на новом месте жительства. Государственная поддержка в обеспечении жильем вынужденных переселенцев для постоянного проживания оказывается тем лицам, которые не могут самостоятельно определить свое место жительства либо нуждаются в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Статус вынужденного переселенца продлевается до устранения препятствий в жилищном обустройстве, а не до полного обустройства.
В судебном заседании Ч.Н. подтвердила, что она состоит на очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по месту жительства в.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постановил решение.
То обстоятельство, что Ч.Н. проживает в тех же жилищных условиях длительное время и срок действия статуса вынужденного переселенца с 2006 года неоднократно продлевался, само по себе не свидетельствует о незаконности действий УФМС РФ по Тверской области по отказу в продлении статуса на новый срок. Представленные заявителем договоры найма жилого помещения, заключенные Ч.Н. со своей матерью ФИО8, с учетом приведенных выше положений жилищного законодательства не могут быть приняты во внимание. Ч.Н., проживая в квартире, принадлежащей на праве собственности матери, в силу закона является членом семьи собственника жилого помещения.
С учетом изложенного, и, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Московского районного суда г. Твери от 02 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ч.Н. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)