Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Злобина Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Толстиковой М.А., судей Ивановой Т.В. и Швецова К.И. при секретаре К. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционной жалобе Б. на решение Соликамского городского суда Пермского края 13 сентября 2012 года, которым Б. отказано в иске об отмене постановления администрации г. Соликамска от 25.06.2012 N <...> и обязании включить его в список на получение жилищной субсидии, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.В., объяснения истца и его представителя, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Б. обратился в суд с иском к администрации г. Соликамска о признании постановления администрации г. Соликамска от 25.06.2012 "о снятии его с учета как лица, нуждающегося в жилом помещении и обязании включить его в список на получение жилищной субсидии, компенсации морального вреда в размере <...> рублей.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Б., указывая на неправильное применение судом норм права и неправильную оценку установленных судом обстоятельств. Суд не обоснованно исходил из положений ст. 51 и 57 ЖК РФ, поскольку он был поставлен на учет, как лицо, имеющее право на получение субсидии для приобретения жилого помещения в собственность, а не по договору социального найма, поэтому приобретение в собственность жилого помещения не влечет снятие его с учета для приобретения субсидии на приобретение жилья.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), нашла, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Из материалов дела следует, что Истец Б., постановлением главы г. Соликамска Пермского края от 20.03.2008 был поставлен на учет, как лицо, нуждающееся в жилом помещении и имеющее право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из района Крайнего Севера. Постановлением администрации г. Соликамска от 25.06.2012 N <...> истец с членами семьи снят с учета. Основанием послужило то обстоятельство, что истец приобрел в собственность квартиру площадью 77,2 кв. м по адресу: г. Соликамск ул. <...>. При этом площадь жилого помещения на каждого члена семьи из пяти человек составляет 15,44 кв. м, тогда как учетная норма согласно постановлению Главы г. Соликамска от 31.03.2006 N <...> составляет 10 кв. м на одного человека.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ст. 51 и 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования Б.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ "О ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЯХ ГРАЖДАНАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ ИЗ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся - нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что реализация права на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения связана с обстоятельствами, указывающими на отсутствие у истца жилого помещения вне пределах района Крайнего Севера. Поскольку в собственности истца находится жилое помещение, площадь которого, приходящаяся на каждого члена семьи истца, более учетной нормы, установленной органом местного самоуправления в г. Соликамске, у суда имелись основания для вывода о том, что у ответчика, наделенного правом осуществлять учет граждан нуждающихся в жилом помещении, в том числе реализующих жилищные права в порядке, предусмотренном ФЗ РФ "О ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЯХ ГРАЖДАНАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ ИЗ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ", имелись основания для снятия истца с учета в порядке, предусмотренном ст. 56 ЖК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права отмену решения суда не влекут, поскольку, вопреки мнению истца, судом первой инстанции правильно произведен выбор правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, и эти нормы нашли в решении верное истолкование.
Ссылки в жалобе на то, что при разрешении спора не подлежали применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, также основательными не являются, поскольку предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом права граждан, переезжающих из районов Крайнего Севера на получение жилищной субсидии обусловлены дополнительными государственными гарантиями в области жилищных отношений для данной категории граждан, что, однако, не исключает реализации такого права лицами, нуждающимися в жилом помещении, признаваемыми таковыми в порядке, предусмотренном ЖК РФ.
Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не установлены.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Соликамского городского суда Пермского края от 13 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 19.11.2012 ПО ДЕЛУ N 33-10399
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 ноября 2012 г. по делу N 33-10399
Судья Злобина Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Толстиковой М.А., судей Ивановой Т.В. и Швецова К.И. при секретаре К. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционной жалобе Б. на решение Соликамского городского суда Пермского края 13 сентября 2012 года, которым Б. отказано в иске об отмене постановления администрации г. Соликамска от 25.06.2012 N <...> и обязании включить его в список на получение жилищной субсидии, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.В., объяснения истца и его представителя, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Б. обратился в суд с иском к администрации г. Соликамска о признании постановления администрации г. Соликамска от 25.06.2012 "о снятии его с учета как лица, нуждающегося в жилом помещении и обязании включить его в список на получение жилищной субсидии, компенсации морального вреда в размере <...> рублей.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Б., указывая на неправильное применение судом норм права и неправильную оценку установленных судом обстоятельств. Суд не обоснованно исходил из положений ст. 51 и 57 ЖК РФ, поскольку он был поставлен на учет, как лицо, имеющее право на получение субсидии для приобретения жилого помещения в собственность, а не по договору социального найма, поэтому приобретение в собственность жилого помещения не влечет снятие его с учета для приобретения субсидии на приобретение жилья.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), нашла, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Из материалов дела следует, что Истец Б., постановлением главы г. Соликамска Пермского края от 20.03.2008 был поставлен на учет, как лицо, нуждающееся в жилом помещении и имеющее право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из района Крайнего Севера. Постановлением администрации г. Соликамска от 25.06.2012 N <...> истец с членами семьи снят с учета. Основанием послужило то обстоятельство, что истец приобрел в собственность квартиру площадью 77,2 кв. м по адресу: г. Соликамск ул. <...>. При этом площадь жилого помещения на каждого члена семьи из пяти человек составляет 15,44 кв. м, тогда как учетная норма согласно постановлению Главы г. Соликамска от 31.03.2006 N <...> составляет 10 кв. м на одного человека.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ст. 51 и 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования Б.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ "О ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЯХ ГРАЖДАНАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ ИЗ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся - нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что реализация права на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения связана с обстоятельствами, указывающими на отсутствие у истца жилого помещения вне пределах района Крайнего Севера. Поскольку в собственности истца находится жилое помещение, площадь которого, приходящаяся на каждого члена семьи истца, более учетной нормы, установленной органом местного самоуправления в г. Соликамске, у суда имелись основания для вывода о том, что у ответчика, наделенного правом осуществлять учет граждан нуждающихся в жилом помещении, в том числе реализующих жилищные права в порядке, предусмотренном ФЗ РФ "О ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЯХ ГРАЖДАНАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ ИЗ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ", имелись основания для снятия истца с учета в порядке, предусмотренном ст. 56 ЖК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права отмену решения суда не влекут, поскольку, вопреки мнению истца, судом первой инстанции правильно произведен выбор правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, и эти нормы нашли в решении верное истолкование.
Ссылки в жалобе на то, что при разрешении спора не подлежали применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, также основательными не являются, поскольку предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом права граждан, переезжающих из районов Крайнего Севера на получение жилищной субсидии обусловлены дополнительными государственными гарантиями в области жилищных отношений для данной категории граждан, что, однако, не исключает реализации такого права лицами, нуждающимися в жилом помещении, признаваемыми таковыми в порядке, предусмотренном ЖК РФ.
Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не установлены.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Соликамского городского суда Пермского края от 13 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)