Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Семеновой З.Г., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.04.2013 по делу N А47-14746/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей не обеспечили.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Берендей" (далее - общество "Берендей") о расторжении заключенных между Департаментом по управлению лесами Оренбургской области и обществом "Берендей" договоров аренды от 07.07.2008 N 37 и 38 лесных участков, расположенных в квартале N 51 выдела 18, 19 Оренбургского лесничества Оренбургского лесхоза площадью 1,49 га, квартале N 51 часть выдела 14 Оренбургского лесничества Оренбургского лесхоза площадью 0,17 га, квартале N 88 (8) выдела 14, 15 Нежинского лесничества Оренбургского лесхоза площадью 1,5 га, об обязании ответчика передать министерству по акту приема-передачи указанные лесные участки в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.11.2012 требования истца о расторжении договора аренды лесного участка от 07.07.2008 N 38 и обязании ответчика передать лесные участки выделены в отдельное производство, делу присвоен номер А47-14746/2012.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.04.2013 (судья Штырник В.М.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 (судьи Суспицина Л.А., Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами ст. 1, ч. 2 ст. 3, ст. 5, 9, 24, ч. 1, 2, 5 ст. 41, ст. 49, 51, 60, 66, 74, 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 309, 310, п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель считает, что единственным законным основанием для использования лесов в соответствии с проектом их освоения является лесная декларация. Следовательно, непредставление лесных деклараций и отчетов об использовании лесов на протяжении трех лет является существенным нарушением договора аренды, что влечет за собой расторжение договора аренды лесного участка. По мнению Министерства, общество "Берендей", пренебрегая нормами лесного законодательства, злоупотребляет правом, причиняет вред окружающей среде, является недобросовестным арендатором и не вправе в дальнейшем использовать спорный лесной участок. Заявитель отмечает, что лесное законодательство предусматривает специальные основания для расторжения договора аренды лесного участка.
Из материалов дела следует, что между Департаментом по управлению лесами Оренбургской области (арендодатель) и обществом "Берендей" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 07.07.2008 N 38, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок площадью 1,5 га, местоположение согласно материалам лесоустройства 1997 года, квартал N 88 (8) выдел 14, 15 Нежинского лесничества Оренбургского лесхоза, закреплен за государственным учреждением "Оренбургское лесничество", номер учетной записи в государственном лесном реестре 27-2008-10, условный номер лесного участка 53:234:16:0027 (пункты 1, 2 договора аренды в редакции дополнительного соглашения от 30.10.2008 N 1).
Согласно приложению N 3 к договору аренды лесной участок предназначен для осуществления рекреационной деятельности.
Срок действия договора аренды установлен с 07.07.2008 по 07.07.2034 (п. 19 договора).
В силу п. 5 договора арендная плата по настоящему договору составляет 12 278 руб. 25 коп.
В соответствии с п. 18 договора аренды расторжение настоящего договора по решению суда по требованию одной из сторон осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в случае нарушения другой стороной условий настоящего договора.
Во исполнение договора аренды лесной участок передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи лесного участка в аренду от 07.07.2008 N 38.
Договор аренды лесного участка от 07.07.2008 N 38 зарегистрирован в установленном законом порядке 21.11.2008, о чем свидетельствует регистрационный штамп Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области на документе.
Министерство является правопреемником арендодателя по договору аренды лесного участка от 07.07.2008 N 38 - Департамента по управлению лесами Оренбургской области (п. 5 Положения о Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 19.01.2011 N 16-ук).
В материалы дела представлено также положительное заключение экспертной комиссии от 15.07.2009 N 12/2 по проекту освоения лесов на лесной участок, расположенный в Нежинском участковом лесничестве государственного учреждения "Оренбургское лесничество" в квартале 88 (8) выдела 14, 15 общей площадью 1,5 га.
Ссылаясь на неисполнение обществом "Берендей" обязанности по представлению лесных деклараций и отчетов об использовании лесов, а также несоблюдение арендатором проекта освоения лесов при благоустройстве лесного участка, министерство направило в адрес ответчика предложение о расторжении договора аренды лесного участка от 07.07.2008 N 38 с проектом соглашения о расторжении договора аренды.
Соглашение о расторжении договора аренды лесного участка от 07.07.2008 N 38 сторонами не подписано.
Из материалов дела также следует, что общество "Берендей" представляло в министерство лесные декларации по договору аренды лесного участка от 07.07.2008 N 38. Однако письмами от 14.09.2011 N 2704 и от 11.07.2012 N 1790 министерство отказало обществу "Берендей" в принятии лесных деклараций и отчетов об использовании лесов ввиду нарушения порядка их заполнения и предоставления.
Письмом от 26.07.2012 N 1972 министерство сообщило обществу "Берендей" о том, что лесные декларации, в том числе по расторгаемому договору аренды от 07.07.2008 N 38, приниматься не будут.
Актом проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области соблюдения юридическим лицом обществом "Берендей" требований природоохранного законодательства Российской Федерации от 29.10.2012 N ПН/В-255 не выявлено нарушений обязательных требований водного и земельного законодательства Российской Федерации.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязанности по представлению лесных деклараций и отчетов об использовании земель, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом.
Согласно ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Исследовав содержание договора аренды лесного участка от 07.07.2008 N 38 и установив, что содержание договора соответствует требованиям, предъявляемым к договорам аренды гл. 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации, требование о государственной регистрации договора аренды как заключенного на срок более одного года сторонами соблюдено (п. 2 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 93 Лесного кодекса Российской Федерации), суды сделали вывод о его заключенности и действительности.
Согласно п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Указанное требование Министерством соблюдено, о чем свидетельствует направление в адрес ответчика соглашения о расторжении спорного договора. Однако данное соглашение ответчиком не подписано.
В силу ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 18 договора аренды расторжение настоящего договора по решению суда по требованию одной из сторон осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в случае нарушения другой стороной условий настоящего договора.
Пунктом 9 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных ст. 46 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 450 и 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 9 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка: арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора.
Из претензии министерства от 17.07.2012 N 1867 следует, что общество "Берендей" не представляет лесные декларации, отчеты по использованию лесов по установленным формам, не соблюдает проект освоения лесов при благоустройстве лесного участка.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суды сделали вывод о том, что невыполнение арендатором проекта освоения лесов, являющееся в силу п. 2 ст. 24, п. 3 ст. 51, п. 4 ст. 61 Лесного кодекса Российской Федерации основанием для расторжения договора аренды лесного участка, материалами дела не подтверждено.
Министерством в материалы дела не представлены доказательства того, что действия ответчика привели к ухудшению состояния спорного лесного участка (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Напротив, актом проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области соблюдения обществом "Берендей" требований природоохранного законодательства Российской Федерации от 29.10.2012 N ПН/В-255 не выявлено нарушений обязательных требований водного и земельного законодательства Российской Федерации.
Отклоняя ссылки истца на нарушение ответчиком правил, сроков подачи лесных деклараций, суды указали, что данные обстоятельства не могут являться основанием для расторжения договора в одностороннем порядке в силу недоказанности истцом того факта, что названные нарушения являются существенными и влекут для министерства такой ущерб, что оно в значительной степени лишается того, на что могло рассчитывать при заключении договора (п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что иных оснований для досрочного расторжения спорного договора аренды лесного участка от 07.07.2008 N 38 не установлено, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы о злоупотреблении правом со стороны ответчика, причинении обществом "Берендей" вреда окружающей среде, наличии в действиях арендатора недобросовестности отклоняются как неподтвержденные материалами дела.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены или изменения судебных актов в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.04.2013 по делу N А47-14746/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Э.РЯБОВА
Судьи
З.Г.СЕМЕНОВА
А.А.СТОЛЯРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 22.10.2013 N Ф09-10071/13 ПО ДЕЛУ N А47-14746/2012
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2013 г. N Ф09-10071/13
Дело N А47-14746/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Семеновой З.Г., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.04.2013 по делу N А47-14746/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей не обеспечили.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Берендей" (далее - общество "Берендей") о расторжении заключенных между Департаментом по управлению лесами Оренбургской области и обществом "Берендей" договоров аренды от 07.07.2008 N 37 и 38 лесных участков, расположенных в квартале N 51 выдела 18, 19 Оренбургского лесничества Оренбургского лесхоза площадью 1,49 га, квартале N 51 часть выдела 14 Оренбургского лесничества Оренбургского лесхоза площадью 0,17 га, квартале N 88 (8) выдела 14, 15 Нежинского лесничества Оренбургского лесхоза площадью 1,5 га, об обязании ответчика передать министерству по акту приема-передачи указанные лесные участки в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.11.2012 требования истца о расторжении договора аренды лесного участка от 07.07.2008 N 38 и обязании ответчика передать лесные участки выделены в отдельное производство, делу присвоен номер А47-14746/2012.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.04.2013 (судья Штырник В.М.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 (судьи Суспицина Л.А., Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами ст. 1, ч. 2 ст. 3, ст. 5, 9, 24, ч. 1, 2, 5 ст. 41, ст. 49, 51, 60, 66, 74, 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 309, 310, п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель считает, что единственным законным основанием для использования лесов в соответствии с проектом их освоения является лесная декларация. Следовательно, непредставление лесных деклараций и отчетов об использовании лесов на протяжении трех лет является существенным нарушением договора аренды, что влечет за собой расторжение договора аренды лесного участка. По мнению Министерства, общество "Берендей", пренебрегая нормами лесного законодательства, злоупотребляет правом, причиняет вред окружающей среде, является недобросовестным арендатором и не вправе в дальнейшем использовать спорный лесной участок. Заявитель отмечает, что лесное законодательство предусматривает специальные основания для расторжения договора аренды лесного участка.
Из материалов дела следует, что между Департаментом по управлению лесами Оренбургской области (арендодатель) и обществом "Берендей" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 07.07.2008 N 38, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок площадью 1,5 га, местоположение согласно материалам лесоустройства 1997 года, квартал N 88 (8) выдел 14, 15 Нежинского лесничества Оренбургского лесхоза, закреплен за государственным учреждением "Оренбургское лесничество", номер учетной записи в государственном лесном реестре 27-2008-10, условный номер лесного участка 53:234:16:0027 (пункты 1, 2 договора аренды в редакции дополнительного соглашения от 30.10.2008 N 1).
Согласно приложению N 3 к договору аренды лесной участок предназначен для осуществления рекреационной деятельности.
Срок действия договора аренды установлен с 07.07.2008 по 07.07.2034 (п. 19 договора).
В силу п. 5 договора арендная плата по настоящему договору составляет 12 278 руб. 25 коп.
В соответствии с п. 18 договора аренды расторжение настоящего договора по решению суда по требованию одной из сторон осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в случае нарушения другой стороной условий настоящего договора.
Во исполнение договора аренды лесной участок передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи лесного участка в аренду от 07.07.2008 N 38.
Договор аренды лесного участка от 07.07.2008 N 38 зарегистрирован в установленном законом порядке 21.11.2008, о чем свидетельствует регистрационный штамп Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области на документе.
Министерство является правопреемником арендодателя по договору аренды лесного участка от 07.07.2008 N 38 - Департамента по управлению лесами Оренбургской области (п. 5 Положения о Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 19.01.2011 N 16-ук).
В материалы дела представлено также положительное заключение экспертной комиссии от 15.07.2009 N 12/2 по проекту освоения лесов на лесной участок, расположенный в Нежинском участковом лесничестве государственного учреждения "Оренбургское лесничество" в квартале 88 (8) выдела 14, 15 общей площадью 1,5 га.
Ссылаясь на неисполнение обществом "Берендей" обязанности по представлению лесных деклараций и отчетов об использовании лесов, а также несоблюдение арендатором проекта освоения лесов при благоустройстве лесного участка, министерство направило в адрес ответчика предложение о расторжении договора аренды лесного участка от 07.07.2008 N 38 с проектом соглашения о расторжении договора аренды.
Соглашение о расторжении договора аренды лесного участка от 07.07.2008 N 38 сторонами не подписано.
Из материалов дела также следует, что общество "Берендей" представляло в министерство лесные декларации по договору аренды лесного участка от 07.07.2008 N 38. Однако письмами от 14.09.2011 N 2704 и от 11.07.2012 N 1790 министерство отказало обществу "Берендей" в принятии лесных деклараций и отчетов об использовании лесов ввиду нарушения порядка их заполнения и предоставления.
Письмом от 26.07.2012 N 1972 министерство сообщило обществу "Берендей" о том, что лесные декларации, в том числе по расторгаемому договору аренды от 07.07.2008 N 38, приниматься не будут.
Актом проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области соблюдения юридическим лицом обществом "Берендей" требований природоохранного законодательства Российской Федерации от 29.10.2012 N ПН/В-255 не выявлено нарушений обязательных требований водного и земельного законодательства Российской Федерации.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязанности по представлению лесных деклараций и отчетов об использовании земель, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом.
Согласно ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Исследовав содержание договора аренды лесного участка от 07.07.2008 N 38 и установив, что содержание договора соответствует требованиям, предъявляемым к договорам аренды гл. 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации, требование о государственной регистрации договора аренды как заключенного на срок более одного года сторонами соблюдено (п. 2 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 93 Лесного кодекса Российской Федерации), суды сделали вывод о его заключенности и действительности.
Согласно п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Указанное требование Министерством соблюдено, о чем свидетельствует направление в адрес ответчика соглашения о расторжении спорного договора. Однако данное соглашение ответчиком не подписано.
В силу ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 18 договора аренды расторжение настоящего договора по решению суда по требованию одной из сторон осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в случае нарушения другой стороной условий настоящего договора.
Пунктом 9 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных ст. 46 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 450 и 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 9 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка: арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора.
Из претензии министерства от 17.07.2012 N 1867 следует, что общество "Берендей" не представляет лесные декларации, отчеты по использованию лесов по установленным формам, не соблюдает проект освоения лесов при благоустройстве лесного участка.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суды сделали вывод о том, что невыполнение арендатором проекта освоения лесов, являющееся в силу п. 2 ст. 24, п. 3 ст. 51, п. 4 ст. 61 Лесного кодекса Российской Федерации основанием для расторжения договора аренды лесного участка, материалами дела не подтверждено.
Министерством в материалы дела не представлены доказательства того, что действия ответчика привели к ухудшению состояния спорного лесного участка (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Напротив, актом проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области соблюдения обществом "Берендей" требований природоохранного законодательства Российской Федерации от 29.10.2012 N ПН/В-255 не выявлено нарушений обязательных требований водного и земельного законодательства Российской Федерации.
Отклоняя ссылки истца на нарушение ответчиком правил, сроков подачи лесных деклараций, суды указали, что данные обстоятельства не могут являться основанием для расторжения договора в одностороннем порядке в силу недоказанности истцом того факта, что названные нарушения являются существенными и влекут для министерства такой ущерб, что оно в значительной степени лишается того, на что могло рассчитывать при заключении договора (п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что иных оснований для досрочного расторжения спорного договора аренды лесного участка от 07.07.2008 N 38 не установлено, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы о злоупотреблении правом со стороны ответчика, причинении обществом "Берендей" вреда окружающей среде, наличии в действиях арендатора недобросовестности отклоняются как неподтвержденные материалами дела.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены или изменения судебных актов в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.04.2013 по делу N А47-14746/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Э.РЯБОВА
Судьи
З.Г.СЕМЕНОВА
А.А.СТОЛЯРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)