Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Гребенькова Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Бакуменко Т.Н.
судей Сопраньковой Т.Г., Селезневой Е.Н.
с участием прокурора Кузьминой И.Д.
при секретаре О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 февраля 2013 года апелляционную жалобу Щ. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 27 ноября 2012 года по делу N 2-1233/12 по иску УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области к Щ. о выселении и по встречному иску Щ. к УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании права пользования квартирой
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав заключение прокурора Кузьминой И.Д., объяснения представителя истца УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - М., ответчика - Щ., представителя ответчика Щ. - Б., судебная коллегия
установила:
УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обратилось в суд с иском к Щ. о выселении из <адрес> <адрес> без предоставления другого жилого помещения. В обоснование иска ссылался на то, что распоряжением КУГИ от <дата> спорная квартира была закреплена на праве оперативного управления за истцом, которое было зарегистрировано в установленном порядке. Распоряжением ФСИН от <дата> спорная квартира была признана служебным жилым помещением специализированного жилищного фонда УФСИН. Ответчику была предоставлена спорная квартира в связи с прохождением службы, договор найма служебного жилого помещения не был заключен. Ответчик уволен из уголовно-исполнительной системы с <дата>. <дата> и <дата> истец уведомил ответчика о необходимости освобождения служебного жилого помещения в связи с увольнением из уголовно-исполнительной системы в течение месяца с момента получения уведомления. Ответчик не освободил жилое помещение до настоящего времени. Истец указал, что проживание ответчика в жилом помещении является незаконным. Просил выселить Щ. из <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
Щ. обратился со встречным иском к истцу о признании права пользования спорной квартирой. В обоснование иска указал, что он был вселен в спорную квартиру на основании договора найма жилого помещения N <...> в связи с переводом к новому месту службы, был зарегистрирован в квартире и нес расходы на содержание и обслуживание. Распоряжением центральной жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от <дата> и приказом начальника УФСИН N <...>-лс от <дата> была подтверждена правомерность предоставления в пользование специализированного жилищного фонда УФСИН спорной квартиры. Приказом начальника УФСИН по СПб и ЛО N <...>-лс от <дата> с <дата> ответчик был уволен из уголовно-исполнительной системы по ст. 58 п. "з" Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по ограниченному состоянию здоровья). <дата> ответчику была установлена третья группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период военной службы, то есть вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы. Ответчик указал, что имеются законные основания для признания за ним права пользования спорной квартирой, учитывается нуждаемость в получении квартиры и отсутствие жилого помещения в пользовании как в Санкт-Петербурге, так и в другом месте Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела Щ. уточнил исковые требования и просил признать за ним право пользования спорной квартирой. В качестве дополнительных оснований требования указал, что <дата> ему была установлена вторая группа инвалидности филиалом бюро N <...> ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Санкт-Петербургу", причина - "заболевание получено в период военной службы". Учитывая ч. 6 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденного Постановлением Верховного Суда РФ N 4202-1 от 23.12.92 года - сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным пунктами "б", "в", "е" - "з" ч. 1 ст. 58 Положения, и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении) сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определяемом Правительством РФ. Поскольку ответчик нуждается в получении квартиры, учитывая отсутствие у него иного жилого помещения, которое возможно использовать в качестве места жительства как в Санкт-Петербурге, так и в другом месте РФ, полагал, что имеет право на признание за ним права пользования спорной квартирой.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 27.11.2012 года исковые требования УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении исковых требований Щ. - отказано.
В апелляционной жалобе Щ. просит решение отменить, принять по делу новое решение.
Выслушав объяснения участников процесса, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Положению о ФСИН России, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным учреждениям и предприятиям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы в соответствии с законодательством уголовно-исполнительной системы РФ.
В силу ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии со ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Согласно п. 10 Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по договору найма служебного жилого помещения наймодатель обязуется передать нанимателю жилое помещение для временного проживания в нем в соответствии с ч. 1 ст. 100 ЖК РФ.
УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области входит в структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, имущество УФСИН является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Распоряжением КУГИ Правительства Санкт-Петербурга N <...>-рк от <дата> принято решение о закреплении на праве оперативного управления за Главным управлением ФСИН по <адрес>, находящейся в государственной собственности РФ и являющейся имуществом казны РФ. Право оперативного управления у ГУФСИН России по СПб и ЛО на объект недвижимости на основании распоряжения возникает с момента государственной регистрации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <дата> Управлением Федеральной регистрационной службы по СПб и ЛО зарегистрировано право оперативного управления УФСИН по СПб и ЛО на <адрес>
Приказом начальника ГУФСИН СПб и ЛО N <...>-лс от <дата> подполковник внутренней службы Щ., прибывший из ГУФСИН по <адрес> назначен на должность начальника ФГУ "Следственный изолятор N <...> ГУФСИН по СПб и ЛО" с <дата> с заключением контракта о службе в уголовно-исполнительной системе сроком до <дата>.
<дата> ФСИН в лице врио начальника УФСИН по СПб и ЛО с Щ. заключен контракт N <...> о службе в уголовно-исполнительной системе в должности начальника ФБУ "Следственный изолятор N <...>" ГУФСИН по СПб и ЛО сроком до <дата>.
Согласно п. 5.5 контракта N <...> сотрудник обязуется по окончании срока действия контракта освободить занимаемую жилую площадь, если срок службы не продлен в установленном порядке.
Распоряжением Федеральной службы исполнения наказаний N <...>-р от <дата> принято решение считать служебными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда УФСИН СПб и ЛО, в том числе, жилое помещение - <адрес> находящееся в оперативном управлении УФСИН России по СПб и ЛО, которое вправе заселить жилые помещения по договорам найма служебного жилого помещения, рассмотрев вопрос на заседании жилищной комиссии УФСИН России по СПб и ЛО.
Приказом Управления ФСИН по СПб и ЛО N <...>-лс от <дата> в соответствии со ст. ст. 92, 93, 99, 100, 104 ЖК РФ служебное жилое помещение специализированного жилищного фонда, расположенное по адресу: <адрес>, предоставлено Щ., полковнику внутренней службы, начальнику ФБУ ИЗ-47Х4 УФСИН России по СПб и ЛО, с заключением договора найма служебного жилого помещения на период службы в УИС, предусмотренный контрактом (до <дата>). В качестве основания указано решение центральной жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по СПб и ЛО от <дата> (протокол N <...>).
Приказом начальника ГУФСИН СПб и ЛО N <...>-лс от <дата> Щ. освобожден от замещаемой должности с <дата>, зачислен в распоряжение УФСИН СПб и ЛО, в связи с направлением на медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией
Согласно приказу начальника УФСИН СПб и ЛО N <...>-лс от <дата> Щ. уволен из уголовно-исполнительной системы по ст. 58 п. "з" (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел РФ. Выслуга лет Щ. составила в календарном исчислении 25 лет 2 месяца 3 дня, в льготном исчислении 34 года 1 месяц 6 дней.
Щ. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Санкт-Петербурге не состоит, ранее (с <дата>) состоял на соответствующем учете в учреждении ИЗ-N <...> УИН УВД <адрес>, однако в связи с переводом Щ. в г. Санкт-Петербург его жилищное дело было уничтожено.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца о выселении ответчика из служебного жилого помещения, руководствовался ст. 103 ЖК РФ, регулирующей порядок выселения из специализированного жилого помещения и пришел к выводу о том, что ответчик не относится к категории лиц, не подлежащих выселению из специализированного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, поскольку ответчик не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия считает, что состоявшееся по делу судебное постановление вынесено с существенным нарушением норм материального права.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Приведенные конституционные положения не определяют конкретные формы, условия и порядок предоставления гражданам жилья, а также основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, - решение этих вопросов отнесено к компетенции федерального законодателя, который в рамках своей дискреции вправе устанавливать специальные правила обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Служба в органах внутренних дел, по смыслу статей 32 (часть 4), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт "е" части 1) Конституции Российской Федерации, относится к особому виду государственной службы - правоохранительной службе, осуществляемой в публичных интересах, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, специального правового статуса, обусловленного выполнением ими конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них дополнительные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
В соответствии с положением о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики правоохранительных органов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 29.07.2011 N 1038, Федеральная служба исполнения наказаний относится к правоохранительным органам.
В силу п. 2 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 года N 897 (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.10.2004 года N 5 установлено, что служебный жилищный фонд формируется за счет жилищного фонда органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также помещений, выделяемых органами исполнительной власти для сотрудников (военнослужащих), содержащихся за счет средств бюджетов всех уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 27 Типового положения сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Однако в силу пункта 28 Типового положения без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего Типового положения, не могут быть выселены, помимо прочего, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
В соответствии со статьей 64 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным пунктами "б", "в", "е" - "з" части первой статьи 58 настоящего Положения, и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), а также семьям сотрудников, погибших или умерших вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, связанных с исполнением законных служебных обязанностей, сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, на основании вышеприведенных норм Щ., имеющий выслугу лет в правоохранительных органах более 10 лет, не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения. Соответственно обязательства Щ. об освобождении служебного жилого помещения, содержащиеся в договоре найма, ничтожны в силу прямого противоречия их действующему закону.
С учетом изложенного, судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции в части выселения ответчика из служебного жилого помещения и отказывает в удовлетворении данных требований.
Доводы апелляционной жалобы относительно необходимости удовлетворения встречного иска Щ. о признании за ним права пользования на служебное жилое помещение обоснованно не были приняты во внимание судом первой инстанции.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в Определении от 01.10.2009 г. N 1059-О-О "Что же касается части седьмой статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), то она, будучи направленной на предоставление сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел по отдельным основаниям, дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, не может рассматриваться как нарушающая закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище. Делегирование Правительству Российской Федерации полномочий по определению порядка безвозмездного закрепления за указанными лицами жилых помещений основано на положениях статей 114 (пункт "ж" части 1) и 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации, а также Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации".
В настоящее время такой порядок Правительством Российской Федерации не определен, однако данное обстоятельство, вопреки утверждению заявителя, не связано с реализацией гражданами, к категории которых относится заявитель, конституционного права на жилище посредством безвозмездного приобретения жилого помещения в собственность, поскольку сама по себе норма части седьмой статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (как в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, так и в ранее действовавшей редакции) не предусматривает передачу жилых помещений в собственность указанных лиц.
Бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации занимаемых ими жилых помещений возможна только в порядке приватизации. При этом в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизации подлежат только занимаемые гражданами жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования".
С учетом соблюдения принципа правовой определенности судебная коллегия приходит к выводу о том, что отсутствие порядка закрепления занимаемых жилых помещений за уволенными сотрудниками правоохранительных органов, не свидетельствует о возникновении у такого сотрудника права на закрепление за ним фактически занимаемого на момент увольнения служебного жилого помещения. Поскольку истец занимает служебное жилое помещение, он не может безвозмездно приобрести данное жилое помещение в собственность.
При этом жилищные права Щ. не будут нарушены, так, как за ним сохраняется право пользования служебным жилым помещением, из которого он не может быть выселен без предоставления другого жилого помещения.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, вследствие чего приняты во внимание быть не могут.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 27.11.2012 года отменить в части удовлетворения требований УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области к Щ. о выселении.
В иске УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области к Щ. о выселении - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 18.02.2013 N 33-2541/13
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 февраля 2013 г. N 33-2541/13
Судья: Гребенькова Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Бакуменко Т.Н.
судей Сопраньковой Т.Г., Селезневой Е.Н.
с участием прокурора Кузьминой И.Д.
при секретаре О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 февраля 2013 года апелляционную жалобу Щ. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 27 ноября 2012 года по делу N 2-1233/12 по иску УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области к Щ. о выселении и по встречному иску Щ. к УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании права пользования квартирой
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав заключение прокурора Кузьминой И.Д., объяснения представителя истца УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - М., ответчика - Щ., представителя ответчика Щ. - Б., судебная коллегия
установила:
УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обратилось в суд с иском к Щ. о выселении из <адрес> <адрес> без предоставления другого жилого помещения. В обоснование иска ссылался на то, что распоряжением КУГИ от <дата> спорная квартира была закреплена на праве оперативного управления за истцом, которое было зарегистрировано в установленном порядке. Распоряжением ФСИН от <дата> спорная квартира была признана служебным жилым помещением специализированного жилищного фонда УФСИН. Ответчику была предоставлена спорная квартира в связи с прохождением службы, договор найма служебного жилого помещения не был заключен. Ответчик уволен из уголовно-исполнительной системы с <дата>. <дата> и <дата> истец уведомил ответчика о необходимости освобождения служебного жилого помещения в связи с увольнением из уголовно-исполнительной системы в течение месяца с момента получения уведомления. Ответчик не освободил жилое помещение до настоящего времени. Истец указал, что проживание ответчика в жилом помещении является незаконным. Просил выселить Щ. из <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
Щ. обратился со встречным иском к истцу о признании права пользования спорной квартирой. В обоснование иска указал, что он был вселен в спорную квартиру на основании договора найма жилого помещения N <...> в связи с переводом к новому месту службы, был зарегистрирован в квартире и нес расходы на содержание и обслуживание. Распоряжением центральной жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от <дата> и приказом начальника УФСИН N <...>-лс от <дата> была подтверждена правомерность предоставления в пользование специализированного жилищного фонда УФСИН спорной квартиры. Приказом начальника УФСИН по СПб и ЛО N <...>-лс от <дата> с <дата> ответчик был уволен из уголовно-исполнительной системы по ст. 58 п. "з" Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по ограниченному состоянию здоровья). <дата> ответчику была установлена третья группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период военной службы, то есть вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы. Ответчик указал, что имеются законные основания для признания за ним права пользования спорной квартирой, учитывается нуждаемость в получении квартиры и отсутствие жилого помещения в пользовании как в Санкт-Петербурге, так и в другом месте Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела Щ. уточнил исковые требования и просил признать за ним право пользования спорной квартирой. В качестве дополнительных оснований требования указал, что <дата> ему была установлена вторая группа инвалидности филиалом бюро N <...> ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Санкт-Петербургу", причина - "заболевание получено в период военной службы". Учитывая ч. 6 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденного Постановлением Верховного Суда РФ N 4202-1 от 23.12.92 года - сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным пунктами "б", "в", "е" - "з" ч. 1 ст. 58 Положения, и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении) сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определяемом Правительством РФ. Поскольку ответчик нуждается в получении квартиры, учитывая отсутствие у него иного жилого помещения, которое возможно использовать в качестве места жительства как в Санкт-Петербурге, так и в другом месте РФ, полагал, что имеет право на признание за ним права пользования спорной квартирой.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 27.11.2012 года исковые требования УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении исковых требований Щ. - отказано.
В апелляционной жалобе Щ. просит решение отменить, принять по делу новое решение.
Выслушав объяснения участников процесса, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Положению о ФСИН России, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным учреждениям и предприятиям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы в соответствии с законодательством уголовно-исполнительной системы РФ.
В силу ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии со ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Согласно п. 10 Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по договору найма служебного жилого помещения наймодатель обязуется передать нанимателю жилое помещение для временного проживания в нем в соответствии с ч. 1 ст. 100 ЖК РФ.
УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области входит в структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, имущество УФСИН является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Распоряжением КУГИ Правительства Санкт-Петербурга N <...>-рк от <дата> принято решение о закреплении на праве оперативного управления за Главным управлением ФСИН по <адрес>, находящейся в государственной собственности РФ и являющейся имуществом казны РФ. Право оперативного управления у ГУФСИН России по СПб и ЛО на объект недвижимости на основании распоряжения возникает с момента государственной регистрации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <дата> Управлением Федеральной регистрационной службы по СПб и ЛО зарегистрировано право оперативного управления УФСИН по СПб и ЛО на <адрес>
Приказом начальника ГУФСИН СПб и ЛО N <...>-лс от <дата> подполковник внутренней службы Щ., прибывший из ГУФСИН по <адрес> назначен на должность начальника ФГУ "Следственный изолятор N <...> ГУФСИН по СПб и ЛО" с <дата> с заключением контракта о службе в уголовно-исполнительной системе сроком до <дата>.
<дата> ФСИН в лице врио начальника УФСИН по СПб и ЛО с Щ. заключен контракт N <...> о службе в уголовно-исполнительной системе в должности начальника ФБУ "Следственный изолятор N <...>" ГУФСИН по СПб и ЛО сроком до <дата>.
Согласно п. 5.5 контракта N <...> сотрудник обязуется по окончании срока действия контракта освободить занимаемую жилую площадь, если срок службы не продлен в установленном порядке.
Распоряжением Федеральной службы исполнения наказаний N <...>-р от <дата> принято решение считать служебными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда УФСИН СПб и ЛО, в том числе, жилое помещение - <адрес> находящееся в оперативном управлении УФСИН России по СПб и ЛО, которое вправе заселить жилые помещения по договорам найма служебного жилого помещения, рассмотрев вопрос на заседании жилищной комиссии УФСИН России по СПб и ЛО.
Приказом Управления ФСИН по СПб и ЛО N <...>-лс от <дата> в соответствии со ст. ст. 92, 93, 99, 100, 104 ЖК РФ служебное жилое помещение специализированного жилищного фонда, расположенное по адресу: <адрес>, предоставлено Щ., полковнику внутренней службы, начальнику ФБУ ИЗ-47Х4 УФСИН России по СПб и ЛО, с заключением договора найма служебного жилого помещения на период службы в УИС, предусмотренный контрактом (до <дата>). В качестве основания указано решение центральной жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по СПб и ЛО от <дата> (протокол N <...>).
Приказом начальника ГУФСИН СПб и ЛО N <...>-лс от <дата> Щ. освобожден от замещаемой должности с <дата>, зачислен в распоряжение УФСИН СПб и ЛО, в связи с направлением на медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией
Согласно приказу начальника УФСИН СПб и ЛО N <...>-лс от <дата> Щ. уволен из уголовно-исполнительной системы по ст. 58 п. "з" (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел РФ. Выслуга лет Щ. составила в календарном исчислении 25 лет 2 месяца 3 дня, в льготном исчислении 34 года 1 месяц 6 дней.
Щ. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Санкт-Петербурге не состоит, ранее (с <дата>) состоял на соответствующем учете в учреждении ИЗ-N <...> УИН УВД <адрес>, однако в связи с переводом Щ. в г. Санкт-Петербург его жилищное дело было уничтожено.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца о выселении ответчика из служебного жилого помещения, руководствовался ст. 103 ЖК РФ, регулирующей порядок выселения из специализированного жилого помещения и пришел к выводу о том, что ответчик не относится к категории лиц, не подлежащих выселению из специализированного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, поскольку ответчик не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия считает, что состоявшееся по делу судебное постановление вынесено с существенным нарушением норм материального права.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Приведенные конституционные положения не определяют конкретные формы, условия и порядок предоставления гражданам жилья, а также основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, - решение этих вопросов отнесено к компетенции федерального законодателя, который в рамках своей дискреции вправе устанавливать специальные правила обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Служба в органах внутренних дел, по смыслу статей 32 (часть 4), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт "е" части 1) Конституции Российской Федерации, относится к особому виду государственной службы - правоохранительной службе, осуществляемой в публичных интересах, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, специального правового статуса, обусловленного выполнением ими конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них дополнительные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
В соответствии с положением о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики правоохранительных органов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 29.07.2011 N 1038, Федеральная служба исполнения наказаний относится к правоохранительным органам.
В силу п. 2 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 года N 897 (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.10.2004 года N 5 установлено, что служебный жилищный фонд формируется за счет жилищного фонда органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также помещений, выделяемых органами исполнительной власти для сотрудников (военнослужащих), содержащихся за счет средств бюджетов всех уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 27 Типового положения сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Однако в силу пункта 28 Типового положения без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего Типового положения, не могут быть выселены, помимо прочего, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
В соответствии со статьей 64 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным пунктами "б", "в", "е" - "з" части первой статьи 58 настоящего Положения, и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), а также семьям сотрудников, погибших или умерших вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, связанных с исполнением законных служебных обязанностей, сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, на основании вышеприведенных норм Щ., имеющий выслугу лет в правоохранительных органах более 10 лет, не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения. Соответственно обязательства Щ. об освобождении служебного жилого помещения, содержащиеся в договоре найма, ничтожны в силу прямого противоречия их действующему закону.
С учетом изложенного, судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции в части выселения ответчика из служебного жилого помещения и отказывает в удовлетворении данных требований.
Доводы апелляционной жалобы относительно необходимости удовлетворения встречного иска Щ. о признании за ним права пользования на служебное жилое помещение обоснованно не были приняты во внимание судом первой инстанции.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в Определении от 01.10.2009 г. N 1059-О-О "Что же касается части седьмой статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), то она, будучи направленной на предоставление сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел по отдельным основаниям, дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, не может рассматриваться как нарушающая закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище. Делегирование Правительству Российской Федерации полномочий по определению порядка безвозмездного закрепления за указанными лицами жилых помещений основано на положениях статей 114 (пункт "ж" части 1) и 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации, а также Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации".
В настоящее время такой порядок Правительством Российской Федерации не определен, однако данное обстоятельство, вопреки утверждению заявителя, не связано с реализацией гражданами, к категории которых относится заявитель, конституционного права на жилище посредством безвозмездного приобретения жилого помещения в собственность, поскольку сама по себе норма части седьмой статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (как в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, так и в ранее действовавшей редакции) не предусматривает передачу жилых помещений в собственность указанных лиц.
Бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации занимаемых ими жилых помещений возможна только в порядке приватизации. При этом в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизации подлежат только занимаемые гражданами жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования".
С учетом соблюдения принципа правовой определенности судебная коллегия приходит к выводу о том, что отсутствие порядка закрепления занимаемых жилых помещений за уволенными сотрудниками правоохранительных органов, не свидетельствует о возникновении у такого сотрудника права на закрепление за ним фактически занимаемого на момент увольнения служебного жилого помещения. Поскольку истец занимает служебное жилое помещение, он не может безвозмездно приобрести данное жилое помещение в собственность.
При этом жилищные права Щ. не будут нарушены, так, как за ним сохраняется право пользования служебным жилым помещением, из которого он не может быть выселен без предоставления другого жилого помещения.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, вследствие чего приняты во внимание быть не могут.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 27.11.2012 года отменить в части удовлетворения требований УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области к Щ. о выселении.
В иске УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области к Щ. о выселении - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)