Судебные решения, арбитраж
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Баранова Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Хапаевой С.,
судей Колесник Н.А., Галановой С.Б.,
при секретаре Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июля 2013 года апелляционную жалобу Министерства обороны РФ на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 07 мая 2013 года по гражданскому делу по иску К.С.Ю. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ "Западное РУЖО", Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
заслушав доклад судьи Колесник Н.А., объяснения представителя истца,
К.С.Ю. обратился в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ "Западное РУЖО", Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований указал, что с что с 1998 г. К.С.Ю. зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты>. Кроме истца в данной квартире зарегистрированы К.Л.И., К.С.С. Истец и члены его семьи фактически проживают в данной квартире, уплачивают коммунальные платежи. Эта квартира является федеральной собственностью в лице Министерства Обороны РФ и находится на праве оперативного управления в ФГУ "Центральное ТУИО" МО РФ. В целях приватизации квартиры он обратился в ДЖО Министерства обороны РФ о предоставлении разрешения на приватизацию предоставленного жилого помещения ему и членам его семьи. Однако на сегодняшний день должного ответа на обращение истца от ДЖО Министерства обороны РФ не поступило. Ранее ни истец, ни члены его семьи по месту прохождения службы и месту регистрации в приватизации не участвовали, другого недвижимого имущества за ними не зарегистрировано. Члены его семьи супруга К.Л.И. и сын К.С.С. в своих нотариально заверенных заявлениях отказалась от участия в приватизации квартиры.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала.
Представитель ответчиков Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ "Западное РУЖО" в суд не явился.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, просил применить последствия пропуска истцом срока исковой давности.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 07 мая 2013 года иск удовлетворен.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе ответчик Министерство обороны РФ просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
В соответствии с абз. 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями) военнослужащим - гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу положений ст. 6 названного выше Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец К.С.Ю. на основании ордера, выданного ФГКЭУ "202 КЭЧ района" МО РФ, с 1998 г. зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты> на условиях социального найма.
Спорная квартира является федеральной собственностью в лице Министерства Обороны РФ, закреплена на праве оперативного управления за ФГУ "Центральное ТУИО" МО РФ.
01.02.2013 г. К.С.Ю. направил почтой в ДЖО Министерства обороны РФ, ФГКУ "Западное РУЖО" Министерства обороны РФ, Министерство обороны РФ заявление с просьбой выдать разрешение на приватизацию вышеуказанной квартиры. Согласно уведомлению о вручении, данные заявления были вручены в экспедицию ДЖО Министерства обороны РФ - 12.02.2013 г., Министерства обороны РФ - 19.02.2013 г., ФГКУ "Западное РУЖО" - 21.02.2013 г. До настоящего времени должных ответов на обращение К.С.Ю. не поступило.
Ранее ни истец К.С.Ю., ни члены его семьи: супруга К.Л.И. и сын К.С.С. участия в приватизации не принимали, жилых помещений в собственности не имеют.
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями Закона РФ "О статусе военнослужащих", Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", исходил из установленных по делу фактических обстоятельств, пришел к обоснованному выводу о том, что истец имеет право приобрести спорное жилое помещение в собственность при наличии его волеизъявления в порядке, предусмотренном Законом "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
По смыслу закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если по каким-либо причинам жилые помещения не переданы и невозможно воспользоваться правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, то существенно нарушается положение статьи 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 7 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" порядок оформления передачи жилья обязателен как для граждан, так и должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде в собственность граждан.
Государство, установившее в законе право граждан на получение жилья в собственность, обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Материальным основанием для приватизации гражданином жилых помещений государственного жилищного фонда является занятие этих помещений на условиях социального найма.
Поскольку в данном случае жилое помещение занимаемое истцом предоставлено ему на законных основаниях по договору социального найма, ранее участия в приватизации истец и члены его семьи не принимали, имеются законные основания для передачи спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации. При этом отсутствие нормативной базы по порядку передачи в собственность граждан жилых помещений, принадлежащих Министерству Обороны РФ не должно лишать истца права на приватизацию жилья, которое он занимает по договору социального найма.
Судебная коллегия находит, что при разрешении спора, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и сводятся к несогласию с выводами суда и оценкой представленных по делу доказательств. Фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 07 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-14994/2013
Разделы:Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. по делу N 33-14994/2013
Судья Баранова Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Хапаевой С.,
судей Колесник Н.А., Галановой С.Б.,
при секретаре Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июля 2013 года апелляционную жалобу Министерства обороны РФ на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 07 мая 2013 года по гражданскому делу по иску К.С.Ю. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ "Западное РУЖО", Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
заслушав доклад судьи Колесник Н.А., объяснения представителя истца,
установила:
К.С.Ю. обратился в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ "Западное РУЖО", Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований указал, что с что с 1998 г. К.С.Ю. зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты>. Кроме истца в данной квартире зарегистрированы К.Л.И., К.С.С. Истец и члены его семьи фактически проживают в данной квартире, уплачивают коммунальные платежи. Эта квартира является федеральной собственностью в лице Министерства Обороны РФ и находится на праве оперативного управления в ФГУ "Центральное ТУИО" МО РФ. В целях приватизации квартиры он обратился в ДЖО Министерства обороны РФ о предоставлении разрешения на приватизацию предоставленного жилого помещения ему и членам его семьи. Однако на сегодняшний день должного ответа на обращение истца от ДЖО Министерства обороны РФ не поступило. Ранее ни истец, ни члены его семьи по месту прохождения службы и месту регистрации в приватизации не участвовали, другого недвижимого имущества за ними не зарегистрировано. Члены его семьи супруга К.Л.И. и сын К.С.С. в своих нотариально заверенных заявлениях отказалась от участия в приватизации квартиры.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала.
Представитель ответчиков Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ "Западное РУЖО" в суд не явился.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, просил применить последствия пропуска истцом срока исковой давности.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 07 мая 2013 года иск удовлетворен.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе ответчик Министерство обороны РФ просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
В соответствии с абз. 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями) военнослужащим - гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу положений ст. 6 названного выше Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец К.С.Ю. на основании ордера, выданного ФГКЭУ "202 КЭЧ района" МО РФ, с 1998 г. зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты> на условиях социального найма.
Спорная квартира является федеральной собственностью в лице Министерства Обороны РФ, закреплена на праве оперативного управления за ФГУ "Центральное ТУИО" МО РФ.
01.02.2013 г. К.С.Ю. направил почтой в ДЖО Министерства обороны РФ, ФГКУ "Западное РУЖО" Министерства обороны РФ, Министерство обороны РФ заявление с просьбой выдать разрешение на приватизацию вышеуказанной квартиры. Согласно уведомлению о вручении, данные заявления были вручены в экспедицию ДЖО Министерства обороны РФ - 12.02.2013 г., Министерства обороны РФ - 19.02.2013 г., ФГКУ "Западное РУЖО" - 21.02.2013 г. До настоящего времени должных ответов на обращение К.С.Ю. не поступило.
Ранее ни истец К.С.Ю., ни члены его семьи: супруга К.Л.И. и сын К.С.С. участия в приватизации не принимали, жилых помещений в собственности не имеют.
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями Закона РФ "О статусе военнослужащих", Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", исходил из установленных по делу фактических обстоятельств, пришел к обоснованному выводу о том, что истец имеет право приобрести спорное жилое помещение в собственность при наличии его волеизъявления в порядке, предусмотренном Законом "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
По смыслу закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если по каким-либо причинам жилые помещения не переданы и невозможно воспользоваться правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, то существенно нарушается положение статьи 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 7 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" порядок оформления передачи жилья обязателен как для граждан, так и должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде в собственность граждан.
Государство, установившее в законе право граждан на получение жилья в собственность, обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Материальным основанием для приватизации гражданином жилых помещений государственного жилищного фонда является занятие этих помещений на условиях социального найма.
Поскольку в данном случае жилое помещение занимаемое истцом предоставлено ему на законных основаниях по договору социального найма, ранее участия в приватизации истец и члены его семьи не принимали, имеются законные основания для передачи спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации. При этом отсутствие нормативной базы по порядку передачи в собственность граждан жилых помещений, принадлежащих Министерству Обороны РФ не должно лишать истца права на приватизацию жилья, которое он занимает по договору социального найма.
Судебная коллегия находит, что при разрешении спора, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и сводятся к несогласию с выводами суда и оценкой представленных по делу доказательств. Фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 07 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)