Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Докладчик: Герасимова Л.Н.
Судья: Зубаков С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.
судей Герасимовой Л.Н., Курлаевой Л.И.
при секретаре К.
в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по иску П. к администрации г. Новосиль о признании постановления администрации г. Новосиль от <дата> N незаконным и обязании администрации г. Новосиль поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по апелляционной жалобе П. на решение Новосильского районного суда Орловской области от <дата>, которым постановлено:
"Отказать в удовлетворении искового заявления П. к администрации города Новосиль Орловской области о признании постановления N от <дата> администрации города Новосиль незаконным и обязании администрации города Новосиль устранить препятствие к осуществлению ее права на улучшение жилищных условий путем постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Герасимовой Л.Н., выслушав объяснения истца П., представителя истца П. по доверенности - В., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
П. обратилась в суд с иском к администрации г. Новосиль о признании постановления администрации г. Новосиль от <дата> N незаконным и обязании администрации г. Новосиль поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований указывала, что она является вдовой Ветерана Великой Отечественной войны, нуждается в предоставлении жилья, поскольку своего жилья не имеет, зарегистрирована в квартире <адрес>, принадлежащей Г.О.А., однако проживать в этом жилом помещении не имеет возможности, в связи с неблагоустроенностью этой квартиры. Поэтому она вынуждена проживать в жилом доме с семьей дочери, однако <...> сложились неприязненные отношения.
<дата> она обратилась в администрацию г. Новосиль с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Однако, указанным постановлением администрации г. Новосиль ей было отказано в приеме на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Считала указанное постановление незаконным, создающим препятствие к осуществлению ее прав на улучшение жилищных условий.
На основании изложенного, просила суд признать незаконным и необоснованным постановление администрации г. Новосиль Орловской области от <дата> N и обязать администрацию г. Новосиль устранить препятствие в осуществлении ею права на улучшение жилищных условий путем постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе П. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и просит вынести новое решение об удовлетворении ее исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что фактически она не является членом семьи своей дочери М.В.П., не ведет с ней совместного хозяйства, а ее совместное проживание с дочерью носит вынужденный характер, что подтверждается показаниями свидетелей.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами, материалами дела и требованиями закона.
Из содержания ст. 52 Жилищного кодекса РФ следует, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Орловской области от 06.02.2006 N 573-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее - Закон) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимаются граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, признанные органами местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом Орловской области, признанные нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным федеральным законодательством, а также иные категории граждан, определенные федеральным законодательством.
Согласно ст. 3 указанного Закона нуждающимися в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма признаются следующие категории граждан:
- 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные жилым помещением общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы;
- 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с Постановлением Новосильского городского Совета народных депутатов от 19.03.2007 N 40 учетная норма обеспечения жилым помещением на 1 человека в городе Новосиль составляет 12 кв. м.
Согласно п. 8 ст. 4 Закона отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, когда:
- 1) не представлены все необходимые для постановки на учет документы;
- 2) представлены документы, на основании которых гражданин не может быть признан нуждающимся в жилом помещении;
- 3) не истек срок, предусмотренный частью 3 статьи 3 настоящего Закона.
При разрешении настоящего спора судом установлено, что истец П. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны (л.д. 30-31).
Как следует из материалов дела, П. с <дата> по <дата> была зарегистрирована по адресу: <адрес>, в жилом доме, принадлежащем на праве собственности зятю истицы М.В.К.
С <дата> П. зарегистрирована в <...> квартире по адресу: <адрес>, собственником данного жилого помещения является Г.О.А. Согласно представленной справке, выданной администрацией г. Новосиль, П. не является членом семьи Г.О.А., проживает одна.
<дата> П., как вдова участника Великой Отечественной войны, обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке ее на льготную очередь для улучшения жилищных условий и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения в собственность (л.д. 43).
Актом проверки жилищных условий от <дата> установлено, что жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, в котором проживают Г.О.А. и П., состоит из <...> комнат, без удобств, с печным отоплением, общей площадью <...> кв. м (л.д. 46).
Как следует из материалов дела, <дата> на заседании городской жилищной комиссии при администрации г. Новосиль при рассмотрении заявления П. от <дата> было установлено, что заявитель до <дата> была зарегистрирована и проживала с дочерью М.В.П. в жилом доме по адресу: <адрес>, принадлежащем М В.К. общая площадь дома составляет <...> кв. м, где, вместе с истцом было зарегистрировано <...> человек, в связи с чем на каждого зарегистрированного человека приходится <...> кв. м, что больше учетной нормы обеспечения (которая составляет 12.кв. м).
Поскольку П. выписалась из указанного дома и зарегистрировалась у Г.О.А., с которым в родственных отношениях не состоит, она намеренно ухудшила свои жилищные условия, в связи с чем комиссия, на основании пп. 3 п. 8 ст. 4 Закона Орловской области, п. 3 ст. 54 ЖК РФ приняла решение об отказе П. в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и в признании за ней права на предоставление социальной выплаты для улучшения жилищных условий.
Постановлением администрации города Новосиль от <дата> N П. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 47-48).
Поскольку при рассмотрении дела было установлено, что П. несмотря на регистрацию по адресу <адрес>, фактически с <дата> постоянно проживает в доме <адрес> в качестве члена семьи своей дочери, ведет с ней совместное хозяйство, несет бремя расходов по оплате коммунальных услуг, и учитывая, что истец достоверных доказательств, свидетельствующих о невозможности дальнейшего проживания в доме дочери не представила, а зарегистрировавшись в неблаугостроенном жилом помещении, совершила действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований П. к администрации города Новосиль Орловской области о признании постановления об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании поставить ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилья.
Доводы апелляционной жалобы П. о том, что она фактически не является членом семьи своей дочери М.В.П., не ведет с ней совместного хозяйства и ее совместное проживание с дочерью носит временный характер, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, данные доводы были предметом исследования судом первой инстанции, в решении суда им была дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия согласна.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Новосильского районного суда Орловской области от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1260
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июня 2013 г. по делу N 33-1260
Докладчик: Герасимова Л.Н.
Судья: Зубаков С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.
судей Герасимовой Л.Н., Курлаевой Л.И.
при секретаре К.
в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по иску П. к администрации г. Новосиль о признании постановления администрации г. Новосиль от <дата> N незаконным и обязании администрации г. Новосиль поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по апелляционной жалобе П. на решение Новосильского районного суда Орловской области от <дата>, которым постановлено:
"Отказать в удовлетворении искового заявления П. к администрации города Новосиль Орловской области о признании постановления N от <дата> администрации города Новосиль незаконным и обязании администрации города Новосиль устранить препятствие к осуществлению ее права на улучшение жилищных условий путем постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Герасимовой Л.Н., выслушав объяснения истца П., представителя истца П. по доверенности - В., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
П. обратилась в суд с иском к администрации г. Новосиль о признании постановления администрации г. Новосиль от <дата> N незаконным и обязании администрации г. Новосиль поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований указывала, что она является вдовой Ветерана Великой Отечественной войны, нуждается в предоставлении жилья, поскольку своего жилья не имеет, зарегистрирована в квартире <адрес>, принадлежащей Г.О.А., однако проживать в этом жилом помещении не имеет возможности, в связи с неблагоустроенностью этой квартиры. Поэтому она вынуждена проживать в жилом доме с семьей дочери, однако <...> сложились неприязненные отношения.
<дата> она обратилась в администрацию г. Новосиль с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Однако, указанным постановлением администрации г. Новосиль ей было отказано в приеме на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Считала указанное постановление незаконным, создающим препятствие к осуществлению ее прав на улучшение жилищных условий.
На основании изложенного, просила суд признать незаконным и необоснованным постановление администрации г. Новосиль Орловской области от <дата> N и обязать администрацию г. Новосиль устранить препятствие в осуществлении ею права на улучшение жилищных условий путем постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе П. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и просит вынести новое решение об удовлетворении ее исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что фактически она не является членом семьи своей дочери М.В.П., не ведет с ней совместного хозяйства, а ее совместное проживание с дочерью носит вынужденный характер, что подтверждается показаниями свидетелей.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами, материалами дела и требованиями закона.
Из содержания ст. 52 Жилищного кодекса РФ следует, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Орловской области от 06.02.2006 N 573-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее - Закон) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимаются граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, признанные органами местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом Орловской области, признанные нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным федеральным законодательством, а также иные категории граждан, определенные федеральным законодательством.
Согласно ст. 3 указанного Закона нуждающимися в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма признаются следующие категории граждан:
- 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные жилым помещением общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы;
- 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с Постановлением Новосильского городского Совета народных депутатов от 19.03.2007 N 40 учетная норма обеспечения жилым помещением на 1 человека в городе Новосиль составляет 12 кв. м.
Согласно п. 8 ст. 4 Закона отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, когда:
- 1) не представлены все необходимые для постановки на учет документы;
- 2) представлены документы, на основании которых гражданин не может быть признан нуждающимся в жилом помещении;
- 3) не истек срок, предусмотренный частью 3 статьи 3 настоящего Закона.
При разрешении настоящего спора судом установлено, что истец П. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны (л.д. 30-31).
Как следует из материалов дела, П. с <дата> по <дата> была зарегистрирована по адресу: <адрес>, в жилом доме, принадлежащем на праве собственности зятю истицы М.В.К.
С <дата> П. зарегистрирована в <...> квартире по адресу: <адрес>, собственником данного жилого помещения является Г.О.А. Согласно представленной справке, выданной администрацией г. Новосиль, П. не является членом семьи Г.О.А., проживает одна.
<дата> П., как вдова участника Великой Отечественной войны, обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке ее на льготную очередь для улучшения жилищных условий и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения в собственность (л.д. 43).
Актом проверки жилищных условий от <дата> установлено, что жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, в котором проживают Г.О.А. и П., состоит из <...> комнат, без удобств, с печным отоплением, общей площадью <...> кв. м (л.д. 46).
Как следует из материалов дела, <дата> на заседании городской жилищной комиссии при администрации г. Новосиль при рассмотрении заявления П. от <дата> было установлено, что заявитель до <дата> была зарегистрирована и проживала с дочерью М.В.П. в жилом доме по адресу: <адрес>, принадлежащем М В.К. общая площадь дома составляет <...> кв. м, где, вместе с истцом было зарегистрировано <...> человек, в связи с чем на каждого зарегистрированного человека приходится <...> кв. м, что больше учетной нормы обеспечения (которая составляет 12.кв. м).
Поскольку П. выписалась из указанного дома и зарегистрировалась у Г.О.А., с которым в родственных отношениях не состоит, она намеренно ухудшила свои жилищные условия, в связи с чем комиссия, на основании пп. 3 п. 8 ст. 4 Закона Орловской области, п. 3 ст. 54 ЖК РФ приняла решение об отказе П. в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и в признании за ней права на предоставление социальной выплаты для улучшения жилищных условий.
Постановлением администрации города Новосиль от <дата> N П. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 47-48).
Поскольку при рассмотрении дела было установлено, что П. несмотря на регистрацию по адресу <адрес>, фактически с <дата> постоянно проживает в доме <адрес> в качестве члена семьи своей дочери, ведет с ней совместное хозяйство, несет бремя расходов по оплате коммунальных услуг, и учитывая, что истец достоверных доказательств, свидетельствующих о невозможности дальнейшего проживания в доме дочери не представила, а зарегистрировавшись в неблаугостроенном жилом помещении, совершила действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований П. к администрации города Новосиль Орловской области о признании постановления об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании поставить ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилья.
Доводы апелляционной жалобы П. о том, что она фактически не является членом семьи своей дочери М.В.П., не ведет с ней совместного хозяйства и ее совместное проживание с дочерью носит временный характер, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, данные доводы были предметом исследования судом первой инстанции, в решении суда им была дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия согласна.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Новосильского районного суда Орловской области от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)