Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 декабря 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
- от открытого акционерного общества "Приволжские магистральные нефтепроводы" (ОАО "Приволжскнефтепровод") - Лавров Д.А., по доверенности от 10.07.2012 года, Кравченко А.В., по доверенности от 31.05.2011 года;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Устинов О.В., по доверенности от 28.12.2011 года, Черкасова Е.Г., по доверенности от 06.12.2011 года;
- от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 ноября 2012 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 сентября 2012 года по делу N А55-17939/2012, судья Стенина А.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Приволжские магистральные нефтепроводы" (ОАО "Приволжскнефтепровод"), г. Самара, (ОГРН 1026301416371),
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,
о признании незаконным отказа от 29.02.2012 г. исх. N 01/220/2011-671,
установил:
Открытое акционерное общество "Приволжские магистральные нефтепроводы" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, в котором просит: признать незаконным отказ Управления от 29.02.2012 г. исх. N 01/220/2011-671 в регистрации договора аренды лесных участков без аукциона N 250 от 04.07.2011 года; обязать Управление произвести государственную регистрацию указанного договора.
Решением суда первой инстанции от 12 сентября 2012 года требования открытого акционерного общества "Приволжские магистральные нефтепроводы" удовлетворены.
Арбитражный суд признал незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 29.02.2012 г. исх. N 01/220/2011-671 в регистрации договора аренды лесных участков без аукциона N 250 от 04.07.2011 года и обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вступлении решения в законную силу произвести государственную регистрацию договора аренды лесных участков без аукциона N 250 от 04.07.2011 года.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Указывает, что на государственную регистрацию был представлен договор N 250 аренды лесных участков без аукциона от 04.07.2011 г., подписанный ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы" и Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, согласно которому предметом является лесной участок площадью 5,5 га, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, Самарский лесхоз, Дубово-Уметское участковое лесничество, квартал N 29, выдел 8, квартал N 30, выдел 2, предоставленный для строительства, реконструкции, эксплуатации магистрального нефтепровода с линией электропередачи и других линейных объектов.
Однако заявление N 01/220/2011-671 от 14.10.2011 г. содержит ходатайство о государственной регистрации договора аренды объекта недвижимого имущества - участка лесного фонда по адресу: Самарская область, Волжский район, Самарский лесхоз Дубово-Уметское лесничество с условным номером: 63:17:0000000:1201 (0)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0.
По данным Единого государственного реестра прав земельный участок с этим условным номером имеет площадь 46 910 000 кв. м и право собственности на него зарегистрировано за Российской Федерацией 03.02.2004 г., номер регистрации 63-01/01-2/2004-1380.1.
Таким образом, фактически предметом договора является часть лесного участка, а не самостоятельный объект недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. При этом до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (ст. 4.1 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 г. "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и форма примерного договора аренды лесного участка, утвержденные Приказом Федерального агентства Лесного хозяйства от 26.07.2011 г. N 319, так же как и ранее действовавшие аналогичные порядки, не предусматривают возможность заключения договора аренды на часть лесного участка в качестве самостоятельного объекта.
Суд первой инстанции указывает, что решение о предоставлении в аренду лесного участка принимается уполномоченным органом, который проводит экспертизу представленных документов, на основании решения заключается договор аренды лесного участка. Действующее законодательство не содержит требований об указании в решении о предоставлении лесного участка в аренду того факта, что лесной участок образован из участка лесного фонда с установленной процедурой выдела земельного участка.
Податель апелляционной жалобы считает данный вывод суда ошибочным, так как основанием для отказа в регистрации явилось именно невозможность передачи в аренду части лесного участка, а не результат оценки решения уполномоченного органа о предоставлении в аренду лесного участка.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители заявителя считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 26.11.2012 г. N 33-14/0094.
Просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 15.10.2012 г. N 27-02-01/11912.
Указывает, что лесной участок, являющийся предметом договора аренды от 04.07.2011 г. N 250, определен в указанном договоре. К договору приложена схема расположения и границы лесного участка, план лесного участка с точным указанием координат, месторасположения, границ, площади, конфигурации, его характеристика и характеристика насаждений, цель использования, то есть лесной участок, как предмет договора полностью индивидуализирован.
В пункте 2 договора аренды имеется указание на то, что лесные участки из состава земель лесного фонда входят в состав лесного участка из состава земель лесного фонда общей площадью 49 910 000 кв. м расположенного Самарская область, Волжский район, Волжское лесничество, Дубово-Уметское участковое лесничество.
Право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда, часть которого предоставлялась в аренду по договору от 04.07.2011 г. N 250, зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.02.2004 г.
Принимая во внимание, что объектом зарегистрированного права является участок лесного фонда, следовательно, спорный лесной участок площадью 5,5 га является ранее учтенным в силу статьи 45 Федерального закона "О государственной кадастре недвижимости".
Выводы Управления Росреестра по Самарской области о том, что не подлежала передаче в аренду часть земельного участка лесного фонда без его выделения из состоящего на государственном кадастровом учете земельного участка лесного фонда площадью 46910000,00 кв. м с кадастровым номером 63:17:0000000:0048, не сформированного в качестве самостоятельного объекта права, считает несостоятельным.
В силу пункта 3 части 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ объектами земельных отношений являются в том числе, и части земельных участков, которые могут быть сданы в аренду. При этом к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемого в аренду.
Кроме того, согласно статье 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ в случае, если до 01.01.2015 г. государственный кадастровый учет земельных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ним вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось, о дне и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 19 ноября 2012 года до 10 час 40 мин 26 ноября 2012 года.
Информация об объявлении перерыва размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 года N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". После перерыва судебное заседание было продолжено 26 ноября 2012 года в 10 час. 40 мин.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела 14.10.2011 г. заявитель обратился к ответчику с заявлением N 01/220/2011-671 о регистрации договора аренды лесных участков без аукциона N 250 от 04.07.2011 года, заключенного между заявителем и Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
28.10.2011 года ответчик приостановил государственную регистрацию договора, указав на необходимость подачи Обществом заявления о внесении изменений в ЕГРП, в связи с приведением в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации записей о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда.
21.12.2011 года ответчиком на основании заявления Общества была внесена запись о приведении участка лесного фонда расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, Самарский лесхоз Дубово-Уметское лесничество, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
12.01.2012 года ответчиком приостановлена государственная регистрация договора, в связи с необходимостью регистрации права собственности Российской Федерации на арендуемый лесной участок с указанием на образование из участка лесного фонда с кадастровым номером 63:17:0000000:0048.
Сообщением от 29.02.2012 г. заявителю было отказано в регистрации указанного договора по причине не представления документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя, а представленные на государственную регистрацию прав по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (л.д. 7 - 9).
Заявитель, не согласившись с вынесенным отказом ответчика, посчитав, что тем самым нарушаются его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
12 сентября 2012 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (ЕГРП).
Как следует из материалов дела заявителем на государственную регистрацию был представлен Договор N 250 аренды лесного участка без аукциона от 04.07.2011 г., заключенный на 49 лет между ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы" и Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, согласно которому предметом договора является лесной участок площадью 5,5 га, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, Волжское лесничество, Дубово-Уметское участковое лесничество, квартал N 29, выдел 8, квартал N 30, выдел 2, предоставленный для строительства, реконструкции, эксплуатации магистрального нефтепровода с вдоль трассовой линией электропередачи и других линейных объектов (л.д. 15 - 20).
Заявление N 01/220/2011-671 от 14.10.2011 г., о государственной регистрации договора аренды, представлено на объект недвижимого имущества - участок лесного фонда, адрес: Самарская область, Волжский район, Самарский лесхоз Дубово-Уметское лесничество, площадью 46910000,00 кв. м.
Согласно представленному договору аренды, указанные лесные участки из земель лесного фонда входят в состав лесного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, Самарский лесхоз, Дубово-Уметское лесничество, с условным номером 63:17:0000000:1201 (0), площадью 46910000,00 кв. м (право собственности Российской Федерации зарегистрировано в ЕГРП 03.02.2004 г. номер регистрации - 63-01/01-2/2004-1380.1).
Предоставление лесных участков, регламентируются "Порядком подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства 26.07.2011 г. N 319 (зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 03.10.2011 года N 21965.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Приказа от 26.07.2011 г. N 319 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета до 1 января 2012 г.
Пунктом 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, предусмотренных статьями 36, 43 - 45 кодекса, в т.ч. и для использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Решение о предоставлении лесного участка в аренду должно содержать сведения: о заявителе (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество гражданина, в том числе гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем); о местоположении и площади лесного участка; о цели (целях) и сроке использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду; о сроке подготовки и заключения договора аренды.
Таким образом, решение о предоставлении в аренду лесного участка принимается уполномоченным органом, который проводит экспертизу представленных документов, на основании решения заключается договор аренды лесного участка.
При этом действующее законодательство не содержит требований об указании в решении о предоставлении лесного участка в аренду того факта, что лесной участок образован из участка лесного фонда с установленной процедурой выдела земельного участка.
Ответчик в обоснование отказа указывает, что в Решении о предоставлении в аренду лесного участка и договоре аренды лесного участка отсутствуют указания на тот факт, что лесной участок площадью 5,5 га образован из участка лесного фонда площадью 46910000,00 кв. м (кадастровый 63:17:0000000:0048 с установленной процедурой выдела земельного участка.
Суд исходил из того, что ответчиком не принято во внимание, что в пункте 2 договора имеется указание на то, что лесные участки из состава земель лесного фонда входят в состав лесного участка из состава земель лесного фонда общей площадью 46910000, 00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, Самарский лесхоз, Дубово-Уметское лесничество.
В соответствии с пунктами 23, 24 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного приказом Федерального агентства от 26 июля 2011 года N 319, основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка являются: наличие в отношении лесного участка, на который претендует заявитель, прав третьих лиц, исключающих возможность использования лесного участка в испрашиваемых целях; подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных настоящим Порядком; предоставление заявителем недостоверных сведений; запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке; несоответствие заявленной цели (целей) использования лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка).
Таким образом, требования, установленные Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 г. N 319, а также Лесным кодексом Российской Федерации, при заключении договора аренды Министерством и заявителем исполнены в полном объеме.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований открытого акционерного общества "Приволжские магистральные нефтепроводы".
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 сентября 2012 года по делу N А55-17939/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.12.2012 ПО ДЕЛУ N А55-17939/2012
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2012 г. по делу N А55-17939/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 декабря 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
- от открытого акционерного общества "Приволжские магистральные нефтепроводы" (ОАО "Приволжскнефтепровод") - Лавров Д.А., по доверенности от 10.07.2012 года, Кравченко А.В., по доверенности от 31.05.2011 года;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Устинов О.В., по доверенности от 28.12.2011 года, Черкасова Е.Г., по доверенности от 06.12.2011 года;
- от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 ноября 2012 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 сентября 2012 года по делу N А55-17939/2012, судья Стенина А.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Приволжские магистральные нефтепроводы" (ОАО "Приволжскнефтепровод"), г. Самара, (ОГРН 1026301416371),
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,
о признании незаконным отказа от 29.02.2012 г. исх. N 01/220/2011-671,
установил:
Открытое акционерное общество "Приволжские магистральные нефтепроводы" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, в котором просит: признать незаконным отказ Управления от 29.02.2012 г. исх. N 01/220/2011-671 в регистрации договора аренды лесных участков без аукциона N 250 от 04.07.2011 года; обязать Управление произвести государственную регистрацию указанного договора.
Решением суда первой инстанции от 12 сентября 2012 года требования открытого акционерного общества "Приволжские магистральные нефтепроводы" удовлетворены.
Арбитражный суд признал незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 29.02.2012 г. исх. N 01/220/2011-671 в регистрации договора аренды лесных участков без аукциона N 250 от 04.07.2011 года и обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вступлении решения в законную силу произвести государственную регистрацию договора аренды лесных участков без аукциона N 250 от 04.07.2011 года.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Указывает, что на государственную регистрацию был представлен договор N 250 аренды лесных участков без аукциона от 04.07.2011 г., подписанный ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы" и Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, согласно которому предметом является лесной участок площадью 5,5 га, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, Самарский лесхоз, Дубово-Уметское участковое лесничество, квартал N 29, выдел 8, квартал N 30, выдел 2, предоставленный для строительства, реконструкции, эксплуатации магистрального нефтепровода с линией электропередачи и других линейных объектов.
Однако заявление N 01/220/2011-671 от 14.10.2011 г. содержит ходатайство о государственной регистрации договора аренды объекта недвижимого имущества - участка лесного фонда по адресу: Самарская область, Волжский район, Самарский лесхоз Дубово-Уметское лесничество с условным номером: 63:17:0000000:1201 (0)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0.
По данным Единого государственного реестра прав земельный участок с этим условным номером имеет площадь 46 910 000 кв. м и право собственности на него зарегистрировано за Российской Федерацией 03.02.2004 г., номер регистрации 63-01/01-2/2004-1380.1.
Таким образом, фактически предметом договора является часть лесного участка, а не самостоятельный объект недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. При этом до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (ст. 4.1 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 г. "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и форма примерного договора аренды лесного участка, утвержденные Приказом Федерального агентства Лесного хозяйства от 26.07.2011 г. N 319, так же как и ранее действовавшие аналогичные порядки, не предусматривают возможность заключения договора аренды на часть лесного участка в качестве самостоятельного объекта.
Суд первой инстанции указывает, что решение о предоставлении в аренду лесного участка принимается уполномоченным органом, который проводит экспертизу представленных документов, на основании решения заключается договор аренды лесного участка. Действующее законодательство не содержит требований об указании в решении о предоставлении лесного участка в аренду того факта, что лесной участок образован из участка лесного фонда с установленной процедурой выдела земельного участка.
Податель апелляционной жалобы считает данный вывод суда ошибочным, так как основанием для отказа в регистрации явилось именно невозможность передачи в аренду части лесного участка, а не результат оценки решения уполномоченного органа о предоставлении в аренду лесного участка.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители заявителя считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 26.11.2012 г. N 33-14/0094.
Просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 15.10.2012 г. N 27-02-01/11912.
Указывает, что лесной участок, являющийся предметом договора аренды от 04.07.2011 г. N 250, определен в указанном договоре. К договору приложена схема расположения и границы лесного участка, план лесного участка с точным указанием координат, месторасположения, границ, площади, конфигурации, его характеристика и характеристика насаждений, цель использования, то есть лесной участок, как предмет договора полностью индивидуализирован.
В пункте 2 договора аренды имеется указание на то, что лесные участки из состава земель лесного фонда входят в состав лесного участка из состава земель лесного фонда общей площадью 49 910 000 кв. м расположенного Самарская область, Волжский район, Волжское лесничество, Дубово-Уметское участковое лесничество.
Право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда, часть которого предоставлялась в аренду по договору от 04.07.2011 г. N 250, зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.02.2004 г.
Принимая во внимание, что объектом зарегистрированного права является участок лесного фонда, следовательно, спорный лесной участок площадью 5,5 га является ранее учтенным в силу статьи 45 Федерального закона "О государственной кадастре недвижимости".
Выводы Управления Росреестра по Самарской области о том, что не подлежала передаче в аренду часть земельного участка лесного фонда без его выделения из состоящего на государственном кадастровом учете земельного участка лесного фонда площадью 46910000,00 кв. м с кадастровым номером 63:17:0000000:0048, не сформированного в качестве самостоятельного объекта права, считает несостоятельным.
В силу пункта 3 части 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ объектами земельных отношений являются в том числе, и части земельных участков, которые могут быть сданы в аренду. При этом к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемого в аренду.
Кроме того, согласно статье 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ в случае, если до 01.01.2015 г. государственный кадастровый учет земельных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ним вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось, о дне и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 19 ноября 2012 года до 10 час 40 мин 26 ноября 2012 года.
Информация об объявлении перерыва размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 года N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". После перерыва судебное заседание было продолжено 26 ноября 2012 года в 10 час. 40 мин.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела 14.10.2011 г. заявитель обратился к ответчику с заявлением N 01/220/2011-671 о регистрации договора аренды лесных участков без аукциона N 250 от 04.07.2011 года, заключенного между заявителем и Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
28.10.2011 года ответчик приостановил государственную регистрацию договора, указав на необходимость подачи Обществом заявления о внесении изменений в ЕГРП, в связи с приведением в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации записей о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда.
21.12.2011 года ответчиком на основании заявления Общества была внесена запись о приведении участка лесного фонда расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, Самарский лесхоз Дубово-Уметское лесничество, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
12.01.2012 года ответчиком приостановлена государственная регистрация договора, в связи с необходимостью регистрации права собственности Российской Федерации на арендуемый лесной участок с указанием на образование из участка лесного фонда с кадастровым номером 63:17:0000000:0048.
Сообщением от 29.02.2012 г. заявителю было отказано в регистрации указанного договора по причине не представления документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя, а представленные на государственную регистрацию прав по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (л.д. 7 - 9).
Заявитель, не согласившись с вынесенным отказом ответчика, посчитав, что тем самым нарушаются его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
12 сентября 2012 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (ЕГРП).
Как следует из материалов дела заявителем на государственную регистрацию был представлен Договор N 250 аренды лесного участка без аукциона от 04.07.2011 г., заключенный на 49 лет между ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы" и Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, согласно которому предметом договора является лесной участок площадью 5,5 га, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, Волжское лесничество, Дубово-Уметское участковое лесничество, квартал N 29, выдел 8, квартал N 30, выдел 2, предоставленный для строительства, реконструкции, эксплуатации магистрального нефтепровода с вдоль трассовой линией электропередачи и других линейных объектов (л.д. 15 - 20).
Заявление N 01/220/2011-671 от 14.10.2011 г., о государственной регистрации договора аренды, представлено на объект недвижимого имущества - участок лесного фонда, адрес: Самарская область, Волжский район, Самарский лесхоз Дубово-Уметское лесничество, площадью 46910000,00 кв. м.
Согласно представленному договору аренды, указанные лесные участки из земель лесного фонда входят в состав лесного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, Самарский лесхоз, Дубово-Уметское лесничество, с условным номером 63:17:0000000:1201 (0), площадью 46910000,00 кв. м (право собственности Российской Федерации зарегистрировано в ЕГРП 03.02.2004 г. номер регистрации - 63-01/01-2/2004-1380.1).
Предоставление лесных участков, регламентируются "Порядком подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства 26.07.2011 г. N 319 (зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 03.10.2011 года N 21965.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Приказа от 26.07.2011 г. N 319 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета до 1 января 2012 г.
Пунктом 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, предусмотренных статьями 36, 43 - 45 кодекса, в т.ч. и для использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Решение о предоставлении лесного участка в аренду должно содержать сведения: о заявителе (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество гражданина, в том числе гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем); о местоположении и площади лесного участка; о цели (целях) и сроке использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду; о сроке подготовки и заключения договора аренды.
Таким образом, решение о предоставлении в аренду лесного участка принимается уполномоченным органом, который проводит экспертизу представленных документов, на основании решения заключается договор аренды лесного участка.
При этом действующее законодательство не содержит требований об указании в решении о предоставлении лесного участка в аренду того факта, что лесной участок образован из участка лесного фонда с установленной процедурой выдела земельного участка.
Ответчик в обоснование отказа указывает, что в Решении о предоставлении в аренду лесного участка и договоре аренды лесного участка отсутствуют указания на тот факт, что лесной участок площадью 5,5 га образован из участка лесного фонда площадью 46910000,00 кв. м (кадастровый 63:17:0000000:0048 с установленной процедурой выдела земельного участка.
Суд исходил из того, что ответчиком не принято во внимание, что в пункте 2 договора имеется указание на то, что лесные участки из состава земель лесного фонда входят в состав лесного участка из состава земель лесного фонда общей площадью 46910000, 00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, Самарский лесхоз, Дубово-Уметское лесничество.
В соответствии с пунктами 23, 24 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного приказом Федерального агентства от 26 июля 2011 года N 319, основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка являются: наличие в отношении лесного участка, на который претендует заявитель, прав третьих лиц, исключающих возможность использования лесного участка в испрашиваемых целях; подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных настоящим Порядком; предоставление заявителем недостоверных сведений; запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке; несоответствие заявленной цели (целей) использования лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка).
Таким образом, требования, установленные Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 г. N 319, а также Лесным кодексом Российской Федерации, при заключении договора аренды Министерством и заявителем исполнены в полном объеме.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований открытого акционерного общества "Приволжские магистральные нефтепроводы".
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 сентября 2012 года по делу N А55-17939/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)