Судебные решения, арбитраж
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Луханина О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.
судей Блинова В.А., Белодеденко И.Г.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца В. - А.Д.В. на решение Алейского городского суда Алтайского края от 04 июня 2013 года по делу
по иску В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, администрации города <адрес> о признании решения о включении жилого помещения в число служебных незаконным,
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия
установила:
В. обратился в суд с иском о признании постановления администрации <адрес> *** от (дата) в части включения квартиры <адрес> в число служебных незаконным и подлежащим отмене.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании ордера *** от (дата), выданного *** квартирно-эксплуатационной частью, В. занимает ведомственное жилое помещение - трехкомнатную квартиру <адрес>. Жилое помещение истцу было предоставлено в связи с прохождением им военной службы в <адрес> гарнизоне.
Распоряжением Правительства РФ номер 1779-р от 11 октября 2011 года военный городок <адрес> был исключен из числа закрытых, в связи с чем, истец решил приватизировать занимаемое жилое помещение. Однако согласно данным Архивного отдела администрации <адрес> жилое помещение - <адрес> постановлением администрации <адрес> от (дата) *** была включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства Войсковой части ***.
Указанные обстоятельства является препятствием для приватизации занимаемого жилого помещения. Истец считает постановление администрации <адрес> Алтайского края от (дата) *** в части включения <адрес> в число служебных жилых помещений незаконным и подлежащим отмене, поскольку собственником жилищного фонда является не администрация <адрес>, а непосредственно государство в лице Министерства обороны Российской Федерации, поскольку имущество Вооруженных сил РФ является федеральной собственностью.
Поскольку постановление администрации <адрес> о включении спорного жилого помещения в число служебных принято после вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на указанное жилое помещение должны быть в обязательном порядке зарегистрированы в соответствии с указанным Законом. Таким образом, использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после принятия соответствующего решения органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом о включении жилья в число служебных, а также регистрации в качестве такого в установленном порядке. Вместе с тем, из договора найма жилого помещения следует, что сведения о регистрации права на спорное жилое помещения отсутствуют.
Истец полагает, что занимаемое жилое помещение предоставлено ей на условиях договора социального найма, а не по договору найма служебного жилого помещения.
Решением Алейского городского суда от (дата) исковые требования В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Дополнительно указано, что постановление о включении спорного жилого помещения в число служебных принято администрацией <адрес> незаконно. Согласно справке, выданной РЭР *** "<данные изъяты>" <адрес>, в период отнесения квартиры к числу служебных, спорное жилое помещение было занято по договору социального найма, в связи с чем, не могло быть отнесено к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и именно Министерство обороны вправе принимать решение о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд и об исключении из указанного фонда. Администрация <адрес> не является органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом.
В связи с этим, решение о включении жилого помещение в число служебных уполномоченным органом не принималось.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч. 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения представителя истца В. - А.Д.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
На основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу статьи 4 указанного Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением администрации <адрес> от (дата) *** квартира <адрес> включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства Войсковой части ***.
Согласно ордеру *** от (дата) указанное жилое помещение было предоставлено В. на состав семьи из четырех человек (В., его жена - В.А., сын - В.Г., сын - В.Д.)
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение включено в число служебных с соблюдением положений действовавшего на тот момент жилищного законодательства, предоставлено истцу по договору найма служебного жилого помещения, в связи с чем, приватизации не подлежит.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент принятия оспариваемого постановления, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.1984 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из анализа указанных правовых норм жилищного законодательства следует, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
В соответствии со статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 100 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации квартира <адрес> являлась служебным жилым помещением.
В соответствии со статьями 92, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительством Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с пунктом 12 Правил, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 1053 от 29 декабря 2008 года "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находившимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В отношении такого имущества именно Министерство обороны Российской Федерации вправе принимать решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Министерство обороны Российской Федерации решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебных не принимало.
В реестре объектов муниципальной собственности <адрес> жилое помещение - <адрес> отсутствует.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение администрации <адрес> об отнесении занимаемого истцом жилого помещения к служебному принято в установленном законом порядке и по решению уполномоченного на тот момент органа.
Доводы жалобы о том, что спорное жилое помещение не может быть отнесено к служебному помещению в связи с отсутствием регистрации в качестве служебного жилого помещения в органах государственной регистрации недвижимости судебной коллегией во внимание не принимаются, как несостоятельные.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301, служебные жилые помещения подлежат государственному учету наряду с другими жилыми помещениями, которые по целям использования относятся к другим фондам.
Исключение <адрес> из перечня закрытых военных городков само по себе не влечет изменение статуса жилого помещения.
Исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда производится лишь по решению органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находившимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В отношении такого имущества именно Министерство обороны Российской Федерации в настоящее время вправе принимать решения об исключении жилых помещений из указанного фонда.
В ходе разрешения данного спора достоверно установлено, что органом, осуществляющим управление государственным имуществом в период с (дата) по настоящее время, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных не принималось.
Внесения либо невнесение соответствующих сведений в данные государственного учета недвижимости не влияет на установление жилому помещению статуса служебного жилого помещения.
Довод жалобы представителя истца в той части, что спорная квартира предоставлена истцу на условиях социального найма является несостоятельным и противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Также судебная коллегия находит несостоятельным довод представителя истца о том, что на момент включения спорного жилого помещения в число служебных оно было занято по договору социального найма другим гражданином, в связи с чем, не могло быть отнесено к специализированному жилищному фонду.
Согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.
Между тем, законодательством, действовавшим на момент включения спорного жилого помещения в число служебных, подобных ограничений не было предусмотрено.
Учитывая, что судом правильно и в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Алейского городского суда Алтайского края от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца В. - А.Д.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 14.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6567/13
Разделы:Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 августа 2013 г. по делу N 33-6567/13
Судья Луханина О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.
судей Блинова В.А., Белодеденко И.Г.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца В. - А.Д.В. на решение Алейского городского суда Алтайского края от 04 июня 2013 года по делу
по иску В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, администрации города <адрес> о признании решения о включении жилого помещения в число служебных незаконным,
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия
установила:
В. обратился в суд с иском о признании постановления администрации <адрес> *** от (дата) в части включения квартиры <адрес> в число служебных незаконным и подлежащим отмене.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании ордера *** от (дата), выданного *** квартирно-эксплуатационной частью, В. занимает ведомственное жилое помещение - трехкомнатную квартиру <адрес>. Жилое помещение истцу было предоставлено в связи с прохождением им военной службы в <адрес> гарнизоне.
Распоряжением Правительства РФ номер 1779-р от 11 октября 2011 года военный городок <адрес> был исключен из числа закрытых, в связи с чем, истец решил приватизировать занимаемое жилое помещение. Однако согласно данным Архивного отдела администрации <адрес> жилое помещение - <адрес> постановлением администрации <адрес> от (дата) *** была включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства Войсковой части ***.
Указанные обстоятельства является препятствием для приватизации занимаемого жилого помещения. Истец считает постановление администрации <адрес> Алтайского края от (дата) *** в части включения <адрес> в число служебных жилых помещений незаконным и подлежащим отмене, поскольку собственником жилищного фонда является не администрация <адрес>, а непосредственно государство в лице Министерства обороны Российской Федерации, поскольку имущество Вооруженных сил РФ является федеральной собственностью.
Поскольку постановление администрации <адрес> о включении спорного жилого помещения в число служебных принято после вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на указанное жилое помещение должны быть в обязательном порядке зарегистрированы в соответствии с указанным Законом. Таким образом, использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после принятия соответствующего решения органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом о включении жилья в число служебных, а также регистрации в качестве такого в установленном порядке. Вместе с тем, из договора найма жилого помещения следует, что сведения о регистрации права на спорное жилое помещения отсутствуют.
Истец полагает, что занимаемое жилое помещение предоставлено ей на условиях договора социального найма, а не по договору найма служебного жилого помещения.
Решением Алейского городского суда от (дата) исковые требования В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Дополнительно указано, что постановление о включении спорного жилого помещения в число служебных принято администрацией <адрес> незаконно. Согласно справке, выданной РЭР *** "<данные изъяты>" <адрес>, в период отнесения квартиры к числу служебных, спорное жилое помещение было занято по договору социального найма, в связи с чем, не могло быть отнесено к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и именно Министерство обороны вправе принимать решение о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд и об исключении из указанного фонда. Администрация <адрес> не является органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом.
В связи с этим, решение о включении жилого помещение в число служебных уполномоченным органом не принималось.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч. 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения представителя истца В. - А.Д.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
На основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу статьи 4 указанного Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением администрации <адрес> от (дата) *** квартира <адрес> включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства Войсковой части ***.
Согласно ордеру *** от (дата) указанное жилое помещение было предоставлено В. на состав семьи из четырех человек (В., его жена - В.А., сын - В.Г., сын - В.Д.)
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение включено в число служебных с соблюдением положений действовавшего на тот момент жилищного законодательства, предоставлено истцу по договору найма служебного жилого помещения, в связи с чем, приватизации не подлежит.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент принятия оспариваемого постановления, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.1984 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из анализа указанных правовых норм жилищного законодательства следует, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
В соответствии со статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 100 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации квартира <адрес> являлась служебным жилым помещением.
В соответствии со статьями 92, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительством Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с пунктом 12 Правил, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 1053 от 29 декабря 2008 года "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находившимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В отношении такого имущества именно Министерство обороны Российской Федерации вправе принимать решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Министерство обороны Российской Федерации решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебных не принимало.
В реестре объектов муниципальной собственности <адрес> жилое помещение - <адрес> отсутствует.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение администрации <адрес> об отнесении занимаемого истцом жилого помещения к служебному принято в установленном законом порядке и по решению уполномоченного на тот момент органа.
Доводы жалобы о том, что спорное жилое помещение не может быть отнесено к служебному помещению в связи с отсутствием регистрации в качестве служебного жилого помещения в органах государственной регистрации недвижимости судебной коллегией во внимание не принимаются, как несостоятельные.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301, служебные жилые помещения подлежат государственному учету наряду с другими жилыми помещениями, которые по целям использования относятся к другим фондам.
Исключение <адрес> из перечня закрытых военных городков само по себе не влечет изменение статуса жилого помещения.
Исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда производится лишь по решению органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находившимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В отношении такого имущества именно Министерство обороны Российской Федерации в настоящее время вправе принимать решения об исключении жилых помещений из указанного фонда.
В ходе разрешения данного спора достоверно установлено, что органом, осуществляющим управление государственным имуществом в период с (дата) по настоящее время, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных не принималось.
Внесения либо невнесение соответствующих сведений в данные государственного учета недвижимости не влияет на установление жилому помещению статуса служебного жилого помещения.
Довод жалобы представителя истца в той части, что спорная квартира предоставлена истцу на условиях социального найма является несостоятельным и противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Также судебная коллегия находит несостоятельным довод представителя истца о том, что на момент включения спорного жилого помещения в число служебных оно было занято по договору социального найма другим гражданином, в связи с чем, не могло быть отнесено к специализированному жилищному фонду.
Согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.
Между тем, законодательством, действовавшим на момент включения спорного жилого помещения в число служебных, подобных ограничений не было предусмотрено.
Учитывая, что судом правильно и в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Алейского городского суда Алтайского края от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца В. - А.Д.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)