Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.03.2013 ПО ДЕЛУ N А21-6176/2012

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2013 г. по делу N А21-6176/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Сериковой И.А., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А.,
при участии:
от истца: Горяинова Е.А. (доверенность от 01.02.2013 г.)
от ответчика: не явился (извещен)
от 3-го лица: Дударева Е.И. (доверенность от 09.01.2013 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25531/2012) ООО "Картэ"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06 ноября 2012 по делу N А21-6176/2012 (судья Ефименко С.Г.), принятое
по заявлению ООО "Картэ"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области
3-е лицо: Агентство по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области
о признании недействительным отказа в государственной регистрации договора аренды, об обязании произвести регистрацию договора аренды,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "КАРТЭ" (ОГРН 1073906020209, место нахождения: 236000, г. Калининград, ул. Фрунзе, 105) (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (ОГРН 1043902855446, место нахождения: 236040, Калининградская область, г. Калининград, ул. Генерала Соммера, 27) (далее - Управление) с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительным отказа в регистрации договора аренды лесного участка N 200-з.д. от 14 февраля 2012 года (сообщение об отказе N 01/007/2012-511 от 10 апреля 2012 года), и об обязании Управления произвести государственную регистрацию договора аренды лесного участка N 200-з.д. от 14 февраля 2012 года, заключенного между Обществом и Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области (далее - Агентство).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство.
Решением от 06.11.2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой оспариваемый судебный акт отменить и удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы Общество указало на то, что спорный земельный участок с условным номером 27:215:04:0027 сформирован в соответствии с положениями ч.ч. 1, 2, 4 и 5 ст. 69 Лесного кодекса РФ и в силу ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 01.01.2015 г. подлежит предоставлению без проведения государственного кадастрового учета.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу изложенные в ней доводы отклонило, считая жалобу необоснованной, а решение принятым в соответствии с нормами действующего законодательства.
Агентство в отзыве на апелляционную жалобу согласилось с доводами жалобы.
В судебном заседании представители Общества, Агентства апелляционную жалобу поддержали. Управление о дате, времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 14.02.2012 г. между Агентством (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 200-з.д., согласно которому Обществу на условиях аренды предоставлен земельный участок лесного фонда для заготовки древесины с условным номером 27:215:04:0027, номером учетной записи в государственном лесном реестре 6164-2011, площадью 24264,4 га, местоположение: Калининградская область, Багратионовский, Гвардейский, Гурьевский, Зеленоградский и Правдинский районы и Балтийский, Светлогорский и Светловский городские округа, Калининградской лесничество, участковые лесничества определены в пункте 2 договора.
Договор аренды действует с 14.02.2012 г. по 14.02.2022 г. (п. 32 договора).
Схема расположения лесного участка и его характеристики указаны в приложениях N 1 и N 2 (границы лесного участка определены на плане лесного участка).
Лесной участок с условным номером расположен в границах пяти земельных участков (лесных участков) с кадастровыми номерами 39:03:000000:0237, 39:05:000000:0022, 39:11:000000:0026, 39:22:000000:0015, 30:02:000000:0064.
На указанные земельные участки зарегистрировано право Российской Федерации, участки поставлены на кадастровый учет.
Договор аренды заключен на основании Постановления Правительства Калининградской области от 28.10.2011 N 802 "О продаже права на заключение договоров аренды лесных участок, находящихся в федеральной собственности, для осуществления заготовки древесины".
В связи с заключением договора аренды, Общество обратилось в Управление с заявлением о проведении государственной регистрации указанной сделки.
11 марта 2012 года в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним" от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ (далее - Закона N 122) государственная регистрация договора была приостановлена на срок до 10 апреля 2012 года.
Сообщением от 10 апреля 2012 года N 01/007/2012-511 Управление отказало Обществу в государственной регистрации договора аренды, указав на то, что государственная регистрация спорного договора аренды лесного участка может быть осуществлена после межевания границ уже сформированных лесных участков и государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вновь образованные лесные участки.
Полагая отказ Управления незаконным и нарушающим права Общества в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что в отношении исходных лесных участков осуществлен государственный кадастровый учет, и при разделе таких лесных участков применяется порядок об образовании земельных участков и их государственном кадастровом учете, установленный Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а положения п. 1 ст. 4.1 Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" не применяются.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя, третьего лица и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Как установлено пунктом 3 статьи 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Пункты 1 и 2 раздела 1 договора аренды лесного участка содержат необходимые данные, позволяющие определенно установить лесной участок, подлежащий передаче в аренду.
Согласно пункту 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Вместе с тем в силу статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет (п. 2).
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ.
Статьей 4.2 Вводного закона установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (п. 1). План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным (п. 2).
Как следует из пункта 1 статьи 4.3 Вводного закона, право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Согласно статье 4.4 Вводного закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как подтверждается материалами дела, спорный лесной участок с условным номером 27:215:04:0027 расположен в границах земельных участков единого землепользования, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации со следующими кадастровыми номерами 39:03:000000:0237, 39:05:000000:0022, 39:11:000000:0026, 39:22:000000:0015, 30:02:000000:0064.
Следовательно, в качестве документов, индивидуализирующих лесные участки до постановки их на кадастровый учет в целях государственной регистрации прав на них и сделок с ними, признаются планы участков лесного фонда (лесных участков), которые приравниваются к кадастровым паспортам.
При таких обстоятельствах правовых оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды не у Управления не имелось.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.11.2012 г. по делу N А21-6176/2012 отменить.
Признать недействительным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области в регистрации договора аренды лесного участка N 200-з.д. от 14 февраля 2012 года (сообщение об отказе N 01/007/2012-511 от 10 апреля 2012 года), и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области произвести государственную регистрацию договора аренды лесного участка N 200-з.д. от 14 февраля 2012 года, заключенного между Обществом с ограниченной ответственностью "КАРТЭ" и Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (ОГРН 1043902855446, место нахождения: 236040, Калининградская область, г. Калининград, ул. Генерала Соммера, 27) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "КАРТЭ" (ОГРН 1073906020209, место нахождения: 236000, г. Калининград, ул. Фрунзе, 105) 4 000 руб. 00 коп. расходов по государственной пошлине.

Председательствующий
Н.С.ПОЛУБЕХИНА

Судьи
И.А.СЕРИКОВА
И.А.ТИМУХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)