Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 29.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-8795/13

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 октября 2013 г. по делу N 33-8795/13


Судья: Кирилова О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Медведева А.А., Тертишниковой Л.А.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 14 августа 2013 года по делу по иску Б.И. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности предоставить жилое помещение,
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия

установила:

Б.И. обратился в суд с иском к управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, о признании за ним права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма; о возложении на управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обязанности предоставить ему по договору социального найма в черте муниципального образования - <адрес> благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям во внеочередном порядке, общей площадью не менее <данные изъяты> кв. м в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что инвалид 2 группы, страдает хроническим психическим расстройством. Поскольку по месту его жительства - в <адрес> по ул. <адрес>, <адрес> проживают две семьи, какое-либо иное жилое помещение на праве собственности или по договору социального найма у него отсутствует, то в связи с имеющимся заболеванием он имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения и на дополнительную жилую площадь.
Решением Ленинского районного суда г. Барнаула от 14 августа 2013 года исковые требования удовлетворены в части.
Признано за Б.И. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
На Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству возложена обязанность предоставить Б.И. во внеочередном порядке по договору социального найма в черте муниципального образования - город Барнаул благоустроенное жилое помещение соответствующее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее <данные изъяты> кв. м.
С решением суда не согласился ответчик Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске.
В обоснование доводов жалобы указывает, что вывод суда о возложении обязанности на Управление предоставить жилое помещение истцу противоречит нормам действующего законодательства.
В статье 5 закона Алтайского края от 12.12.2006 года N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" содержится исчерпывающий перечень лиц, которым предоставляется жилое помещение субъектом федерации. Необходимо учитывать, что законом Алтайского края от 11.10.2012 года N 74-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края" в закон Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2013 года, согласно которым ранее имевшийся пункт 5 указанной статьи закона, который предусматривал право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования иным категориям граждан, определенных федеральным законом и законом Алтайского края, признан утратившим силу. Таким образом, с 1 января 2013 года полномочия Управления четко определены, предоставление жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшим на учет после 1 января 2005 года, не входит в компетенцию ответчика. Суд, рассматривая спор, фактически применил недействующую норму права. Неправомерно руководствуясь только тем, что осуществление государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства возложено на Управление, принимать решение о возложении обязанности по предоставлению жилья категории лиц, которые не обладают таким правом в отношении ответчика. При рассмотрении спора судом не дана оценка тому факту, что в квартире, площадью 61,3 кв. м зарегистрированы и проживают истец со своей матерью, сестрой, мужем сестры и племянником одной семьей, лицевой счет не разделен, договор безвозмездного пользования между сособственниками и истцом не заключен. Проживание в квартире одной семьи, в составе которой имеется подобный больной, самостоятельным основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и признания за ними права на предоставление жилого помещения не является. Обстоятельства проживания судом не исследовались, свидетелей, подтверждающих факт проживания в указанном жилом помещении двух семей, заявлено не было. Постановка истца на учет нуждающихся в нарушение норм закона не порождает у ответчика обязанности по признанию за истцом права на предоставление жилья. Принимая решение о возложении обязанности по предоставлению дополнительной жилой площади, суд не учел, что согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь" не предусмотрена обязанность по предоставлению таковой дополнительной площади. Вопрос о праве лиц на дополнительную жилую площадь субъектом, принимающим решение о предоставлении жилого помещения, решается индивидуально, в зависимости от конкретных обстоятельств. Также апеллятором указано на то, что надлежащим ответчиком по делу являются органы местного самоуправления, так как на них в силу ФЗ от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" возложены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Неправильно суд применил норму предоставления жилого помещения закона субъекта федерации, который не предусматривает право инвалидов на предоставление жилого помещения, поэтому нормы этого закона неприменимы.
Проверив материалы дела, заслушав представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Алтайского края О., поддержавшую доводы жалобы, представителя истца С.В.В. возражавшую против доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Часть 3 указанной статьи гласит, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющего иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит: нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственников жилых помещений, членов их семьи, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний (далее Перечень), при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В соответствии с указанным Перечнем, к таким заболеваниям относится код заболевания по МКБ-10 F.20.0
Как следует из материалов дела, истец Б.И. проживает в <адрес> ул. <адрес> в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м. Квартира принадлежит на праве общей долевой собственности Б.Т. <данные изъяты> доли, Г. <данные изъяты> доля, С.Н. <данные изъяты> доля.
В квартире зарегистрированы и фактически проживают две семьи Б.И. с матерью Б.Т., С.В.А. (сестра) с мужем С.Р. и ребенком С.Д.
Б.И. ДД.ММ.ГГ года рождения, признан инвалидом второй группы на срок до ДД.ММ.ГГ, что следует из справки МСЭ-2011 ***.
По заключению врачебной комиссии КГБУЗ "АККПБ им. Ю.К. Эрдмана" *** от ДД.ММ.ГГ Б.И. страдает хроническим психическим расстройством код заболевания F 20.0, которое подпадает под перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N <данные изъяты>.
По делу также установлено, что на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** Б.И. признан нуждающимся в жилых помещениях и включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, под N ***.
Поскольку п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. N 378, постольку Б.И. как лицо, подпадающее под данную группу граждан подлежит обеспечению вне очереди жилым помещением.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 и 4 ст. 4 Закона Алтайского края от 12.12.2006 г. N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края; принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими; ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений, список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края).
Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма; на основании сводного реестра предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год; после получения всех необходимых документов рассматривает их в течение 15 рабочих дней и принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (ч. ч. 1, 2 ст. 6, ч. 4 ст. 11 Закона Алтайского края от 12.12.2006 г. N 136-ЗС).
Уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству (п. 1 Положения об управлении Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденного постановлением Администрации края от 10 апреля 2006 года N 145).
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что именно у Управления возникла обязанность по предоставлению истцу жилья во внеочередном порядке.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции.
Довод жалобы ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о том, что на органы государственной власти субъекта Российской Федерации не возлагается обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку направлен на иное толкование норм материального права.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 23.02.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года N 551-О-О предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях, независимо от их имущественного положения.
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит специальное регулирование порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма.
Однако, как указал Конституционный суд РФ, данное обстоятельство не исключает обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Действующий на территории Алтайского края закон "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" с 01.01.2013 года не содержит прямого указания на обеспечение жилыми помещениями иных категорий граждан, определенных федеральным законом или законом Алтайского края. Однако указанное обстоятельство не исключает из полномочий органа субъекта федерации решение отнесенных к его ведению Конституцией Российской Федерации вопросов социальной поддержки в отношении инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Таким образом, инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне, чье право на внеочередное предоставление жилья, предусмотрено ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относятся к категории граждан, которые имеют право на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу, что субъект Российской Федерации является ответственным лицом за обеспечение Б.И. жилым помещением, в связи с чем доводы жалобы о надлежащем ответчике - органе местного самоуправлении во внимание не принимаются.
Не находит судебная коллегия состоятельным довод жалобы о незаконности постановки истца на учет нуждающихся.
Представленные в материалы дела доказательства о принадлежности квартиры, в которой проживает истец со своей матерью и сестра истца со своей семьей, установленное хроническое заболевание Б.И., отсутствие другого жилья правильно оценены органом местного самоуправления как основания для постановки на учет среди лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, нуждающихся в жилых помещениях. При этом, постановление от 23.08.2012 года о признании истца нуждающимся в жилых помещениях не отменено, незаконным не признано.
Довод жалобы о неверном определении судом размера предоставляемого жилого помещения во внимание не принимается, так как указанный размер правильно установлен судом исходя из ст. 8 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", согласно которой норма предоставления жилого помещения фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере 33 квадратных метров общей площади для одиноко проживающего гражданина.
При этом, суд первой инстанции обоснованно учел при расчете размера предоставляемого жилого помещения, что Б.И. имеет право на дополнительную жилую площадь.
Постановлением Правительства РФ N 817 от 21.12.2004 г. утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
В соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза).
Указанная норма регламентирует не право предоставляющего субъекта определить - нуждается ли инвалид в дополнительной площади, а указывает на возможность увеличения предельных размеров предоставляемой жилой площади с учетом того, что нормы предоставления, в том числе дополнительной площади, устанавливаются органами субъекта федерации и местного самоуправления.
Апелляционная жалоба не содержит обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Доводы жалобы направлены на иное толкование закона.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

Решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 14 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)