Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.10.2013 N 33-4670/2013

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 октября 2013 г. N 33-4670/2013


Судья Валькевич Л.В.

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Андреевой Т.Б.,
судей Морозковой Е.Е., Шадриной Е.В.,
при секретаре П.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Д.А.В. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 июля 2013 года, которым отказано в удовлетворении требований Д.А.В. о признании незаконным решения администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, изложенного в п. 3 протокола заседания рабочей группы при администрации МО "Всеволожский муниципальный район" по реализации отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан от 25.04.2013 и его отмене, признании незаконным постановления администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 17.05.2013 N 1363 о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и его отмене, обязании администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области восстановить заявителя и членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозковой Е.Е., объяснения Д.А.В. и его представителя Д.Д., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,

установила:

Д.А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 17.05.2013 N 1363 о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих, с военной службы; о признании незаконным и отмене решения администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, изложенного в п. 3 протокола N 7 от 25.04.2013 заседания рабочей группы при администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области по реализации отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан Ленинградской области и об обязании администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области восстановить его и членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения. Заявитель указал, что в 1999 году был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Во время прохождения службы по договору жилищного найма заявителю и 3 членам его семьи была предоставлена квартира, общей площадью 44,9 кв. м. В 2001 году администрацией МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области заявитель с членами его семьи был поставлен на учет по предоставлению жилого помещения по избранному месту жительства - <адрес>. Более 10 лет состоял на учете. В 2005 году супруга заявителя приватизировала квартиру, в которой проживала и проживает семья заявителя. В приватизации квартиры заявитель не участвовал. В 2011 году ими было дано обязательство о безвозмездном отчуждении названной квартиры в муниципальную собственность в случае предоставления нового жилья. В 2013 году вышеназванными решениями администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области был снят с учета со ссылкой на утрату права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно позиции заявителя, в нарушение п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054, п. 7 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 17.08.2011 в обжалуемых решениях не указана причина снятия с очереди, а именно не указана причина, вследствие которой заявитель с членами его семьи утратил право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Действующим законодательством не предусмотрено в качестве основания для снятия с учета названной категории граждан наличие у членов семьи собственности, возникшей в результате приватизации.
В судебном заседании заявитель и его представитель поддержали поданное им заявление.
Представитель администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области М.Д. против удовлетворения заявленных требований возражала.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 июля 2013 года Д.А.В. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, изложенного в п. 3 протокола заседания рабочей группы при администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области по реализации отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан от 25.04.2013 и его отмене, признании незаконным постановления администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 17.05.2013 N 1363 о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и его отмене, об обязании администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области восстановить заявителя и членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, отказано.
В апелляционной жалобе Д.А.В. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым удовлетворить в полном объеме заявленные требования. Полагает, что вывод суда о том, что единственным основанием для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях явился факт проживания его и членов его семьи в закрытом военном городке необоснованным и не соответствующим установленным фактическим обстоятельствам, так как на момент постановки его на учет пос. Нижние Осельки не имел статуса закрытого военного городка. Заявитель поставлен на учет по предоставлению жилого помещения по избранному им месту жительства - г. Сертолово. Вывод суда о том, что заявителем решена жилищная проблема путем приватизации его супругой занимаемой ими квартиры является неправильным. Суд не дал оценки тому обстоятельству, что заявитель и члены его семьи приняли на себя обязательство о безвозмездном отчуждении занимаемой квартиры в муниципальную собственность в случае предоставления нового жилья по избранному месту жительства.
В суде апелляционной инстанции Д.А.В. доводы апелляционной жалобы поддерживает и просит заявленные требования удовлетворить.
Представитель Д.А.В. - Д.Д. полагает, что решение суда подлежит отмене по основаниям, приведенным в апелляционной жалобе.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Д.А.В. и его представителя Д.Д., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что военнослужащему Д.А.В. на состав семьи - 4 человека (он <...>) согласно выданному <...> <...> КЭЧ ордеру N была предоставлена двухкомнатная <адрес> по ул. <адрес>, жилой площадью 27 кв. м.
<...> он был уволен с военной службы по ст. 51 п. 2 п. п. "и" Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 15.03.2001 N 931 Д.А.В., проживающий по адресу: <адрес>, в 2-комнатной квартире жилой площадью 27 кв. м, принадлежащей Министерству обороны, состав семьи 4 человека, был принят на учет по улучшению жилищных условий на основании ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Согласно справке директора Токсовского БТИ от 13.11.2010 <ФИО11>, супруга заявителя, является собственником двухкомнатной <адрес> <адрес>), общей площадью 44,9 кв. м (жилой площадью 28,2 кв. м) на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от <...>.
В приложении к заявлению от 22.11.2010 Д.А.В. совместно с членами семьи (подписи членов семьи проставлены в обязательстве) принимает на себя обязательство в случае приобретения (предоставления) им жилого помещения (в собственность бесплатно, по договору социального найма или посредством реализации единовременной денежной выплаты) освободить занимаемое ими жилое помещение, указав, что оно принадлежит на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от 03.07.2006. Названное обязательство подписано 11.05.2011.
Д.А.В. был включен в список граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Всеволожскому району (городскому округу) Ленинградской области, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, утвержденный постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 25.10.2011 N 2461.
Пунктом 3 протокола N 7 заседания рабочей группы при администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области по реализации отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан от 25.04.2013 принято решение об отмене обеспечения семьи Д.А.В. в составе 4 человек, в соответствии с п. 7 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма(утв. Постановлением правительства Ленинградской области от 17.08.2011 N 258) по основанию - утрата права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 17.05.2013 N 1363 Д.А.В. (состав семьи - 4 человека), проживающий по адресу: <адрес>, снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей, на основании п. 7 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 17.08.2011 N 258 "О порядке обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан" в связи с утратой права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Установив изложенные обстоятельства, суд сделал вывод о том, что на момент увольнения с военной службы заявитель с семьей проживал в закрытом военном городке. В связи с этим, как не обеспеченный жилым помещением, и был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства. Так как, заявитель и члены его семьи проживают в квартире, которая была им предоставлена в период прохождения Д.А.В. военной службы, принадлежит в настоящее время на праве собственности по договору передачи квартиры в собственность его супруге Д.А.Р., то заявителем и членами его семьи реализовано гарантированное Д.А.В., как военнослужащему, право на обеспечение жилым помещением. Поэтому, в силу положений ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 26 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054, в связи с утратой заявителем и членами его семьи права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещений, был обоснованно снят с учета и правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Протокол же заседания рабочей группы при администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области по реализации отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан от 25.04.2013 не является решением органа местного самоуправления, которое может быть оспорено в порядке ст. 254 ГПК РФ.
Решение суда является необоснованным и подлежит отмене, как постановленное с нарушением и неправильным применением норм материального права по следующим основаниям.
Статья 40 Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на жилище (часть 1); малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым, определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также порядка и условий обеспечения их жильем отнесено к компетенции законодателя, который с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, обладает достаточно широкой дискрецией при установлении в этих целях как нормы предоставления, так и учетной нормы площади жилого помещения.
Таким образом, нуждающимися в жилых помещениях признаются в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также закрепляющие норму предоставления площади жилого помещения в рамках положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" - 18 квадратных метров.
Согласно пункту 1 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Изложенное указывает на то, что при реализации жилищных прав военнослужащих, помимо ФЗ "О статусе военнослужащих", подлежат учету и другие нормы действующего законодательства.
В частности, основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и ст. 56 ЖК РФ. Аналогичное положение, на основании которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, было закреплено в ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшего на момент признания заявителя нуждающимся в получении жилья.
Согласно ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" гражданам, принятым на учет до 01 марта 2005 г., гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность снятия их с учета (помимо оснований, указанных в пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Одним из таких оснований по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.
В подп. "г" п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" закреплено положение о снятии военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения их жилищной проблемы.
Согласно статьям 28 и 29 ЖК РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
В соответствии со ст. 2.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом ст. 15.1 указанного Федерального закона установлено, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В силу положений ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", главы 4 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 3 Областного закона Ленинградской области N 57-оз от 18.07.2011 г. "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Ленинградской области, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и совместно проживающих с ними членов их семей, и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложена на администрации муниципальных районов Ленинградской области.
Исходя из вышеуказанных правовых норм, довод суда о том, что заявитель с семьей (всего 4 человека), занимая отдельную двухкомнатную квартиру общей площадью 44,9 кв. м, которая принадлежит на основании договора передачи в собственность от <...> супруге заявителя Д.А.Р., обеспечен жилой площадью и не может быть признан нуждающимся в предоставлении жилых помещений (только вследствие заключения указанного договора), является ошибочным, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
С учетом действующего законодательства, обеспеченность семьи заявителя общей площадью жилого помещения должна составлять 18 кв. м на каждого члена семьи.
Кроме этого, суд также отмечает, что в постановлении администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 15.03.2001 N 931 не указано, что основанием для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий является проживание Д.А.В. с семьей именно в закрытом военном городке. В качестве основания для постановки его на учет названа ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" без какой-либо конкретизации.
В этой связи надлежит отметить, что в материалах дела отсутствуют доказательства об отнесении в/ч <...> <...> на момент увольнения Д.А.В. из Вооруженных Сил Российской Федерации и на момент постановки его на учет к закрытым военным городкам.
Обоснованным является и довод заявителя о том, что в приведенном выше федеральном и областном законодательстве отсутствует такое основание для снятия с учета в качестве нуждающихся в получении жилого помещения как приобретение членами семьи бывшего военнослужащего, поставленного на учет до 1 января 2005 года, занимаемого ими жилого помещения при условии отсутствия обеспечения семьи общей жилой площадью менее нормы, установленной ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Таким образом, Д.А.В., как принятый на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года, сохраняет право состоять на соответствующем учете, как не утративший оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По изложенным выше основаниям в их совокупности решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 июля 2013 года об отказе в удовлетворении требований Д.А.В. подлежит отмене, а так как обстоятельства по делу установлены, но допущена ошибка в применении норм материального права, то по делу надлежит принять новое решение об удовлетворении требований заявителя в полном объеме, в том числе и в части оспаривания решения рабочей группы от 25.04.2013, так как с учетом приведенных доводов и требований закона не может быть признано обоснованным суждение суда о том, что решением рабочей группы при администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области по реализации отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан от 25.04.2013 (в обжалуемой части) не затронуты права и законные интересы заявителя и оно не может быть оспорено с учетом приведенных обстоятельств в порядке ст. 254 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 июля 2013 года отменить, вынести по делу новое решение, которым заявленные Д.А.В. требования удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным и отменить решение администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, изложенное в п. 3 протокола N 7 от 25.04.2013 заседания рабочей группы при администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области по реализации отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан.
Признать незаконным и отменить постановление администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 17.05.2013 N 1363.
Обязать администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области восстановить Д.А.В. и членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)