Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ходячих О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Журавлева А.В.,
судей: Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,
при секретаре: М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ПУ ФСБ России по Курской области, Администрации г. Курска, Управлению по учету и распределению жилья г. Курска о признании его и члена его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в г. Курске, признании права на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в г. Курске за счет средств федерального бюджета, включении в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в собственность бесплатно,
поступившее по апелляционной жалобе истца А. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 08 февраля 2013 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия
установила:
А. обратился в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ПУ ФСБ России по Курской области, Администрации г. Курска, Управлению по учету и распределению жилья г. Курска и просил признать за ним и членом его семьи <сыном> право на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в городе Курске за счет средств федерального бюджета, выделяемых для этих целей Министерству обороны РФ, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"; признать его и члена его семьи - <сына> нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в г. Курске по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным ст. 15.1 данного закона; обязать Департамент жилищного обеспечения МО РФ включить его и члена его семьи - <сына> в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в г. Курске в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными указанной статьей, а также признать незаконным бездействие командира войсковой части N по вопросу признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в г. Курске.
В обоснование требований указал, что он проходил военную службу по контракту в войсковой части N в должности контролера <...> КПП <...> и приказом командира в/ч N от 28.07.2008 г. уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья и исключен из списков личного состава. На момент увольнения общая продолжительность военной службы составила более 10 лет. На время прохождения военной службы жилое помещение ему не предоставлялось. Перед увольнением с военной службы порядок обеспечения его и членов его семьи жильем по избранному постоянному месту жительства ему не доводился. Он и члены его семьи собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также нанимателями помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя помещений по договору социального найма не являются, проживают по адресу: <адрес>, в квартире N, предоставленной по договору безвозмездного пользования, собственники которой требуют освободить жилое помещение. Данное обстоятельство, по мнению истца, в соответствии со ст. 51 ЖК РФ является основанием для признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения. В настоящее время в качестве постоянного места жительства им избран город Курск. В период прохождения военной службы и при увольнении нуждающимся в получении жилья по избранному постоянному месту жительства он не признавался, на момент увольнения жилым помещением не обеспечивался. Перед увольнением с военной службы командованием воинской части ему не был разъяснен порядок избрания постоянного места жительства и обеспечения его и членов его семьи жилым помещением по избранному постоянному месту жительства, что не позволило ему реализовать свое право на избрание постоянного места жительства. Учитывая данные обстоятельства, просил удовлетворить его требования.
Судом постановлено вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец А. просит решение суда отменить, как незаконное, его требования удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчиков: Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Пограничного управления ФСБ РФ по Курской области надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении дела не заявили, в связи с чем, дело рассмотрено судебной коллегией в их отсутствие.
Поскольку ответчиками решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца А. и его представителя Ч., поддержавших апелляционную жалобу, возражения представителя ответчиков: Администрации г. Курска и Управления по учету и распределению жилья г. Курска - Р., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Право военнослужащих на жилище закреплено Федеральным законом от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и совместно проживающим с ним членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 названного Федерального закона военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством РФ.
Таким образом, содержание названных законодательных норм свидетельствует о том, что предоставление жилья военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы как до 1 января 1998 г., так и после этой даты, производится по основаниям, указанным в Жилищном кодексе РФ.
Как следует из ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащие увольнению с военной службы, в том числе по состоянию здоровья, и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право получить жилые помещения по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 Закона.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ, граждане, которые прослужили 10 и более лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по состоянию здоровья без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что истец в период с 18.01.1999 г. по 28.07.2008 г. проходил военную службу по контракту в войсковой части N, проживал по постоянному месту жительства в кв. N, находящейся в доме N по ул. <...> в г. Рыльске, в которую был вселен на основании ордера от 28.04.1987 г. В указанном жилом помещении зарегистрирован и постоянно проживает сын истца <...>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На служебной жилой площади истец и член его семьи не проживали.
ДД.ММ.ГГГГ А. на имя начальника ПУ ФСБ РФ по Курской области был подан рапорт о принятии его на учет нуждающихся в получении жилого помещения.
Решением жилищной комиссии ПУ ФСБ РФ по Курской области (войсковая часть N) от 05.05.2008 г. в постановке на жилищный учет отказано на основании п. 2 ст. 54 ЖК РФ - в связи с предоставлением истцом документов, не подтверждающих его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Данный отказ истец обжаловал в Курский гарнизонный военный суд, решением которого от 14.07.2008 г., вступившим в законную силу, в удовлетворении его заявления об оспаривании действий начальника Пограничного управления ФСБ России по Курской области и жилищной комиссии этого же управления, выразившихся в отказе признания заявителя нуждающимся в получении жилого помещения, отказано.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что решение жилищной комиссии от 05.05.2008 г., а также действия начальника ПУ ФСБ РФ по Курской области, выразившиеся в отказе признать А. нуждающимся в получении жилого помещения, признаны законными; личное заявление на имя начальника войсковой части о признании избранного постоянного места жительства - город Курск от истца не поступало, в связи с чем, ходатайство указанного должностного лица на имя главы муниципального образования, не направлялось; доводы истца о том, что из-за бездействия командира войсковой части он не был уведомлен о написании заявления об избрании постоянного места жительства признаны судом несостоятельными. По изложенным основаниям суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Данный вывод суда первой инстанции об отказе в иске судебная коллегия находит правильным.
В соответствии с п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. N 1237 (с послед. изм.), увольнению военнослужащего должен предшествовать комплекс мероприятий, направленных на соблюдение прав военнослужащих, в том числе, с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.
Порядок организации работы по проведению мероприятий, связанных с увольнением военнослужащих, установлен Министром обороны Российской Федерации в Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом от 30 сентября 2002 г. N 350.
Согласно п. п. 22, 23 Инструкции и приложению N 3 к Инструкции командир воинской части, при необходимости с привлечением представителей кадрового, финансово-экономического органов и юридической службы, обязан провести беседу с военнослужащим о предстоящем увольнении с военной службы. В ходе беседы с военнослужащим оформляется лист беседы, после чего в представлении к увольнению с военной службы командир воинской части обязан отразить вопросы обеспеченности представляемого к увольнению военнослужащего жилым помещением по нормам жилищного законодательства.
Так, из имеющегося в материалах дела листа беседы, проведенной 16.05.2008 г. руководством войсковой части N в лице командира, заместителя командира - начальника отдела кадров, а также начальника финансово-экономического отделения - главного бухгалтера с подлежащим увольнению с военной службы по состоянию здоровья А., следует, что в ходе данной беседы были разрешены вопросы, в том числе, касающиеся обеспеченности истца жилой площадью для постоянного проживания (указано: проживает в 2-комнатной квартире по адресу: г. Рыльск, <адрес>; в списках очередников на улучшение жилищных условий не состоит); льготы при увольнении: в соответствии с действующим законодательством, доведены; местом жительства после увольнения выбран: г. Рыльск; военный комиссариат для направления на воинский учет - военный комиссариат Рыльского района Курской области.
Данный лист содержит просьбу военнослужащего о выдаче решения жилищной комиссии в связи с его претензией о непостановке на очередь на получение жилья, в нем также имеется запись, сделанная А., о том, что других жалоб он не имеет.
Лист беседы подписан лицами, принимавшими в ней участие.
Таким образом, из листа беседы с А. следует, что при увольнении с военной службы по состоянию здоровья беседа с ним проводилась, постоянным местом жительства им выбран г. Рыльск (место прохождения военной службы). Сведений о его намерении после увольнения с военной службы изменить постоянное место жительства и избрать в качестве такового город Курск, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы истца о том, что перед увольнением с военной службы ему не доводился порядок обеспечения жилым помещением по избранному постоянному месту жительства, а также о том, что при проводившихся с ним беседах командованием войсковой части не разъяснялся порядок избрания им постоянного места жительства, являются несостоятельными, так как противоречат материалам дела.
Данное обстоятельство подтверждает и тот факт, что увольнение с военной службы без предоставления жилого помещения истец не обжаловал.
Ссылка в апелляционной жалобе на пп. "и" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. N 1054, согласно которому основанием признания военнослужащего нуждающимся в получении жилых помещений является избрание постоянного места жительства, основанием к отмене обжалуемого решения суда не является, принимая во внимание, что данные Правила регулируют порядок обеспечения военнослужащих жильем по избранному ими постоянному месту жительства, отличному от места прохождения службы.
Из материалов дела следует, что с 14.06.1989 г. истец зарегистрирован и постоянно проживает в квартире N, общей площадью <...>, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на основании вступившего в законную силу решения Рыльского районного суда Курской области от 11.07.2012 г. на праве общей совместной собственности его родителям <...>.
В указанную квартиру истец был вселен на основании ордера N от 28.04.1987 г. на состав семьи - один человек, копию которого он представил по месту своей службы в подтверждение обеспеченности жильем, что следует из копии вступившего в законную силу решения Курского гарнизонного военного суда от 14.07.2008 г.
Совместно с истцом зарегистрирован и проживает его сын <...>, ДД.ММ.ГГГГг.р.
В 1991 году данное жилое помещение было подарено истцу его матерью; в 2006 году последним подарено <матери>, которой квартира принадлежала на момент его увольнения с военной службы - 28.07.2008 г. Впоследствии решением Рыльского районного суда Курской области от 11.07.2012 г., вступившим в законную силу, договоры дарения признаны недействительными, а жилое помещение - общей совместной собственностью родителей истца.
В силу п. 7 вышеназванных Правил основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы - приказ об увольнении.
Личного заявления от А. об избрании им при увольнении с военной службы постоянного места жительства (город Курск), отличного от места службы, не поступало, нуждающимся в жилом помещении в избранном постоянном месте жительства он не признавался, в связи с чем, ссылка в жалобе на данный нормативный акт правовых оснований для него не влечет.
Довод апелляционной жалобы о том, что в настоящее время собственники жилого помещения - родители истца, требуют его выселения, также не может являться основанием к отмене решения.
В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Поскольку истец является членом семьи собственников жилого помещения в силу закона, он имеет право пользования данным жилым помещением наравне с его собственниками (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ), в связи с чем, ссылка в апелляционной жалобе на то, что он не является членом семьи собственника жилого помещения не основана на нормах материального права.
Принимая во внимание, что требования истца о признании за ним права на обеспечение жилым помещением и признании его нуждающимся в получении жилого помещения в городе Курске признаны необоснованными, оснований для удовлетворения аналогичных требований, касающихся члена семьи истца - его сына <...>, судебная коллегия не усматривает.
В силу ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации", ст. 25 и ч. 3 ст. 254 ГПК РФ, требования граждан, уволенных с военной службы, если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, относятся к юрисдикции военных судов на территории Российской Федерации, в связи с чем, требование А. о признании незаконным бездействия командира войсковой части N по вопросу признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в городе Курске суду общей юрисдикции не подсудно.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, выводов суда не опровергают. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 08 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-947-2013Г.
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 апреля 2013 г. по делу N 33-947-2013г.
Судья: Ходячих О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Журавлева А.В.,
судей: Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,
при секретаре: М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ПУ ФСБ России по Курской области, Администрации г. Курска, Управлению по учету и распределению жилья г. Курска о признании его и члена его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в г. Курске, признании права на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в г. Курске за счет средств федерального бюджета, включении в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в собственность бесплатно,
поступившее по апелляционной жалобе истца А. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 08 февраля 2013 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия
установила:
А. обратился в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ПУ ФСБ России по Курской области, Администрации г. Курска, Управлению по учету и распределению жилья г. Курска и просил признать за ним и членом его семьи <сыном> право на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в городе Курске за счет средств федерального бюджета, выделяемых для этих целей Министерству обороны РФ, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"; признать его и члена его семьи - <сына> нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в г. Курске по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным ст. 15.1 данного закона; обязать Департамент жилищного обеспечения МО РФ включить его и члена его семьи - <сына> в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в г. Курске в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными указанной статьей, а также признать незаконным бездействие командира войсковой части N по вопросу признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в г. Курске.
В обоснование требований указал, что он проходил военную службу по контракту в войсковой части N в должности контролера <...> КПП <...> и приказом командира в/ч N от 28.07.2008 г. уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья и исключен из списков личного состава. На момент увольнения общая продолжительность военной службы составила более 10 лет. На время прохождения военной службы жилое помещение ему не предоставлялось. Перед увольнением с военной службы порядок обеспечения его и членов его семьи жильем по избранному постоянному месту жительства ему не доводился. Он и члены его семьи собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также нанимателями помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя помещений по договору социального найма не являются, проживают по адресу: <адрес>, в квартире N, предоставленной по договору безвозмездного пользования, собственники которой требуют освободить жилое помещение. Данное обстоятельство, по мнению истца, в соответствии со ст. 51 ЖК РФ является основанием для признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения. В настоящее время в качестве постоянного места жительства им избран город Курск. В период прохождения военной службы и при увольнении нуждающимся в получении жилья по избранному постоянному месту жительства он не признавался, на момент увольнения жилым помещением не обеспечивался. Перед увольнением с военной службы командованием воинской части ему не был разъяснен порядок избрания постоянного места жительства и обеспечения его и членов его семьи жилым помещением по избранному постоянному месту жительства, что не позволило ему реализовать свое право на избрание постоянного места жительства. Учитывая данные обстоятельства, просил удовлетворить его требования.
Судом постановлено вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец А. просит решение суда отменить, как незаконное, его требования удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчиков: Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Пограничного управления ФСБ РФ по Курской области надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении дела не заявили, в связи с чем, дело рассмотрено судебной коллегией в их отсутствие.
Поскольку ответчиками решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца А. и его представителя Ч., поддержавших апелляционную жалобу, возражения представителя ответчиков: Администрации г. Курска и Управления по учету и распределению жилья г. Курска - Р., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Право военнослужащих на жилище закреплено Федеральным законом от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и совместно проживающим с ним членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 названного Федерального закона военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством РФ.
Таким образом, содержание названных законодательных норм свидетельствует о том, что предоставление жилья военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы как до 1 января 1998 г., так и после этой даты, производится по основаниям, указанным в Жилищном кодексе РФ.
Как следует из ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащие увольнению с военной службы, в том числе по состоянию здоровья, и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право получить жилые помещения по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 Закона.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ, граждане, которые прослужили 10 и более лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по состоянию здоровья без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что истец в период с 18.01.1999 г. по 28.07.2008 г. проходил военную службу по контракту в войсковой части N, проживал по постоянному месту жительства в кв. N, находящейся в доме N по ул. <...> в г. Рыльске, в которую был вселен на основании ордера от 28.04.1987 г. В указанном жилом помещении зарегистрирован и постоянно проживает сын истца <...>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На служебной жилой площади истец и член его семьи не проживали.
ДД.ММ.ГГГГ А. на имя начальника ПУ ФСБ РФ по Курской области был подан рапорт о принятии его на учет нуждающихся в получении жилого помещения.
Решением жилищной комиссии ПУ ФСБ РФ по Курской области (войсковая часть N) от 05.05.2008 г. в постановке на жилищный учет отказано на основании п. 2 ст. 54 ЖК РФ - в связи с предоставлением истцом документов, не подтверждающих его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Данный отказ истец обжаловал в Курский гарнизонный военный суд, решением которого от 14.07.2008 г., вступившим в законную силу, в удовлетворении его заявления об оспаривании действий начальника Пограничного управления ФСБ России по Курской области и жилищной комиссии этого же управления, выразившихся в отказе признания заявителя нуждающимся в получении жилого помещения, отказано.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что решение жилищной комиссии от 05.05.2008 г., а также действия начальника ПУ ФСБ РФ по Курской области, выразившиеся в отказе признать А. нуждающимся в получении жилого помещения, признаны законными; личное заявление на имя начальника войсковой части о признании избранного постоянного места жительства - город Курск от истца не поступало, в связи с чем, ходатайство указанного должностного лица на имя главы муниципального образования, не направлялось; доводы истца о том, что из-за бездействия командира войсковой части он не был уведомлен о написании заявления об избрании постоянного места жительства признаны судом несостоятельными. По изложенным основаниям суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Данный вывод суда первой инстанции об отказе в иске судебная коллегия находит правильным.
В соответствии с п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. N 1237 (с послед. изм.), увольнению военнослужащего должен предшествовать комплекс мероприятий, направленных на соблюдение прав военнослужащих, в том числе, с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.
Порядок организации работы по проведению мероприятий, связанных с увольнением военнослужащих, установлен Министром обороны Российской Федерации в Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом от 30 сентября 2002 г. N 350.
Согласно п. п. 22, 23 Инструкции и приложению N 3 к Инструкции командир воинской части, при необходимости с привлечением представителей кадрового, финансово-экономического органов и юридической службы, обязан провести беседу с военнослужащим о предстоящем увольнении с военной службы. В ходе беседы с военнослужащим оформляется лист беседы, после чего в представлении к увольнению с военной службы командир воинской части обязан отразить вопросы обеспеченности представляемого к увольнению военнослужащего жилым помещением по нормам жилищного законодательства.
Так, из имеющегося в материалах дела листа беседы, проведенной 16.05.2008 г. руководством войсковой части N в лице командира, заместителя командира - начальника отдела кадров, а также начальника финансово-экономического отделения - главного бухгалтера с подлежащим увольнению с военной службы по состоянию здоровья А., следует, что в ходе данной беседы были разрешены вопросы, в том числе, касающиеся обеспеченности истца жилой площадью для постоянного проживания (указано: проживает в 2-комнатной квартире по адресу: г. Рыльск, <адрес>; в списках очередников на улучшение жилищных условий не состоит); льготы при увольнении: в соответствии с действующим законодательством, доведены; местом жительства после увольнения выбран: г. Рыльск; военный комиссариат для направления на воинский учет - военный комиссариат Рыльского района Курской области.
Данный лист содержит просьбу военнослужащего о выдаче решения жилищной комиссии в связи с его претензией о непостановке на очередь на получение жилья, в нем также имеется запись, сделанная А., о том, что других жалоб он не имеет.
Лист беседы подписан лицами, принимавшими в ней участие.
Таким образом, из листа беседы с А. следует, что при увольнении с военной службы по состоянию здоровья беседа с ним проводилась, постоянным местом жительства им выбран г. Рыльск (место прохождения военной службы). Сведений о его намерении после увольнения с военной службы изменить постоянное место жительства и избрать в качестве такового город Курск, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы истца о том, что перед увольнением с военной службы ему не доводился порядок обеспечения жилым помещением по избранному постоянному месту жительства, а также о том, что при проводившихся с ним беседах командованием войсковой части не разъяснялся порядок избрания им постоянного места жительства, являются несостоятельными, так как противоречат материалам дела.
Данное обстоятельство подтверждает и тот факт, что увольнение с военной службы без предоставления жилого помещения истец не обжаловал.
Ссылка в апелляционной жалобе на пп. "и" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. N 1054, согласно которому основанием признания военнослужащего нуждающимся в получении жилых помещений является избрание постоянного места жительства, основанием к отмене обжалуемого решения суда не является, принимая во внимание, что данные Правила регулируют порядок обеспечения военнослужащих жильем по избранному ими постоянному месту жительства, отличному от места прохождения службы.
Из материалов дела следует, что с 14.06.1989 г. истец зарегистрирован и постоянно проживает в квартире N, общей площадью <...>, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на основании вступившего в законную силу решения Рыльского районного суда Курской области от 11.07.2012 г. на праве общей совместной собственности его родителям <...>.
В указанную квартиру истец был вселен на основании ордера N от 28.04.1987 г. на состав семьи - один человек, копию которого он представил по месту своей службы в подтверждение обеспеченности жильем, что следует из копии вступившего в законную силу решения Курского гарнизонного военного суда от 14.07.2008 г.
Совместно с истцом зарегистрирован и проживает его сын <...>, ДД.ММ.ГГГГг.р.
В 1991 году данное жилое помещение было подарено истцу его матерью; в 2006 году последним подарено <матери>, которой квартира принадлежала на момент его увольнения с военной службы - 28.07.2008 г. Впоследствии решением Рыльского районного суда Курской области от 11.07.2012 г., вступившим в законную силу, договоры дарения признаны недействительными, а жилое помещение - общей совместной собственностью родителей истца.
В силу п. 7 вышеназванных Правил основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы - приказ об увольнении.
Личного заявления от А. об избрании им при увольнении с военной службы постоянного места жительства (город Курск), отличного от места службы, не поступало, нуждающимся в жилом помещении в избранном постоянном месте жительства он не признавался, в связи с чем, ссылка в жалобе на данный нормативный акт правовых оснований для него не влечет.
Довод апелляционной жалобы о том, что в настоящее время собственники жилого помещения - родители истца, требуют его выселения, также не может являться основанием к отмене решения.
В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Поскольку истец является членом семьи собственников жилого помещения в силу закона, он имеет право пользования данным жилым помещением наравне с его собственниками (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ), в связи с чем, ссылка в апелляционной жалобе на то, что он не является членом семьи собственника жилого помещения не основана на нормах материального права.
Принимая во внимание, что требования истца о признании за ним права на обеспечение жилым помещением и признании его нуждающимся в получении жилого помещения в городе Курске признаны необоснованными, оснований для удовлетворения аналогичных требований, касающихся члена семьи истца - его сына <...>, судебная коллегия не усматривает.
В силу ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации", ст. 25 и ч. 3 ст. 254 ГПК РФ, требования граждан, уволенных с военной службы, если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, относятся к юрисдикции военных судов на территории Российской Федерации, в связи с чем, требование А. о признании незаконным бездействия командира войсковой части N по вопросу признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в городе Курске суду общей юрисдикции не подсудно.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, выводов суда не опровергают. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 08 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)