Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный судья: Макарова О.В.
Докладчик: Зубова Т.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Саниной Л.Л.
судей Зубовой Т.Н., Забелиной О.А.
при секретаре А.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску А.В. к Администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе А.В. на решение Советского районного суда г. Орла от 12 апреля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования А.В. к Администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав пояснения А.В. и его представителя по устному ходатайству П.Л.В.1, возражения представителя администрации г. Орла по доверенности Е., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
А.В. обратился в суд с иском к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указывал, что в 1992 году его мать П.И.В. была поставлена на очередь на получение жилья в администрации Советского района г. Орла. В то время она была студенткой Орловского сельскохозяйственного института и проживала в общежитии с двумя детьми: с ним и его сестрой П.Л.В.2
В 1996 году по приказу ректора он вместе с матерью и сестрой переселились в другое общежитие, которое расположено по адресу: <адрес>ежная, <адрес> се<адрес>- <...>.
С 1996 года и по настоящее время он проживает в данном общежитии. О том, что данное общежитие находится в Орловском районе, его мать узнала только при регистрации.
В 2004 году мать П.И.В. умерла и ее сняли с очереди в связи со смертью.
Однако он вместе с сестрой П.Л.В.2 остались стоять на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В ноябре 2013 года он получил письмо из администрации г. Орла с сообщением о снятии его с учета нуждающихся в жилье в связи с выездом из г. Орла на другое место жительства в Орловский район.
Поскольку семья двадцать лет стояла на очереди на получение жилья, он работает в Орле, уточнив исковые, просил суд признать постановление администрации г. Орла от <дата> N незаконным и отменить его, восстановить его в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с первоначальной даты постановки на очередь, и обязать администрацию г. Орла предоставить ему вне очереди жилье в г. Орле на состав семьи один человек.
Определением Советского районного суда г. Орла к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена П.Л.В.2
Представитель ответчика администрации г. Орла по доверенности Е. в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, поскольку они являются незаконными и необоснованными.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе А.В. просит решение суда отменить, как незаконное.
Считает, что администрацией г. Орла был нарушен порядок снятия его с очереди нуждающихся в жилых помещениях, а именно, администрация г. Орла не имела права снимать его с очереди нуждающихся в жилом помещении, поскольку на данную очередь он был поставлен на основании распоряжения администрации Советского района г. Орла, следовательно, по его мнению, и снят с нее должны быть только по постановлению администрации Советского района г. Орла, а не по постановлению администрации г. Орла.
Кроме того, указывает, что решение администрации г. Орла о снятии его с очереди нуждающихся должно было быть принято администрацией г. Орла не позднее чем, в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия такого решения.
Ссылается также на то, что администрации Советского района г. Орла более 8 лет известен факт проживания его в Орловском районе, однако с очереди его по указанному основанию не снимали, а сняли лишь только в 2012 году, нарушив при этом сроки вынесения постановления о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые могут возникнуть после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 6 данного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу части 2 статьи 6 Вводного закона гражданам, принятым на учет до 01 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в п. п. 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
По смыслу ст. 55 ЖК РФ гражданам, принятым в установленном порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях гарантируется невозможность произвольного лишения права состоять на указанном учете. Такие граждане могут быть сняты с учета только тогда, когда им фактически предоставлены жилые помещения договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга.
Как установлено материалами дела, постановлением администрации Советского района г. Орла N от <дата> П.И.В. с семьей 3 человека (она, сын А.В., дочь П.Л.В.2), проживающая в общежитии в <адрес>, была поставлена на учет в общей очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Из свидетельства об установлении отцовства 1-Т<адрес> от <дата> следует, что матерью А.В. является П.И.В., отцом - А.С.
<дата> П.И.В. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти 1-Т<адрес> от <дата>
В связи с чем, распоряжением администрации Советского района г. Орла N от <дата> П.И.В. была снята с учета, как проживавшая по <адрес>. При этом семья осталась стоять на общей очереди.
Постановлением администрации г. Орла N от <дата> П.Л.В.2 с семьей 2 человека (она и брат А.В.) были сняты с учета (номер очереди <...> в связи с выездом из г. Орла на место жительства в другое муниципальное образование.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что с 1996 года истец вместе с матерью П.И.В. были зарегистрированы и проживали по адресу: <адрес>.
После смерти матери А.В. остался зарегистрирован и фактически проживал и проживает по настоящее время по указанному адресу.
Отказывая в иске, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что постановление администрации г. Орла о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с выездом из г. Орла на место жительства в другое муниципальное образование является законным, поскольку необходимым условием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте по договору социального найма, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт, то его выезд на место жительства другое муниципальное образование влечет снятие его с учета. При этом не имеет правового значения время нахождения истца на учете в качестве нуждающихся в жилье.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований истцу А.В. в полном объеме является правильным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, а также влияли бы на законность и обоснованность судебного решения, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права и требований процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, при разрешении настоящего дела судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 12 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1164
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. по делу N 33-1164
Федеральный судья: Макарова О.В.
Докладчик: Зубова Т.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Саниной Л.Л.
судей Зубовой Т.Н., Забелиной О.А.
при секретаре А.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску А.В. к Администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе А.В. на решение Советского районного суда г. Орла от 12 апреля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования А.В. к Администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав пояснения А.В. и его представителя по устному ходатайству П.Л.В.1, возражения представителя администрации г. Орла по доверенности Е., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
А.В. обратился в суд с иском к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указывал, что в 1992 году его мать П.И.В. была поставлена на очередь на получение жилья в администрации Советского района г. Орла. В то время она была студенткой Орловского сельскохозяйственного института и проживала в общежитии с двумя детьми: с ним и его сестрой П.Л.В.2
В 1996 году по приказу ректора он вместе с матерью и сестрой переселились в другое общежитие, которое расположено по адресу: <адрес>ежная, <адрес> се<адрес>- <...>.
С 1996 года и по настоящее время он проживает в данном общежитии. О том, что данное общежитие находится в Орловском районе, его мать узнала только при регистрации.
В 2004 году мать П.И.В. умерла и ее сняли с очереди в связи со смертью.
Однако он вместе с сестрой П.Л.В.2 остались стоять на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В ноябре 2013 года он получил письмо из администрации г. Орла с сообщением о снятии его с учета нуждающихся в жилье в связи с выездом из г. Орла на другое место жительства в Орловский район.
Поскольку семья двадцать лет стояла на очереди на получение жилья, он работает в Орле, уточнив исковые, просил суд признать постановление администрации г. Орла от <дата> N незаконным и отменить его, восстановить его в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с первоначальной даты постановки на очередь, и обязать администрацию г. Орла предоставить ему вне очереди жилье в г. Орле на состав семьи один человек.
Определением Советского районного суда г. Орла к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена П.Л.В.2
Представитель ответчика администрации г. Орла по доверенности Е. в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, поскольку они являются незаконными и необоснованными.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе А.В. просит решение суда отменить, как незаконное.
Считает, что администрацией г. Орла был нарушен порядок снятия его с очереди нуждающихся в жилых помещениях, а именно, администрация г. Орла не имела права снимать его с очереди нуждающихся в жилом помещении, поскольку на данную очередь он был поставлен на основании распоряжения администрации Советского района г. Орла, следовательно, по его мнению, и снят с нее должны быть только по постановлению администрации Советского района г. Орла, а не по постановлению администрации г. Орла.
Кроме того, указывает, что решение администрации г. Орла о снятии его с очереди нуждающихся должно было быть принято администрацией г. Орла не позднее чем, в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия такого решения.
Ссылается также на то, что администрации Советского района г. Орла более 8 лет известен факт проживания его в Орловском районе, однако с очереди его по указанному основанию не снимали, а сняли лишь только в 2012 году, нарушив при этом сроки вынесения постановления о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые могут возникнуть после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 6 данного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу части 2 статьи 6 Вводного закона гражданам, принятым на учет до 01 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в п. п. 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
По смыслу ст. 55 ЖК РФ гражданам, принятым в установленном порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях гарантируется невозможность произвольного лишения права состоять на указанном учете. Такие граждане могут быть сняты с учета только тогда, когда им фактически предоставлены жилые помещения договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга.
Как установлено материалами дела, постановлением администрации Советского района г. Орла N от <дата> П.И.В. с семьей 3 человека (она, сын А.В., дочь П.Л.В.2), проживающая в общежитии в <адрес>, была поставлена на учет в общей очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Из свидетельства об установлении отцовства 1-Т<адрес> от <дата> следует, что матерью А.В. является П.И.В., отцом - А.С.
<дата> П.И.В. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти 1-Т<адрес> от <дата>
В связи с чем, распоряжением администрации Советского района г. Орла N от <дата> П.И.В. была снята с учета, как проживавшая по <адрес>. При этом семья осталась стоять на общей очереди.
Постановлением администрации г. Орла N от <дата> П.Л.В.2 с семьей 2 человека (она и брат А.В.) были сняты с учета (номер очереди <...> в связи с выездом из г. Орла на место жительства в другое муниципальное образование.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что с 1996 года истец вместе с матерью П.И.В. были зарегистрированы и проживали по адресу: <адрес>.
После смерти матери А.В. остался зарегистрирован и фактически проживал и проживает по настоящее время по указанному адресу.
Отказывая в иске, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что постановление администрации г. Орла о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с выездом из г. Орла на место жительства в другое муниципальное образование является законным, поскольку необходимым условием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте по договору социального найма, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт, то его выезд на место жительства другое муниципальное образование влечет снятие его с учета. При этом не имеет правового значения время нахождения истца на учете в качестве нуждающихся в жилье.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований истцу А.В. в полном объеме является правильным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, а также влияли бы на законность и обоснованность судебного решения, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права и требований процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, при разрешении настоящего дела судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 12 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)