Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 14.08.2013 ПО ДЕЛУ N 11-23323

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 августа 2013 г. по делу N 11-23323


Судья: Шарудилов О.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
Судей Салтыковой Л.В., Грибовой Е.Н.,
при секретаре П.Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н.
дело по апелляционной жалобе ДЖП и ЖФ г. Москвы на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 16 августа 2012 года, которым постановлено:
Отменить распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N <...> от 29.08.2011 г.
Признать право М.А.В. на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предоставить М.А.Васильевне жилое помещение по договору социального найма.

установила:

Исходя из материалов дела М.А.В. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании незаконным распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N <...> от 29.08.2011, обязании поставить на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
Свои требования мотивировала тем, что М.А.В., <...> года рождения, является участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 20 Федерального закона "О ветеранах", согласно которой меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. М.А.В. неоднократно обращалась к ответчику с вопросами об улучшении жилищных условий и о постановке на учет для улучшения жилищных условий, однако ей было отказано. Как указывает М.А.В., последний отказ был получен 29 августа 2011 года и оформлен распоряжением ДЖП и ЖФ г. Москвы от 28 августа 2011 года. Отказ был мотивирован тем, что М.А.В. с семьей в составе двух человек (она и <...> К.Д.Г., <...> г.р.) зарегистрированы по месту жительства по адресу: <...>. Собственником указанного помещения является <...> истца, площадь жилого помещения составляет 59 кв. м. По мнению ответчика, М.А.В. занимает жилое помещение более учетной нормы. Вышеуказанное распоряжение ответчика М.А.В. считает незаконным.
Истец и его представитель П.В. в судебном заседании просили исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, исковые требования не признал, в возражениях на исковое заявление ответчик просил в случае отсутствия своего представителя при рассмотрении дела по существу рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ДЖП и ЖФ г. Москвы, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств имеющих значение для разрешения дела.
М.А.В. в заседание судебной коллегии не явилась, извещена надлежащим образом, что подтверждается также телефонограммой, согласно которой истец извещен о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд явиться не может, просит рассмотреть апелляционную жалобу в свое отсутствие и оставить решения суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ДЖП и ЖФ г. Москвы Ф., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, решение суда подлежит отмене ввиду следующего.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Разрешая спор, суд исходил из того, что истцом были уточнены исковые требования, и в окончательной редакции М.А.В. просила поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
Между тем, исходя из материалов дела, исковые требования истцом не уточнялись, и требований об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма истцом заявлено не было.
Однако суд рассмотрел и удовлетворил исковые требования М.А.В. об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, грубо нарушив нормы процессуального права.
Кроме того, из материалов дела также усматривается, что на момент принятия ответчиком оспариваемого распоряжения от 29 августа 2011 года М.А.В. с семьей в составе двух человек (она и <...> К.Д.Г.) была зарегистрирована в отдельной двухкомнатной квартире по адресу: <...> общей площадью 59,00 кв. м, жилой площадью 33 кв. м. Собственником указанной квартиры является К.Д.Г.
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от N <...> от 29.08.2011 М.А.В. отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с тем, что размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи составляет более учетной нормы, установленной в размере 10 кв. м жилого помещения для отдельных квартир.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно ст. 52 ЖК РФ, имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ малоимущие и другие категории граждан, в том числе и относящиеся к определенной Указом Президента РФ категории, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу подпункта 1 пункта 1 ст. 8 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, если размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого указанного в заявлении члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 9 указанного Закона, в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования или правом собственности, и делится на количество членов семьи. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.
Статьей 1 вышеуказанного закона установлено, что к членам семьи заявителя относятся супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Размер площади жилого помещения по адресу: <...>, приходящейся на истца составляет 29,5 кв. м, что превышает размер учетной нормы 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир.
Учитывая, что размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи составляет более учетной нормы, правовые основания для признания истца нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также признания незаконным и отмене распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 29 августа 2011 года отсутствуют.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 7, 8 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" для признания жителя города Москвы нуждающимся в жилых помещениях необходимо проживание указанного жителя в городе Москве по месту жительства на законных основаниях не менее 10 лет.
Из материалов дела усматривается, что истец проживает в г. Москве с 06 октября 2005 года.
Таким образом, на момент принятия ответчиком оспариваемого истцом распоряжения 28 августа 2011 года М.А.В. проживала в городе Москве на законных основаниях менее 10 лет.
Ссылка истца на то, что она имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии Федеральным законом "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года, не может быть принята во внимание ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, М.А.В. имеет право на льготы, установленные статьей 20 Федерального закона "О ветеранах".
В соответствии с положениями ст. 20 вышеуказанного Федерального закона, меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок (обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета) и условия предоставления гражданам жилых помещений (признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в жилых помещениях без учета имущественного положения), установленные данным Федеральным законом, не распространяются на категорию лиц, указанную в статье 20 данного Закона.
Порядок и условия предоставления жилых помещений жителям г. Москвы определены Законом города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Как указано выше, у истца отсутствуют основания для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, так как она проживает в жилом помещении, размером более учетной нормы, а значит отсутствуют основания и на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных Федеральным законом "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года.
Оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ для предоставления жилья вне очереди у истца также не имеется.
Ссылка М.А.В. на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 17 апреля 2012 года в соответствии с которым М.А.В. признана прекратившей право пользования жилым помещением по адресу: г. <...>, за истцом сохранено право пользования данным жилым помещением до 18 апреля 2013 года, по истечении данного срока М.А.В. подлежит выселению и снятию с регистрационного учета по указанному адресу, не может быть принята во внимание, так как данное решение постановлено после принятия ДЖП и ЖФ г. Москвы 29 августа 2011 года решения об отказе в признании истца нуждающимися в жилых помещениях. На момент принятия оспариваемого распоряжения решение Люблинского районного суда г. Москвы постановлено не было, ответчику не предоставлялось и не служило основанием к отказу в удовлетворении требований М.А.В. Поэтому вышеуказанное решение не может повлиять на законность обжалуемого истцом распоряжения.
Как пояснил представитель ДЖП и ЖФ г. Москвы в заседании судебной коллегии, после вынесения Люблинским районным судом г. Москвы вышеуказанного решения, М.А.В. с заявлением об обязании поставить на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий не обращалась и данный вопрос ответчиком не рассматривался.
Таким образом, выводы суда об отмене распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы N <...> от 29 августа 2011 года, признании права М.А.В. на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, обязании Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма, не соответствуют обстоятельствам дела, при принятии решения суд нарушил нормы процессуального и материального права.
Поэтому решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием в соответствии с положениями ст. 328 ГПК РФ нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований М.А.В. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о признании отказа Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N <...> от 29 августа 2011 года незаконным, обязании Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 16 августа 2012 года отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении исковых требования М.А.В. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о признания отказа Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N <...> от 29 августа 2011 года незаконным, обязании Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)