Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.01.2013 ПО ДЕЛУ N 33-249/2013(8488/2012)

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 января 2013 г. по делу N 33-249/2013(8488/2012)


Судья: Шор А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Прокаевой Е.Д.,
судей Булгаковой М.В., Кудряшова В.К.,
с участием прокурора Губаревой О.А.,
при секретаре В.,
рассмотрела 15 января 2013 года в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 23 октября 2012 года по иску прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах П. к администрации г. Орска об обязании предоставить вне очереди жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Прокаевой Е.Д., заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным,

установила:

Прокурор Октябрьского района г. Орска обратился в суд с иском о предоставлении П. вне очереди жилого помещения.
В обоснование требований указал, что П. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. С *** по *** П. являлась воспитанницей ***. С *** П. включена в список детей-сирот. П. не имеет закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Однако в нарушение требований законов администрация г. Орска бездействует, в результате чего П. в установленном законом порядке не предоставлено жилое помещение.
Истица П., извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась.
Помощник прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области М. и представители П. - А., К., действующие на основании доверенности от ***, в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика администрации г. Орска, представители третьих лиц Правительства Оренбургской области и отдела опеки и попечительства Управления образования администрации г. Орска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 23 октября 2012 года исковые требования прокурора, действующего в интересах П., удовлетворены. Постановлено обязать администрацию г. Орска предоставить вне очереди по договору социального найма П., *** года рождения, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области, выделенных на эти цели.
В апелляционной жалобе администрация г. Орска Оренбургской области просит полностью отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, что решением народного суда Октябрьского района г. Орска от *** отменено усыновление ***14, *** года рождения.
В период времени с *** по *** П. являлась воспитанницей ***.
На основании ходатайства управления образования администрации г. Орска от *** П. была включена с *** в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и поставлена на регистрационный учет в жилищном отделе администрации г. Орска для получения жилья, что подтверждается справкой жилищного отдела от ***.
Согласно архивной справке *** от *** П. была отчислена из ОГАУ за академическую неуспеваемость с ***.
Согласно справке ГУП Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости", уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений следует, что за П. права на недвижимое имущество не зарегистрированы.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что в силу положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статьи 57 Жилищного кодекса РФ П., как относящаяся к указанной выше категории граждан, имеет право на предоставление ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма по месту ее жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии п. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Данное положение распространяется, в том числе, и на случай предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно ст. 6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.
Поскольку П. квартира по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилья не предоставлялись, то решение суда о возложении на г. Орска Оренбургской области обязанности по предоставлению за счет средств субъекта РФ Оренбургской области вне очереди жилого помещение не ниже установленных социальных норм, является законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют обстоятельствам дела и закону, подлежавшему применению к правоотношениям сторон.
Доводы апелляционной жалобы о том, что П. после окончания образовательных учреждений не обращалась в администрацию г. Орска с заявлением об обеспечении ее вне очереди жилой площадью, а также об отсутствии учетного дела на истицу несостоятельны, опровергаются представленными доказательствами, а именно ходатайством о постановке на учет истицы в качестве нуждающейся в жилом помещении, решением о ее принятии на такой учет от ***.
Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен вышеназванной ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) и в частности связан с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении.
П. имеет право на обеспечение жилым помещением, так как относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в *** году окончила пребывание в образовательном учреждении. Закон не связывает осуществление этого права с какими либо иными обстоятельствами.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что судом не устанавливались и не исследовались обстоятельства, свидетельствующие об уровне обеспеченности истца несостоятельна, поскольку в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие об отсутствии у него какого либо закрепленного жилья.
Доводы жалобы о том, что в силу ст. 1 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления, а не к полномочиям судов в области жилищных отношений относятся ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, также не могут повлечь отмену решения суда, поскольку судом не решался вопрос о постановке П. на учет.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, которые привели бы или могли привести к принятию неправильного решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 23 октября 2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Орска - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)