Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.02.2013 ПО ДЕЛУ N 33-558/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 февраля 2013 г. по делу N 33-558/2013


Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего:
Григорьевой Ф.М.
судей:
Михеенко К.М., Пуминовой Т.Н.
с участием прокурора:
Сипиной С.Ю.
при секретаре:
Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области в лице представителя С., действующей на основании письменной доверенности N <.......> от <.......> года, на решение Центрального районного суда города Тюмени от 21 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Прокурора Ленинского АО г. Тюмени в защиту интересов К.К. к Правительству Тюменской области, Администрации г. Тюмени о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить К.К. предоставление вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Тюмени, общей площадью не менее 18 кв. м.
Обязать Администрацию г. Тюмени предоставить К.К. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Тюмени, общей площадью не менее 18 кв. м и заключить договор социального найма жилого помещения".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Григорьевой Ф.М., объяснения прокурора Сипиной С.Ю., просившей в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия

установила:

Прокурор Ленинского административного округа города Тюмени в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд в защиту интересов К.К. с иском к Правительству Тюменской области, Администрации города Тюмени и просил обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление К.К., вне очереди по договору социального найма жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Тюмени Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв. м, и возложить на Администрацию города Тюмени обязанность предоставить К.К., вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Тюмени Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв. м.
Требования мотивированы тем, что К.К., <.......> года рождения, является лицом из числа детей-сирот, поскольку его отец <.......>. умер <.......> года, мать <.......> умерла <.......> года. 02 июня 2011 года К.К. окончил Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "<.......>" города Тюмени Тюменской области по специальности "<.......>" с присвоением квалификации "<.......>". Приказом Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени от 26 октября 2011 года N 1195 К.К. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, номер очереди - 479. До настоящего времени К.К. жильем не обеспечен. С учетом изложенного прокурор просил о возложении на Правительство Тюменской области обязанности обеспечить предоставление благоустроенного жилого помещения на территории города Тюмени по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области, и возложении на администрацию города Тюмени обязанности предоставить К.К. обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории города Тюмени по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров.
Помощник прокурора Ленинского АО г. Тюмени Веснина Т.А., в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец К.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен по последнему известному месту жительства (л.д. 51, 52).
Представитель ответчика Администрации города Тюмени - Е., действовавшая на основании письменной доверенности N <.......> от <.......> года (л.д. 47), в судебном заседании оставила разрешение данного иска на усмотрение суда.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От представителя ответчика С., действовавшей на основании письменной доверенности N <.......> от <.......> года (л.д. 55) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика Правительства Тюменской области. Так же направила письменные возражения на исковое заявление, в которых просила в удовлетворении иска отказать, так как предоставление К.К. вне очереди жилого помещения может нарушить права других лиц, вставших на учет ранее истца (л.д. 54, 53).
Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик - Правительство Тюменской области в лице представителя С., действующей на основании письменной доверенности N <.......> от <.......> года.
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что при вынесении решения судом первой инстанции не был применен закон, подлежащий применению. Считает, что суд первой инстанции, возлагая на Правительство Тюменской области обязанность, обеспечить истице, предоставление жилого помещения не учел, что в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка детей-сирот осуществляется органами государственной власти. Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области. Законом Тюменской области N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" и Положением о главном управлении строительства Тюменской области, Правительство области возложило обязанности по реализации жилищной политики, в том числе и отдельным категориям граждан - на Главное управление строительства Тюменской области. Вместе с тем, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств является орган государственной власти, имеющий право на принятие и исполнение бюджетных обязательств от имени субъекта за счет средств соответствующего бюджета. Для осуществления своих полномочий Главное управление строительством Тюменской области является получателем и главным распорядителем бюджетных средств в пределах, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Так же считает, что судом была неправильно истолкована ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей", устанавливающая осуществление органами исполнительной власти и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 3 Устава Тюменской области Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области, таким образом, закон, устанавливающий расходное обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, не относит реализацию данного расходного обязательства к исключительной компетенции Правительства Тюменской области, в связи с чем обязательства по обеспечению предоставления К.К. жилого помещения должно быть возложено на Главное управление строительства Тюменской области. Считает, что принятое решение о предоставлении истцу вне очереди жилого помещения нарушает права других лиц ранее вставших на учет.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, К.К., <.......> года рождения, является лицом из числа детей-сирот, поскольку его родители: отец <.......> умер <.......> года, мать <.......>, умерла <.......> года, что подтверждается представленными в материалы дела копиями свидетельства о смерти. (л.д. 13, 15, 14).
Согласно справке муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "<.......>" от 26 января 2011 года, истец К.К. на основании приказа N <.......> от <.......> года поступил в детский дом N <.......> (л.д. 23).
Решением <.......> районного суда города Тюмени от <.......> года по гражданскому делу N <.......> распоряжение администрации города Тюмени от <.......> года N <.......> признано незаконным в части закрепления права на жилую площадь за К.К. по адресу: <.......>. Этим же решением истец К.К. признан не приобретшим право пользования указанным жилым помещением и на Администрацию города Тюмени возложена обязанность поставить К.К. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 28-32).
17 июня 2011 года К.К. окончил Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "<.......>" города Тюмени Тюменской области по специальности "<.......>" с присвоением квалификации "<.......>" (л.д. 24).
Приказом Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени от 26 октября 2011 года N 1195, К.К. принят на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, номер очереди - 479. При этом К.К. не имеет закрепленного за ним жилого помещения на условиях социального найма, собственником либо иным владельцем объекта недвижимости он не является (л.д. 19, 17-18, 20, 27, 41, 42).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 июня 2011 года - "в силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
Следовательно, у К.К., как нуждающегося в жилом помещении, после окончания в 2011 году Государственного образовательного учреждения, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, а у ответчиков возникла обязанность предоставить во внеочередном порядке жилое благоустроенное помещение на условиях социального найма.
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 7 Закона Тюменской области "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" (в редакции от 03.06.2005 года N 384), право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий также дети, оставшиеся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства). Согласно ст. 1 указанного закона норма предоставления устанавливается в размере не менее 18 кв. м общей площади на одного члена семьи.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск прокурора, заявленный в интересах К.К. о предоставлении ему жилого благоустроенного помещения вне очереди по договору социального найма, суд первой инстанции правильно указал, что истец, являясь сиротой, относится к категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка основаниям заявленных прокурором исковых требований. Предъявляя иск в интересах К.К., прокурор в обоснование иска ссылался не только на нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, но и на нормы п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Статьей 27 Закона Тюменской области от 09 от 09 ноября 2011 года N 71 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2012 год и на плановый 2012 и 2014 годов" органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в приложении 19 к настоящему Закону, наделены государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами, за исключением случаев передачи права заключения договора социального найма иным лицам по соглашению.
В соответствии со ст. 43 указанного закона для осуществления полномочий бюджетам соответствующих муниципальных образований из областного бюджета предоставляются субвенции в объеме, устанавливаемом законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В Перечне, изложенном в Приложении 19 к Закону Тюменской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" указан городской округ город Тюмень
Правительством Тюменской области Постановлением от 01 июня 2009 года N 146-п утверждено Положение о главном управлении строительства Тюменской области, в соответствии с которым главное управление является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области капитального строительства, архитектуры и градостроительства, транспорта, дорожного хозяйства. Главное управление строительства исполняет обязанности в пределах утвержденного бюджета Тюменской области, формирование которого относится к полномочиям Правительства Тюменской области.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей понятия и термины, применяемые в этом Кодексе, отражено, что расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных указанным Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
Следовательно, в соответствии с положениями указанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении вне очереди жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области по договору социального найма К.К. и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования - Администрацию города Тюмени, за счет средств субъекта Российской Федерации, а именно - областного бюджета.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы представителя Правительства Тюменской области о том, что обязанность по обеспечению предоставления жилого помещения должна быть возложена на Главное управление строительства Тюменской области, являются не обоснованными.
Довод апелляционной жалобы о нарушении прав других лиц, принятых на учет для предоставления жилого помещения ранее, чем истец является необоснованным, поскольку Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда города Тюмени от 21 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Правительства Тюменской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)