Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4903/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2013 г. по делу N 33-4903/2013


Судья Бунькова Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего: Шаламовой И.Ю.,
судей: Сомовой Е.Б.,
Лоскутовой Н.С.
при секретаре Северьяновой Е.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ирбитского межрайонного прокурора в интересах инвалида Великой Отечественной войны Л. к администрации Муниципального образования город Ирбит Свердловской области о признании незаконным постановления о снятии с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения, о возложении обязанности по восстановлению в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе истца Л. на решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 19.02.2013 г.,
заслушав доклад судьи Лоскутовой Н.С., пояснения истца Л. и представителя истца Е., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Васильевой М.А., судебная коллегия

установила:

Ирбитский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах ветерана Великой Отечественной войны Л. к ответчику администрации Муниципального образования город Ирбит Свердловской области о признании незаконным постановления о снятии с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения, о возложении обязанности по восстановлению в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска Ирбитский межрайонный прокурор указал, что истец Л., являясь ветераном Великой Отечественной войны, имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", с Указом Президента Российской Федерации N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов". Между тем постановлением администрации Муниципального образования город Ирбит от <...> Л. была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в связи с отсутствием оснований для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Считает данное постановление незаконным, поскольку жилое помещение по адресу <...> в котором проживает истец Л. непригодно для проживания, является неблагоустроенным, снабжено только печным отоплением, не имеет водопровода, канализации. Поэтому просил суд признать постановление администрации Муниципального образования город Ирбит от <...> незаконным и поставить Л. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Решением суда от 19.02.2012 г. в удовлетворении исковых требований Ирбитского межрайонного прокурора отказано.
Не согласившись с решением суда от 19.02.2012 г. истец Л. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить ввиду нарушения судом норм материального права и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Л. и представитель истца Е. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Прокурор Васильева М.А. считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Представитель администрации Муниципального образования город Ирбит в заседание суда апелляционной инстанции не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения дела, об уважительных причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, поэтому судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 этого Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 15 этого же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Определение порядка предоставления жилых помещений указанным в подпункте 2 пункта 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
Системное толкование содержания перечисленных нормативных актов свидетельствует о том, что льготные категории граждан, в том числе и ветераны - участники Великой Отечественной войны, вправе рассчитывать на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем лишь при условии, если они могут быть отнесены к нуждающимся в жилом помещении, по правилам, установленным ст. ст. 49 - 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 3 и 4 ч. 1, ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из представленных материалов дела следует, что истец Л. является нанимателем жилого помещения по адресу <...>, общей площадью <...> кв. м., что превышает установленную органом местного самоуправления учетную норму (на территории Муниципального образования г. Ирбит не более 12 кв. м. на человека).
В качестве основания для признания Л. нуждающейся в жилых помещениях, прокурор указывает на п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, настаивая на том, что жилое помещение, в котором проживает Л. является непригодным для проживания.
Однако данные доводы были обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку допустимых доказательств о проживании истца в непригодном жилом помещении не представлено.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям).
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Согласно п. 42 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.
Согласно п. 43 вышеуказанного Постановления, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом.
Согласно п. 47 вышеуказанного Постановления, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.
Между тем материалами дела подтверждено и истцом не оспаривается, что в межведомственную комиссию по признанию жилых помещений непригодными для проживания с заявлением о признании занимаемой ею квартиры непригодной для проживания, многоквартирного дома аварийным или подлежащим сносу истец не обращалась, указанное жилое помещение в установленном порядке не признано межведомственной комиссией муниципального образования непригодным для проживания, поэтому оснований для постановки истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по основанию п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации у ответчика не имелось.
Отсутствие в жилом помещении водоотведения, водоснабжения, канализации, центрального отопления само по себе не может служить основанием для признания его непригодным для проживания.
Поскольку установленный законом порядок признания жилого помещения непригодным для проживания не соблюден, представленные прокурором доказательства о техническом состоянии жилого помещения не имеют правового значения для разрешения заявленного спора.
При этом истец не лишена возможности защиты своего права иным предусмотренным законом способом.
Из оспариваемого решения следует, что истец исключена из списка нуждающихся в жилых помещениях в связи с неправомерностью постановки на учет.
Данное основание для снятия с учета предусмотрено в п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановление администрации Муниципального образования город Ирбит от <...> о снятии Л. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, вопреки утверждению в апелляционной жалобе, произведено в соответствии с положениями пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, и само по себе прав истца не нарушает, так как истец была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий без законных оснований.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене законного судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда. Оснований для иной оценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда

определила:

решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 19.02.2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
ШАЛАМОВА И.Ю.

Судьи
СОМОВА Е.Б.
ЛОСКУТОВА Н.С.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)