Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 18.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2031/2012ГОД

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 сентября 2012 г. по делу N 33-2031/2012год


Председательствующий Квасова О.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Морозовой В.Н., Прониной А.В.,
при секретаре З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 18 сентября 2012 года
апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации муниципального образования Алтайский район ФИО1 на решение Алтайского районного суда от 16 июля 2012 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Алтайского района в интересах Ш.Е. к Администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма.
Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения представителя ответчика Администрации муниципального образования Алтайский район П.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя прокуратуры Республики Хакасия П.А., выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия

установила:

Прокурор Алтайского района обратился в суд с иском в интересах Ш.Е. к Администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить вне очереди по месту жительства жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма. Свои требования мотивировал тем, что Ш.Е., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет для получения жилья на условиях социального найма, однако до настоящего времени жилое помещение ответчиком ему не предоставлено, что является незаконным и нарушает жилищные права Ш.Е.
Представитель прокурора Алтайского района Ш.Т., истец Ш.Е. в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика П.М. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц - Министерства образования Республики Хакасия и Администрации Новороссийского сельсовета.
Суд постановил вышеприведенное решение, которым обязал Администрацию муниципального образования Алтайский район обеспечить Ш.Е. по месту жительства вне очереди на условиях договора социального найма жилым помещением с площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям.
С решением не согласен представитель Администрации муниципального образования Алтайский район ФИО1
В апелляционной жалобе он, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить, указывая, что Ш.Е. имеет право на получение жилья как ребенок-сирота, оставшийся без попечения родителей, однако такое право возникло у него только в 2011 году после постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с чем, в соответствии с действующим в Республике Хакасия законодательством жилое помещение должно быть предоставлено ему в 2012 году. Поскольку данный финансовый год не закончился, то права Ш.Е. не нарушены. Также просил учесть, что обеспечение детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, является обязательством субъекта Российской Федерации, выполнение которого возложено на органы местного самоуправления в пределах субвенций, поступающих из республиканского бюджета. Полагает, что отсутствие в решении суда указания за счет средств какого бюджета необходимо удовлетворить заявленные требования затруднит его исполнение.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы и.о. прокурора Алтайского района С. выражает согласие с решением суда, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" данное положение конкретизировано правилом об их обеспечении органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Также предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
На основании положений Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 года N 85-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет" органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки, в том числе, обеспечение жилыми помещениями, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет (часть 1 статьи 1, пункт 3 части 2 статьи 1 Закона).
Закон Республики Хакасия от 15.08.2008 года N 55-ЗРХ "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет" предусматривает обеспечение жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, в порядке, определяемом Правительством Республики Хакасия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения, в том числе предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения ими 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.
Порядок предоставления жилых помещений определен Законом Республики Хакасия от 19.10.2009 года N 104-ЗРХ "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет".
В силу положений пп. 1 и пп. 2 ст. 1 указанного Закона право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В частях 2 и 3 статьи 2 этого же Закона указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с момента утраты родительского попечения. Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения.
С учетом представленных в дело доказательств, судом установлено, что Ш.Е. обладает правовым статусом лица, оставшегося без попечения родителей с 1994 года, не является нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственником жилых помещений, членом семьи собственника жилого помещения, в связи с чем, имеет право на получение жилья вне очереди.
Распоряжением главы муниципального образования Новороссийский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ N Ш.Е. признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет для получения жилья по договору социального найма.
На основании установленных фактов и вышеприведенных норм права, суд обоснованно удовлетворил иск, возложив на ответчика обязанность по предоставлению Ш.Е. жилого помещения по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма.
При этом доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствие в решении указания за счет средств какого бюджета необходимо удовлетворить заявленные требования повлечет затруднение его исполнения, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии нарушения жилищных прав Ш.Е. ввиду принятия его на учет только в 2011 году и включения его в список на предоставление жилого помещения в 2012 году, аналогичны по своему содержанию доводам представителя ответчика, изложенным им при разбирательстве дела в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения и отвергнуты по подробно изложенным в решении мотивам, не соглашаться с которыми судебная коллегия не находит оснований.
Решение суда является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права применены правильно и оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Алтайского районного суда от 16 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации муниципального образования Алтайский район ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий
А.С.ТОПОЕВ

Судьи
В.Н.МОРОЗОВА
А.В.ПРОНИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)