Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 09.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-8284-13

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 октября 2013 г. по делу N 33-8284-13


Судья: Осколкова Г.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Дмитриевой О.С., Бусиной Н.В.
при секретаре С.А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по иску А.Д.В., действующего в интересах С.О.В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Администрации <адрес> Алтайского края о признании постановления администрации о включении жилого помещения в число служебных незаконным и подлежащим отмене.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия

установила:

А.Д.В. действующий в интересах С.О.В. обратился в суд с иском Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Администрации <адрес> Алтайского края о признании постановления администрации о включении жилого помещения в число служебных незаконным и подлежащим отмене.
В обоснование иска истец указал на то, что С.О.В. вместе со своей семьей, на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГ *** выданного Алейской КЭЧ, занимает ведомственное жилое помещение - трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес> край.
Жилое помещение было предоставлено в связи с прохождением военной службы ее супругом С.В.А. в Алейском гарнизоне.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ ***-р военный городок Алейск-4 был исключен из числа закрытых, в связи с чем она решила приватизировать занимаемое жилое помещение. Однако согласно данным архивного отдела Администрации <адрес> жилое помещение - <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** была включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства 63 КЭЧ от ДД.ММ.ГГ, что является препятствием для приватизации занимаемого жилого помещения.
Считает постановление Администрации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** в части включения вышеуказанной квартиры в число служебных жилых помещений незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** на основании ходатайства 63 КЭЧ от ДД.ММ.ГГ ***, <адрес>, включена в число служебных.
Вместе с тем, согласно справке, выданной РЭР *** "Барнаульский" ОАО "Славянка" <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ спорное жилое помещение было занято по договору социального найма, следовательно не могло быть отнесено к специализированному жилищному фонду.
Согласно статьи 6 ЖК РСФСР (действовавшей на момент отнесения спорного жилого помещения к числу служебных), государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно пункту 1 Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГ *** "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты государственной собственности, указанные в приложении *** к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно приложению *** к вышеуказанному Постановлению, имущество вооруженных сил (в данном случае жилищный фонд военного городка), относится исключительно к федеральной собственности.
Таким образом, собственником жилищного фонда является не Администрация <адрес>, а непосредственно государство в лице Министерства обороны РФ, поскольку имущество Вооруженных Сил РФ является федеральной собственностью.
Согласно справке комитета по управлению муниципальным имуществом, в муниципальную собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не передавалось.
Кроме того, спорное жилое помещение не может относиться к специализированному жилищному фонду и в силу пункта 2 Положения "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ *** от ДД.ММ.ГГ.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от ДД.ММ.ГГ N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах РФ и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
Поскольку постановление Администрации <адрес> о включении спорного жилого помещение в число служебных было принято ДД.ММ.ГГ (то есть после вступления в силу настоящего Федерального закона), спорное жилое помещение должно было быть в обязательном порядке зарегистрировано в соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом. Однако федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии было выдано сообщение об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП, поскольку в Едином госреестре прав запись о регистрации прав на этот объект отсутствует.
В связи с чем считает, что занимаемое ими жилое помещение предоставленное на условиях договора социального найма, а не по договору найма служебного жилого помещения.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГ *** "О военно-административном делении Российской Федерации" Сибирский военный округ был упразднен, Сибирское квартирно-эксплуатационное управление было ликвидировано.
Во исполнение Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГ *** "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ", директивой командующего войсками Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГ *** на начальников федеральных государственных учреждений "Квартирно-эксплуатационных частей района" в установленном порядком была возложена обязанность передать на баланс территориального управления имущественных отношений Министерства обороны РФ объекты недвижимого имущества и необходимую документацию.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
При этом переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация, не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** в части включения <адрес> в число служебных жилых помещений незаконным и подлежащим отмене.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены.
Постановление Администрации <адрес> Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ "О включении свободных жилых помещений в число служебных" в части включения жилого помещения - <адрес> Алтайского края в число служебных признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство обороны Российской Федерации просит об отмене решения по тем основаниям, что суд первой инстанции не учел, что на момент принятия оспариваемого постановления о включении указанного жилого помещения в число служебных права истицы не были нарушены. При вселении в жилое помещение истица знала о статусе жилого помещения, при подписании договора найма служебного жилого помещения возражений относительно правового статуса квартиры от нее не последовало. Спорное жилое помещение предоставлялось С.В.А. на период прохождения службы в Алейском гарнизоне.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца С.О.В. А.Д.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч. 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения представителя истца А.Д.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального права.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
На основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу статьи 4 указанного Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** <адрес> в <адрес> включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства 63 КЭЧ от ДД.ММ.ГГ ***. (л.д. 9).
Согласно договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГ указанное жилое помещение было предоставлено С.В.А. на состав семьи из трех человек (кроме него, супруга С.О.В., ее дочь А.П.А.).
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции согласился с доводами стороны истца и пришел к выводу, что С.О.В. для проживания предоставлено жилое помещение, которое не являлось служебным в силу того, что не соблюден порядок предоставления служебного жилого помещения. По состоянию на ДД.ММ.ГГ <адрес> не являлась свободным жилым помещением, поскольку в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в спорной квартире был зарегистрирован и проживал по договору социального найма Г.А.В., <данные изъяты> года рождения.
С таким выводом суда первой инстанции апелляционная инстанция не соглашается по следующим основаниям.
В силу ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент принятия оспариваемого постановления, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из анализа указанных правовых норм жилищного законодательства следует, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 100 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации <адрес> Алтайского края являлась служебным жилым помещением.
В соответствии со статьями 92, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с пунктом 12 Правил, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находившимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В отношении такого имущества именно Министерство обороны Российской Федерации вправе принимать решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Министерство обороны Российской Федерации решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебных не принимало.
В реестре объектов муниципальной собственности <адрес> жилое помещение - <адрес> отсутствует. (л.д. 11).
Таким образом, решение администрации <адрес> об отнесении занимаемого истцом жилого помещения к служебному принято в установленном законом порядке и по решению уполномоченного на тот момент органа.
Вывод суда о том, что спорное жилое помещение не может быть отнесено к служебному помещению в связи с отсутствием регистрации в качестве служебного жилого помещения в органах государственной регистрации недвижимости противоречит закону.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, служебные жилые помещения подлежат государственному учету наряду с другими жилыми помещениями, которые по целям использования относятся к другим фондам.
Исключение <адрес> из перечня закрытых военных городков само по себе не влечет изменение статуса жилого помещения.
Исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда производится лишь по решению органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находившимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В отношении такого имущества именно Министерство обороны Российской Федерации в настоящее время вправе принимать решения об исключении жилых помещений из указанного фонда.
В ходе разрешения данного спора достоверно установлено, что органом, осуществляющим управление государственным имуществом в период с ДД.ММ.ГГ по настоящее время, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных не принималось.
Внесение либо невнесение соответствующих сведений в данные государственного учета недвижимости не влияет на установление жилому помещению статуса служебного жилого помещения.
Доводы представителя истца в той части, что спорная квартира предоставлена истцу на условиях социального найма является несостоятельным и противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Также судебная коллегия находит несостоятельным выводы суда первой инстанции о том, что на момент включения спорного жилого помещения в число служебных оно было занято по договору социального найма другим гражданином, в связи с чем, не могло быть отнесено к специализированному жилищному фонду.
Согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.
Между тем, законодательством, действовавшим на момент включения спорного жилого помещения в число служебных, подобных ограничений не было предусмотрено.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу, что спорное жилое помещение включено в число служебных с соблюдением положений действовавшего на тот момент жилищного законодательства, предоставлено истцу по договору найма служебного жилого помещения, в связи с чем, приватизации не подлежит.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с постановлением нового решения об отказе в удовлетворении иска по изложенным основаниям.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отменить и принять новое решение:
в удовлетворении исковых требований А.Д.В., действующего в интересах С.О.В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Администрации <адрес> Алтайского края о признании постановления администрации о включении жилого помещения в число служебных незаконным и подлежащим отмене отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)