Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 24.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3305/13

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2013 г. по делу N 33-3305/13


Судья: Панина Е.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Блинова В.А.,
судей Белодеденко И.Г., Тертишниковой Л.А.,
с участием прокурора Текутьевой Я.В.
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 декабря 2012 года по делу
по иску прокурора Центрального района г. Барнаула в интересах К.Е. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о предоставлении жилого помещения,
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия

установила:

<адрес> обратился в суд в интересах К.Е. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что К.Е., ДД.ММ.ГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать К.Т. решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ лишена родительских прав, отец согласно справке отдела ЗАГС <адрес>, записан по указанию матери. В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ К.Е. проживала в МОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей "Детский <адрес>" <адрес>, находилась на полном государственном обеспечении. В ДД.ММ.ГГ году К.Е. окончила ПУ ***, после окончания обучения не обеспечена жилым помещением, при этом она не имеет ни закрепленного жилья, ни жилья в собственности. ДД.ММ.ГГ К.Е. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени К.Е. жильем не обеспечена. В соответствии с действующим законодательством дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Прокурор просил обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить К.Е. в <адрес> жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв. м.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечены: Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, Главалтайсоцзащита, администрация <адрес>.
Решением Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены.
На Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству возложена обязанность предоставить К.Е. жилое помещение по договору социального найма в пределах границ муниципального образования городской округ - <адрес> Алтайского края, общей площадью не менее 33 кв. м.
В апелляционной жалобе ответчик Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Алтайского края просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решении об отказе в иске.
В обоснование жалобы ответчик указал, что не соблюден порядок предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда по договору социального найма, предусмотренный Законом Алтайского края от 12.12.2006 г. N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края".
Краевая адресная инвестиционная программа на 2012 год, в рамках которой происходит выделение бюджетных ассигнований на приобретение жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждена без учета расходов на приобретения жилья для истца.
Вывод суда об обязанности ответчика предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма является преждевременным, так как в соответствии с постановлением администрации Алтайского края от 15 декабря 2011 года жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, включенным в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, после выделения средств из краевого бюджета и приобретения жилых помещений. Бюджетных ассигнований на приобретение жилья для истца Управлению в 2012 г. не выделены.
Кроме этого, в связи с изменением законодательства, с 01 января 2013 года установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем из специализированного жилого фонда. Действие Федерального закона N 15-ФЗ и других актов регионального законодательства распространяется на правоотношения, возникшие до 01 января 2013 года. Управление с указанного периода уполномочено предоставлять жилые помещения только по договору специализированного жилого помещения. Правовые основания для предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма отсутствуют.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы на основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения материального истца К.Е., возражавшей против удовлетворения жалобы, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что у К.Е., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения, имеется право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с абз. 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 2 ст. 4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" дети-сироты, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещение, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность предоставления жилого помещения возникает по окончании пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Материалами дела подтверждается, что К.Е., ДД.ММ.ГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании постановления администрации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** К.Е. была определен в учреждение общественного воспитания.
За несовершеннолетней К.Е. не закреплялось какое-либо жилое помещение.
Постановлением администрации <адрес> *** от ДД.ММ.ГГ К.Е. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на очередь среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К.Е. включена в сводный реестр нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма государственного жилищного фонда РФ.
Согласно выписке из домовой книги К.Е. зарегистрирована по адресу <адрес> в <адрес>, принадлежащей ее бабушке К.Л.
Истец не имеет закрепленных за ней жилых помещений и жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей в силу подп. 24 п. 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Следовательно, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 5 Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 года N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края" жилые помещения жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края; принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими; ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. ч. 1, 2, 4 ст. 4 Закона Алтайского края N 136-ЗС).
Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма; на основании сводного реестра предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год; после получения всех необходимых документов рассматривает их в течение 15 рабочих дней и принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (ч. ч. 1, 2 ст. 6, ч. 4 ст. 11 Закона Алтайского края N 136-ЗС).

Всесторонне и полно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применив нормы материального права, дав надлежащую правовую оценку имеющимся в деле доказательствам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно у Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству возникла обязанность по предоставлению жилья во внеочередном порядке К.Е.
Пунктом 2.1 постановления администрации Алтайского края от 15.12.2011 г. N 738 предусмотрено, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, включенным в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии бюджетных ассигнований для приобретения жилых помещений с целью предоставления их по договорам социального найма, не могут являться основанием для неисполнения возложенных в силу закона обязанностей органом государственной власти. Права К.Е. предоставленные ей вышеназванными законами, не могут быть поставлены в зависимость от распределения бюджетных средств в различные уровни бюджетной системы.
Доводы ответчика о том, что с ДД.ММ.ГГ действует новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и истцу жилье может быть предоставлено только по договору найма специализированного жилого помещения, не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку спорные правоотношения между истцом и ответчиком возникли в период действия Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которыми установлен порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с учетом временем подачи заявления в орган местного самоуправления о постановке на учет и предоставления жилого помещения вне очереди.
Кроме того, в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г., он вступает в силу с 1 января 2013 года, поэтому в данном деле не может быть применим.
В силу п. 2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального законе, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Предусмотренное внеочередное предоставление жилого помещения не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Право граждан на получение жилого помещения вне очереди не было поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право подлежало реализации вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условии, и времени принятия их на учет.
Обратившись в суд с вышеуказанным иском, истец реализовал свое право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу вышеуказанного Федерального закона.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного решения.
Поскольку законодательством предусмотрено право истца на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения районного суда указанием об обязанности ответчика предоставить К.Е. жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

Апелляционную жалобу ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 27 декабря 2012 года оставить без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 27 декабря 2012 г. изложив ее в следующей редакции.
Исковое заявление прокурора Центрального района г. Барнаула в интересах К.Е. удовлетворить.
Возложить на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обязанность предоставить вне очереди К.Е. как лицу, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма в пределах границ муниципального образования городской округ - <адрес>, общей площадью не менее 33 кв. м.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)