Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 21.11.2012 ПО ДЕЛУ N 33-10153/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Социальный наем жилого помещения; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 ноября 2012 г. по делу N 33-10153/2012


Судья: Жуль А.В.
А-22

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Паюсовой Е.Г.
судей Макаровой Ю.М., Макурина В.М.
с участием прокурора Краснопеевой О.В.,
при секретаре ФИО.
заслушала в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах Я.С. к администрации г. Красноярска о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе Я.С., апелляционному представлению прокурора Свердловского района г. Красноярска
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 1 октября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах Я.С. к администрации г. Красноярска о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г. Красноярска в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Я.С. с составом семьи три человека благоустроенную однокомнатную квартиру общей площадью не менее 18,3 кв. м, в том числе жилой не менее 9,3 кв. м.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать".
Заслушав доклад судьи Макаровой Ю.М., судебная коллегия

установила:

Прокурор Свердловского района г. Красноярска обратился в суд с иском в интересах Я.С., уточненным в ходе рассмотрения дела, к администрации г. Красноярска в котором просил обязать администрацию города Красноярска в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Я.С. составом семьи три человека жилое помещение отдельную благоустроенную квартиру общей площадью не менее 45,0 кв. м.
Требования мотивированы тем, что семья Я.С. проживает на условиях договора социального найма и зарегистрированы по месту жительства по адресу <адрес>. Семья Я.С. включена в единый список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Заключением межведомственной жилищной комиссии от 29.03.2012 г. N 125 жилое помещение N 2 жилого <адрес> признано непригодным для проживания.
Указывает, что поскольку жилое помещение признано непригодным для проживания, а семья Я.С., состоящая из трех человек является нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоит на учете в качестве таковой, им должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди в силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ с учетом нормы предоставления, установленной администрацией г. Красноярска, в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Я.С. просит изменить решение, удовлетворив требования прокурора о предоставлении ее семье отдельной благоустроенной квартиры общей площадью не менее 45 кв. м. Указала, что иск заявлен о предоставлении жилого помещения по основаниям ч. 2 п. 1 ст. 57 ЖК РФ, а не о принудительном выселении. Суд не принял во внимание, что все члены ее семьи включены администрацией района в единый список граждан имеющих право на внеочередное получение жилья, основанием принятия на учет послужила непригодность жилого помещения, в котором они проживают. В ссылке на ч. 1 ст. 89 ЖК РФ суд не учел, что лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения жилые помещения предоставляются по норме предоставления, которая в г. Красноярске составляет 15 кв. м общей площади на одного человека.
В апелляционном представлении прокурор указывает, что положения ст. 89 ЖК РФ о предъявляемых к предоставляемому в связи со сносом дома жилому помещению требованиях подлежат применению с учетом положений ст. 57 ЖК РФ, устанавливающей для граждан состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в случае признания занимаемых ими жилых помещений непригодными для проживания право на получение жилых помещений вне очереди по нормам предоставления. Просил изменить решение, приняв новое решение о полном удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание не явились надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения дела Я.А., а также представители администрации г. Красноярска, департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска, департамента градостроительства администрации г. Красноярска, администрации Свердловского района г. Красноярска, службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (л.д. 196 - 204). Я.А. и представитель службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Учитывая изложенное, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив решение суда по доводам апелляционной жалобы и апелляционного представления, выслушав истицу Я.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Краснопееву О.В., поддержавшую доводы апелляционного представления, а также мнение представителя МКУ "Управление капитального строительства" К. (доверенность N 161 от 30.10.2012 г.), согласившейся с решением суда, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано право на жилище.
В силу ч. 2 ст. 15 Жилищного Кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).
Как установлено по делу, истца Я.Я. с мужем ФИО1 и несовершеннолетней дочерью ФИО2 проживают на основании договора социального найма в квартире <адрес> Указанный жилой дом в соответствии с Постановлением администрации г. Красноярска от 29.11.1996 года N 1127 включен в реестр муниципальной собственности (л.д. 21).
Заключением межведомственной жилищной комиссии от 29.03.2012 года N 125 жилое помещение по <адрес> признано непригодным для проживания (л.д. 85).
Решением социальной защиты населения администрации Свердловского района г. Красноярска от 16.03.2012 года Я.С. и члены ее семьи Я.А., Я.К. признаны малоимущими (л.д. 59). Распоряжением администрации Свердловского района г. Красноярска Я.С. включена в единый список и в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья, в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 83).
Проанализировав представленные по делу доказательства суд пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для возложения на администрацию г. Красноярска обязанности по предоставлению семье Я. благоустроенного жилого помещения. Однако выводы суда относительно общей площади предоставляемого жилого помещения, отвечающего признаку равнозначности по общей и жилой площади ранее занимаемому семьей Я. жилому помещению, нельзя признать законными и обоснованными.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В силу части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно части 5 статьи 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления администрации г. Красноярска от 14.04.2005 N 192 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Красноярска" установлена норма площади жилого помещения для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда города Красноярска по договору социального найма, которая составляет 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
С учетом того, что занимаемое семьей Я. жилое помещение признано в установленном законом порядке непригодным для проживания, при этом семья Я. имеет статус малоимущей, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, при разрешении настоящего спора положения ст. 89 ЖК РФ о предъявляемых к жилому помещению, предоставляемому в связи с признанием непригодным для проживания занимаемого жилого помещения, подлежат применению с учетом положении ст. 57 ЖК РФ, устанавливающей для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в случае признания занимаемых ими жилых помещений непригодными для проживания и неподлежащими ремонту или реконструкции, право на получение жилых помещений вне очереди по норме предоставления жилой площади.
Для состоящей из трех человек семьи Я. предоставляемое жилое помещение должно быть по общей площади не менее 45 кв. м.
Кроме того, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 58 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия, такого согласия семья Я. не выражала, что следует, в том числе, из пояснения Я.С. в суде апелляционной инстанции, предоставляемое семье Я. жилое помещение должно состоять не менее чем из двух комнат.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 1 октября 2012 года изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Исковые требования прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах Я.С. к администрации г. Красноярска о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Красноярска в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Я.С. с составом семьи три человека отдельную благоустроенную двухкомнатную квартиру общей площадью не менее 45 кв. м.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)