Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Наконечникова И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Бусиной Н.В., Блинова В.А.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика - Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству
на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 июля 2013 г. по делу по иску Ж.Е., действующей в своих интересах, а также в интересах Ж.Н., к администрации Центрального района г. Барнаула, администрации города Барнаула, управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Бусиной Н.В., судебная коллегия
установила:
Ж.Н. является инвалидом 1 группы с детства, и согласно заключению врачебной комиссии от (дата) Краевой клинической больницы им. Эрдмана, страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Постановлением администрации Центрального района г. Барнаула от (дата) *** Ж.Н. поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, составом семьи два человека- заявитель, а также его мать Ж.Е.
(дата) получен ответ, из которого следует, что Ж.Н. не включен в реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, поскольку обеспечению жильем подлежат граждане, вставшие на учет нуждающихся в жилом помещении до (дата).
Полагая незаконным отказ включить Ж.Н. в реестр граждан, нуждающихся в жилом помещении, Ж.Е., являющаяся опекуном недееспособного сына Ж.Н., обратилась в суд, с учетом уточнения требований, о признании за сыном и членами его семьи (Ж.Е.) право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма; возложении на администрацию г. Барнаула, администрацию Центрального района г. Барнаула, Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Ж.Н. на состав семьи два человека благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по установленным нормам, действующим на момент предоставления помещения с учетом права Ж.Н. на дополнительную площадь.
В обоснование заявленных требований истицей указано на то, что Ж.Н. проживает в доме <адрес>, и не является ни собственником, ни членом семьи данного жилого помещения. В данном доме, собственником которого является К., проживают иные лица, не являющиеся членами одной семьи. Поскольку Ж.Н. страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации *** от (дата), он в силу положений ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства от (дата) ***, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма с учетом дополнительной площади.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от (дата) исковые требования Ж.Е., действующей в своих интересах, а также в интересах Ж.Н., к управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству удовлетворены частично.
За Ж.Н. признано право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
На управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству возложена обязанность предоставить Ж.Н. и члену его семьи Ж.Е. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке по установленным нормам на момент предоставления жилого помещения с учетом права Ж.Н. на дополнительную площадь в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части иска отказано.
В удовлетворении исковых требований Ж.Е., действующей в своих интересах, а также в интересах Ж.Н., к администрации Центрального района г. Барнаула, администрации города Барнаула отказано.
В апелляционной жалобе представитель Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству просит об отмене решения и отказе в иске в отношении Управления, как противоречащие требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы жалобы мотивированы тем, что в соответствии с законом Алтайского края от 12 декабря 2006 г. N 136-ЗС, с изменениями внесенными Законом N 74-ЗС от 11 октября 2012 г., "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", вступившим в силу с 01 января 2013 г., инвалиды (граждане), страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие на учет после 01 января 2005 г., не имеют право на предоставление жилого помещения краевого жилищного фонда. Перечень категорий граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования, определен ст. 5 указанного Закона и является исчерпывающим. Таким образом, у Управления Алтайского края по жилищно-коммунального хозяйства отсутствуют основания для обеспечения инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на указанных в Законе, жилыми помещениями. Выводы суда о возложении на данное управление обязанности по предоставлению истцу жилого помещения во внеочередном порядке противоречат действующему законодательству. Судом не учтено, что Ж.Н. поставлен на учет администрацией Центрального района г. Барнаула в качестве нуждающихся в жилом помещении среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, как лицо, страдающее тяжелым хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание в одном жилом помещении, на учете не состоит. Отказ управления о включении Ж.Н. в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социальному найму не обжалован, в связи с чем, отсутствуют основания для обеспечения Ж.Н. жилым помещением по договору социального найма за счет муниципального или государственного фонда.
Кроме того, принимая решение об удовлетворении заявленных истцом требований о предоставлении жилого помещения по установленным ст. 8 Закона Алтайского края N 136-ЗС нормам, 18 кв. м общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех человек, не обоснованно, поскольку данная норма предусмотрена для предоставления жилого помещения категориям лиц, указанным в ст. 5 Закона, к которым истец не относится. В данном случае, по мнению подателя жалобы, должны применяться нормы предоставления жилого помещения, установленные решением Барнаульской городской Думы от (дата), в размере не менее 14 кв. м. Поскольку дополнительная гарантия в виде предоставления жилого помещения предоставляется только лицу, страдающему тяжелым хроническим заболеванием, расчет нормы предоставления жилого помещения с учетом права опекуна на жилую площадь является неправомерным.
В суде апелляционной инстанции истица Ж.Е., ее представитель Г., представитель администрации Центрального района г. Барнаула - М., Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - Р. просили оставить решение суда без изменения.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации г. Барнаула, комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Барнаула, управления социальной защиты населения Центрального района, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав явившихся участников процесса, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
При рассмотрении дела установлено и подтверждается материалами дела, что Ж.Н. является инвалидом детства 1 группы. Инвалидность установлена бессрочно (л.д. 32 - 33). Согласно заключению врачебной комиссии КГБУЗ "Алтайская краевая клиническая психиатрическая больница" *** от (дата). Ж.Н. (дата). рождения, страдает тяжелой формой заболевания (<данные изъяты>), которое входит в перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (л.д. 13).
(дата) Ж.Н. обратился в администрацию Центрального района г. Барнаула с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с отсутствием жилой площади, а также проживанием в жилом помещении, занятом несколькими семьями, в одной из которых имеется гражданин, страдающий тяжелой формой заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно (л.д. 22).
Постановлением администрации Центрального района г. Барнаула *** от (дата) Ж.Н. поставлен на чует в качестве нуждающегося в жилом помещении среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов составом семьи два человека: заявитель и мать Ж.Е. (д.д. 21).
Разрешая спор и возлагая на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обязанность предоставить Ж.Н. на состав семьи, состоящих из двух человек, вне очереди жилое помещение по договору социального найма, суд исходил из того, что Ж.Н. является инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, и относится к категории граждан, которые в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, при этом отсутствие прямого указания на обеспечение указанной категории граждан за счет средств субъекта федерации не исключает ответственности последнего в решении вопросов их социальной поддержки и социального обслуживания, поскольку эти вопросы относятся к предмету ведения субъектов Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые не противоречат установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
В соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей -инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 г. обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), имеют право инвалиды, если они страдают тяжелым формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года N 551-О-О предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях, независимо от их имущественного положения.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. В ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации приведены основания для признания граждан нуждающимися в жилом помещении. К числу таких граждан относятся лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. По смыслу указанных положений норма п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации отсылает к п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации лишь в части перечня граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" установлено, что одним из оснований признания инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет является: проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно (п. 2). Данное обстоятельство является самостоятельным основанием нуждаемости. Семьи, в составе которых есть такой больной, переселяются в интересах иных проживающих в квартире лиц. При этом размер занимаемой истицей общей площади жилого помещения при решении вопроса о признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, правового значения не имеет. П. п. 2 - 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются определенным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Федеральными законами, Указами Президента РФ, Жилищным кодексом РФ. Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит специальное регулирование порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма. Однако, как указал Конституционный суд Российской Федерации, данное обстоятельство не исключает обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Таким образом, инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, чье право на внеочередное предоставление жилья предусмотрено ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относятся к категории граждан, которые имеют право на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования. Отсутствие прямого указания на обеспечение указанной категории граждан за счет средств субъекта федерации не исключает ответственность последнего в решении вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, поскольку эти вопросы относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Кроме того, категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения могут предоставляться из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в случае наделения органа местного самоуправления в установленном порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 10 апреля 2006 г. N 145, уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству. Согласно ст. 6 Закона Алтайского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. На основании сводного реестра уполномоченный орган Алтайского края формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год. В соответствии со ст. 11 названного Закона жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края. Уполномоченный орган Алтайского края не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о предоставлении жилого помещения или об отказе в его предоставлении по договору социального найма выдает (или направляет) его гражданину (или его доверенному лицу), в отношении которого данное решение принято. Оценивая существующий порядок предоставления жилья в Алтайском крае, принимая во внимание непринятие, как со стороны органа местного самоуправления, так и исполнительного органа власти субъекта федерации, мер по реализации права истца на обеспечение жилым помещением, позицию представителя органа власти Алтайского края об отсутствии у них обязанности по обеспечению жильем такой категории граждан, суд принял правильное решение о необходимости возложить на Управление жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края обязанность предоставить Ж.Н. вне очереди жилое помещение по договору социальной найма, а доводы апелляционной жалобы о том, что данное Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, являются необоснованными. Довод апелляционной жалобы о том, Ж.Н. поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении после 01 января 2005 г., в связи с чем он не может быть обеспечен жилым помещением в соответствии с Законом Алтайского края от 12 декабря 2006 г. N 136-ЗС, в редакции закона N 74-ЗС от 11 октября 2012 г. "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края" не может повлечь отмену решения суда по следующим основаниям. Законом Алтайского края N 74-ЗС от 11 февраля 2012 г. внесены изменения в Закон Алтайского края от 12 декабря 2996 г. N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", согласно которому п. 5 ч. 2 ст. 5 данного Закона, предусматривавшая право предоставления жилого помещения по договорам социального найма имели иные категории граждан, определенные федеральными законами и (или) законом Алтайского края, признан утратившим силу. Вместе с тем данное обстоятельство не может повлиять на право истца претендовать на предоставление жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования, поскольку в силу положений ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения его в действие. Ж.Н. о своем праве заявил до внесения изменений в закон Алтайского края N 136-ЗС от 12 декабря 2006 г., его право осталось не реализованным, а поэтому не может считаться исполненной обязанность ответчика по предоставлению жилого помещения.
Учитывая то, что в нарушение требований закона жилое помещение Ж.Н. после постановки на соответствующий учет вне очереди не было предоставлено, суд обоснованно применил нормы предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма, предусмотренные ст. 8 Закона Алтайского края N 136-ЗС, а именно: 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 кв. м общей площади семье из двух человек.
Решение суда в части возложения обязанности по предоставлению материальным истцам жилого помещения с учетом права Ж.Н. на дополнительную площадь также является законным, поскольку право на дополнительную площадь предусмотрено ч. 6 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации N 817 от 21 декабря 2004 г. об утверждении Перечня заболеваний, дающих право инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
Доводы жалобы о необоснованном удовлетворении требований и в части предоставления жилого помещения Ж.Е., матери Ж.Н., являются не состоятельными, так как Ж.Н. поставлен на чует нуждающихся в жилом помещении составом два человека: заявитель и его мать - Ж.Е.
То обстоятельство, что Ж.Н. поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении среди инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, а не как лицо, страдающее тяжелым хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире, не опровергают выводы суда, и не являются основанием для отмены судебного постановления. Судебная коллегия также учитывает, что согласно приказу *** от (дата) Ж.Н. отказано во внесении в сводный реестр граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда социального исполнения, поскольку он не отнесен к категории граждан, имеющих право на получение указанного жилого помещения.
Таким образом, Ж.Н. подлежат предоставлению жилое помещение соответствующее санитарным и техническим условиям в пределах <адрес>, с учетом членов его семьи - Ж.Е., исходя из нормы предоставления жилого помещения 42 кв. м, а также права Ж.Н. на дополнительную жилую площадь (но не более чем в два раза), общей площадью не менее 63 кв. м.
Указание в решении суда на предоставление жилого помещения Ж.Н. и его матери Ж.Е. в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу противоречит принципу обеспечения жильем во внеочередном порядке.
В связи с изложенным, учитывая то, что апелляционная жалоба не содержит каких-либо дополнительных доводов, не проверенных судом при разрешении дела, которые бы ставили под сомнение законность и обоснованность принятого по делу решения, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
При этом судебная коллегия полагает необходимым изложить абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции: "Возложить на управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обязанность предоставить Ж.Н. и члену его семьи Ж.Е. благоустроенное жилое помещение, отвечающие санитарным и техническим условиям, по договору социального найма во внеочередном порядке в пределах <адрес> Алтайского края общей площадью не менее 63 кв. м".
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 июля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству - без удовлетворения.
Абзац третий резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции: "Возложить на управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обязанность предоставить Ж.Н. и члену его семьи Ж.Е. благоустроенное жилое помещение, отвечающие санитарным и техническим условиям в пределах <адрес> Алтайского края по договору социального найма во внеочередном порядке общей площадью не менее 63 кв. м".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 23.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-8607/13
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 октября 2013 г. по делу N 33-8607/13
Судья: Наконечникова И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Бусиной Н.В., Блинова В.А.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика - Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству
на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 июля 2013 г. по делу по иску Ж.Е., действующей в своих интересах, а также в интересах Ж.Н., к администрации Центрального района г. Барнаула, администрации города Барнаула, управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Бусиной Н.В., судебная коллегия
установила:
Ж.Н. является инвалидом 1 группы с детства, и согласно заключению врачебной комиссии от (дата) Краевой клинической больницы им. Эрдмана, страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Постановлением администрации Центрального района г. Барнаула от (дата) *** Ж.Н. поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, составом семьи два человека- заявитель, а также его мать Ж.Е.
(дата) получен ответ, из которого следует, что Ж.Н. не включен в реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, поскольку обеспечению жильем подлежат граждане, вставшие на учет нуждающихся в жилом помещении до (дата).
Полагая незаконным отказ включить Ж.Н. в реестр граждан, нуждающихся в жилом помещении, Ж.Е., являющаяся опекуном недееспособного сына Ж.Н., обратилась в суд, с учетом уточнения требований, о признании за сыном и членами его семьи (Ж.Е.) право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма; возложении на администрацию г. Барнаула, администрацию Центрального района г. Барнаула, Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Ж.Н. на состав семьи два человека благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по установленным нормам, действующим на момент предоставления помещения с учетом права Ж.Н. на дополнительную площадь.
В обоснование заявленных требований истицей указано на то, что Ж.Н. проживает в доме <адрес>, и не является ни собственником, ни членом семьи данного жилого помещения. В данном доме, собственником которого является К., проживают иные лица, не являющиеся членами одной семьи. Поскольку Ж.Н. страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации *** от (дата), он в силу положений ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства от (дата) ***, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма с учетом дополнительной площади.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от (дата) исковые требования Ж.Е., действующей в своих интересах, а также в интересах Ж.Н., к управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству удовлетворены частично.
За Ж.Н. признано право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
На управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству возложена обязанность предоставить Ж.Н. и члену его семьи Ж.Е. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке по установленным нормам на момент предоставления жилого помещения с учетом права Ж.Н. на дополнительную площадь в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части иска отказано.
В удовлетворении исковых требований Ж.Е., действующей в своих интересах, а также в интересах Ж.Н., к администрации Центрального района г. Барнаула, администрации города Барнаула отказано.
В апелляционной жалобе представитель Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству просит об отмене решения и отказе в иске в отношении Управления, как противоречащие требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы жалобы мотивированы тем, что в соответствии с законом Алтайского края от 12 декабря 2006 г. N 136-ЗС, с изменениями внесенными Законом N 74-ЗС от 11 октября 2012 г., "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", вступившим в силу с 01 января 2013 г., инвалиды (граждане), страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие на учет после 01 января 2005 г., не имеют право на предоставление жилого помещения краевого жилищного фонда. Перечень категорий граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования, определен ст. 5 указанного Закона и является исчерпывающим. Таким образом, у Управления Алтайского края по жилищно-коммунального хозяйства отсутствуют основания для обеспечения инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на указанных в Законе, жилыми помещениями. Выводы суда о возложении на данное управление обязанности по предоставлению истцу жилого помещения во внеочередном порядке противоречат действующему законодательству. Судом не учтено, что Ж.Н. поставлен на учет администрацией Центрального района г. Барнаула в качестве нуждающихся в жилом помещении среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, как лицо, страдающее тяжелым хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание в одном жилом помещении, на учете не состоит. Отказ управления о включении Ж.Н. в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социальному найму не обжалован, в связи с чем, отсутствуют основания для обеспечения Ж.Н. жилым помещением по договору социального найма за счет муниципального или государственного фонда.
Кроме того, принимая решение об удовлетворении заявленных истцом требований о предоставлении жилого помещения по установленным ст. 8 Закона Алтайского края N 136-ЗС нормам, 18 кв. м общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех человек, не обоснованно, поскольку данная норма предусмотрена для предоставления жилого помещения категориям лиц, указанным в ст. 5 Закона, к которым истец не относится. В данном случае, по мнению подателя жалобы, должны применяться нормы предоставления жилого помещения, установленные решением Барнаульской городской Думы от (дата), в размере не менее 14 кв. м. Поскольку дополнительная гарантия в виде предоставления жилого помещения предоставляется только лицу, страдающему тяжелым хроническим заболеванием, расчет нормы предоставления жилого помещения с учетом права опекуна на жилую площадь является неправомерным.
В суде апелляционной инстанции истица Ж.Е., ее представитель Г., представитель администрации Центрального района г. Барнаула - М., Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - Р. просили оставить решение суда без изменения.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации г. Барнаула, комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Барнаула, управления социальной защиты населения Центрального района, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав явившихся участников процесса, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
При рассмотрении дела установлено и подтверждается материалами дела, что Ж.Н. является инвалидом детства 1 группы. Инвалидность установлена бессрочно (л.д. 32 - 33). Согласно заключению врачебной комиссии КГБУЗ "Алтайская краевая клиническая психиатрическая больница" *** от (дата). Ж.Н. (дата). рождения, страдает тяжелой формой заболевания (<данные изъяты>), которое входит в перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (л.д. 13).
(дата) Ж.Н. обратился в администрацию Центрального района г. Барнаула с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с отсутствием жилой площади, а также проживанием в жилом помещении, занятом несколькими семьями, в одной из которых имеется гражданин, страдающий тяжелой формой заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно (л.д. 22).
Постановлением администрации Центрального района г. Барнаула *** от (дата) Ж.Н. поставлен на чует в качестве нуждающегося в жилом помещении среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов составом семьи два человека: заявитель и мать Ж.Е. (д.д. 21).
Разрешая спор и возлагая на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обязанность предоставить Ж.Н. на состав семьи, состоящих из двух человек, вне очереди жилое помещение по договору социального найма, суд исходил из того, что Ж.Н. является инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, и относится к категории граждан, которые в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, при этом отсутствие прямого указания на обеспечение указанной категории граждан за счет средств субъекта федерации не исключает ответственности последнего в решении вопросов их социальной поддержки и социального обслуживания, поскольку эти вопросы относятся к предмету ведения субъектов Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые не противоречат установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
В соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей -инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 г. обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), имеют право инвалиды, если они страдают тяжелым формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года N 551-О-О предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях, независимо от их имущественного положения.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. В ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации приведены основания для признания граждан нуждающимися в жилом помещении. К числу таких граждан относятся лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. По смыслу указанных положений норма п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации отсылает к п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации лишь в части перечня граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" установлено, что одним из оснований признания инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет является: проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно (п. 2). Данное обстоятельство является самостоятельным основанием нуждаемости. Семьи, в составе которых есть такой больной, переселяются в интересах иных проживающих в квартире лиц. При этом размер занимаемой истицей общей площади жилого помещения при решении вопроса о признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, правового значения не имеет. П. п. 2 - 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются определенным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Федеральными законами, Указами Президента РФ, Жилищным кодексом РФ. Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит специальное регулирование порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма. Однако, как указал Конституционный суд Российской Федерации, данное обстоятельство не исключает обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Таким образом, инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, чье право на внеочередное предоставление жилья предусмотрено ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относятся к категории граждан, которые имеют право на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования. Отсутствие прямого указания на обеспечение указанной категории граждан за счет средств субъекта федерации не исключает ответственность последнего в решении вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, поскольку эти вопросы относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Кроме того, категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения могут предоставляться из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в случае наделения органа местного самоуправления в установленном порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 10 апреля 2006 г. N 145, уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству. Согласно ст. 6 Закона Алтайского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. На основании сводного реестра уполномоченный орган Алтайского края формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год. В соответствии со ст. 11 названного Закона жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края. Уполномоченный орган Алтайского края не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о предоставлении жилого помещения или об отказе в его предоставлении по договору социального найма выдает (или направляет) его гражданину (или его доверенному лицу), в отношении которого данное решение принято. Оценивая существующий порядок предоставления жилья в Алтайском крае, принимая во внимание непринятие, как со стороны органа местного самоуправления, так и исполнительного органа власти субъекта федерации, мер по реализации права истца на обеспечение жилым помещением, позицию представителя органа власти Алтайского края об отсутствии у них обязанности по обеспечению жильем такой категории граждан, суд принял правильное решение о необходимости возложить на Управление жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края обязанность предоставить Ж.Н. вне очереди жилое помещение по договору социальной найма, а доводы апелляционной жалобы о том, что данное Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, являются необоснованными. Довод апелляционной жалобы о том, Ж.Н. поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении после 01 января 2005 г., в связи с чем он не может быть обеспечен жилым помещением в соответствии с Законом Алтайского края от 12 декабря 2006 г. N 136-ЗС, в редакции закона N 74-ЗС от 11 октября 2012 г. "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края" не может повлечь отмену решения суда по следующим основаниям. Законом Алтайского края N 74-ЗС от 11 февраля 2012 г. внесены изменения в Закон Алтайского края от 12 декабря 2996 г. N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", согласно которому п. 5 ч. 2 ст. 5 данного Закона, предусматривавшая право предоставления жилого помещения по договорам социального найма имели иные категории граждан, определенные федеральными законами и (или) законом Алтайского края, признан утратившим силу. Вместе с тем данное обстоятельство не может повлиять на право истца претендовать на предоставление жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования, поскольку в силу положений ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения его в действие. Ж.Н. о своем праве заявил до внесения изменений в закон Алтайского края N 136-ЗС от 12 декабря 2006 г., его право осталось не реализованным, а поэтому не может считаться исполненной обязанность ответчика по предоставлению жилого помещения.
Учитывая то, что в нарушение требований закона жилое помещение Ж.Н. после постановки на соответствующий учет вне очереди не было предоставлено, суд обоснованно применил нормы предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма, предусмотренные ст. 8 Закона Алтайского края N 136-ЗС, а именно: 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 кв. м общей площади семье из двух человек.
Решение суда в части возложения обязанности по предоставлению материальным истцам жилого помещения с учетом права Ж.Н. на дополнительную площадь также является законным, поскольку право на дополнительную площадь предусмотрено ч. 6 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации N 817 от 21 декабря 2004 г. об утверждении Перечня заболеваний, дающих право инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
Доводы жалобы о необоснованном удовлетворении требований и в части предоставления жилого помещения Ж.Е., матери Ж.Н., являются не состоятельными, так как Ж.Н. поставлен на чует нуждающихся в жилом помещении составом два человека: заявитель и его мать - Ж.Е.
То обстоятельство, что Ж.Н. поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении среди инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, а не как лицо, страдающее тяжелым хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире, не опровергают выводы суда, и не являются основанием для отмены судебного постановления. Судебная коллегия также учитывает, что согласно приказу *** от (дата) Ж.Н. отказано во внесении в сводный реестр граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда социального исполнения, поскольку он не отнесен к категории граждан, имеющих право на получение указанного жилого помещения.
Таким образом, Ж.Н. подлежат предоставлению жилое помещение соответствующее санитарным и техническим условиям в пределах <адрес>, с учетом членов его семьи - Ж.Е., исходя из нормы предоставления жилого помещения 42 кв. м, а также права Ж.Н. на дополнительную жилую площадь (но не более чем в два раза), общей площадью не менее 63 кв. м.
Указание в решении суда на предоставление жилого помещения Ж.Н. и его матери Ж.Е. в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу противоречит принципу обеспечения жильем во внеочередном порядке.
В связи с изложенным, учитывая то, что апелляционная жалоба не содержит каких-либо дополнительных доводов, не проверенных судом при разрешении дела, которые бы ставили под сомнение законность и обоснованность принятого по делу решения, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
При этом судебная коллегия полагает необходимым изложить абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции: "Возложить на управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обязанность предоставить Ж.Н. и члену его семьи Ж.Е. благоустроенное жилое помещение, отвечающие санитарным и техническим условиям, по договору социального найма во внеочередном порядке в пределах <адрес> Алтайского края общей площадью не менее 63 кв. м".
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 июля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству - без удовлетворения.
Абзац третий резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции: "Возложить на управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обязанность предоставить Ж.Н. и члену его семьи Ж.Е. благоустроенное жилое помещение, отвечающие санитарным и техническим условиям в пределах <адрес> Алтайского края по договору социального найма во внеочередном порядке общей площадью не менее 63 кв. м".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)