Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 21.05.2013 N 33-7398/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 мая 2013 г. N 33-7398/2013


Судья: Осипова Е.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего Пошурковой Е.В.
Судей Цыганковой В.А. и Савина В.В.
При секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 мая 2013 года гражданское дело N 2-516/2013 по апелляционной жалобе ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 февраля 2013 года по иску О.А.Г. к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ об обязании восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Пошурковой Е.В., объяснения представителя О.А.Г. - Э., С.
- судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

установила:

О.А.Г. обратился в суд с иском к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ об обязании восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма от <дата>, предоставить жилое помещение по избранному месту жительства вне очереди.
В обоснование заявленных требований указав, что <дата> поступил на службу в ряды Вооруженных Сил, <дата> был уволен досрочно в запас; <дата> Жилищной комиссией воинской части 48264 был поставлен на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, <дата> был снят с учета, а с <дата> восстановлен на учете; на момент увольнения истец проживал в служебной квартире в закрытом военном городке, <дата> был заключен договор найма служебного помещения ВК N <...>, которое было ему предоставлено для временного проживания, при этом, истец не был обеспечен жильем или единовременной выплатой ответчиком.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 февраля 2013 года суд обязал ответчика восстановить истца на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договору социального найма с датой постановки на учет - <дата> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Тем же решением суд обязал ответчика предоставить истцу жилое помещение вне очереди по избранному месту жительства.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить указанное решение как незаконное и необоснованное, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Ответчик и третьи лица - Министерство обороны РФ, Ватутинская КЭЧ района в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно требованиям ст. 113 ГПК РФ, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в судебную коллегию не представили.
В силу ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела. При таких обстоятельствах, учитывая, что поданная апелляционная жалоба является мотивированной, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 31 Инструкции предусмотрены основания снятия с учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы.
В соответствии с данной Инструкцией военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случаях: улучшения жилищных условий по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что <дата> истец поступил на службу в ряды Вооруженных Сил, <дата> был уволен досрочно в запас; <дата> решением Жилищной комиссией воинской части 48264 истец был поставлен на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, решением от <дата> был снят с учета в связи с исключением из списков части.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания неправомерным исключения истца из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, районный суд, руководствуясь п. 31 Приказа Министерства обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилым помещением в Вооруженных силах РФ", которым была утверждена Инструкция "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ", учитывая, что основания снятия военнослужащего с учета нуждающихся в получении жилых помещений как исключение из списков воинской части отсутствует, пришел к обоснованному выводу о том, что <дата> истец был неправомерно снят с очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и исключен из указанных списков.
Таким образом, учитывая указанные нормы закона в их системной взаимосвязи, фактические обстоятельства по делу, судебная коллегия соглашается с выводом районного суда о том, что истец <дата> неправомерно был исключен из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Одновременно, судебная коллегия полагает, что довод апелляционной жалобы о том, что истец был уволен с военной службы не по льготным основаниям, в связи с чем, оснований для обеспечения его жильем по избранному месту жительства, не может быть положен в основание для отмены постановленного решения ввиду того, что п. 31 Инструкции в качестве основания снятия военнослужащего с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) не предусматривает исключение из списков воинской части.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что требования истцовой стороны о признании за ним права состоять в указанном списке с <дата> подлежат удовлетворению.
Из материалов дела также усматривается, что <дата> истец заключил договор найма служебного помещения ВК N <...>, которое было ему предоставлено для временного проживания.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что истец до настоящего времени не обеспечен жильем или единовременной выплатой в нарушение действующего законодательства ввиду того, что <дата> истцом был заключен договор найма служебного помещения, по условиям которого ему передано во владение и пользование для временного проживания служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, находящееся в государственной собственности и закрепленное за Министерством обороны РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец был обеспечен постоянным жилым помещением по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку указанное служебное жилое помещение не могло предоставляться по договору социального найма, ввиду того, что оно расположено в закрытом военном городке, кроме того, <дата> оно было сдано О. Министерству обороны, истец и члены его семьи жилых помещений на праве собственности не имеют, таким образом, указанный довод апелляционной жалобы является необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Кроме того, основанием для исключение истца из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий послужило не сокрытие им информации о предоставлении жилого помещения в связи прохождением военной службы, а исключение из списков войсковой части, что является незаконным по указанным выше основаниям.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что имеются основания для восстановления истца на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с датой постановки на учет - <дата> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Одновременно, судебная коллегия полагает, что решение районного суда в части обязания ответчика предоставить истцу жилое помещение вне очереди по избранному месту жительства, подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, п. п. 4, 7, 29 и 37 Инструкции жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ), которые включаются в отдельные списки.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает обеспечение граждан жилыми помещениями в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в соответствующие списки на получение жилого помещения среди такой же категории граждан, имеющих аналогичные социальные гарантии.
При таких обстоятельствах, внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, по смыслу абз. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 12 Инструкции, установлен для военнослужащих, претендующих на обеспечение жилыми помещениями для постоянного проживания по месту военной службы, а не по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства.
Оспариваемым решением суда истец восстановлен на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с <дата>
Поэтому в случае предоставления истцу жилого помещения в избранном им после увольнении с военной службы постоянном месте жительства без учета даты постановки на его учет нуждающихся в улучшении жилищных условий будет нарушен общий принцип предоставления жилья в соответствии с существующей очередью улучшения жилищных условий (то есть военнослужащих, поставленных на учет до <дата>), установленный ЖК РФ, и, права лиц, имеющих аналогичные права и социальные гарантии, принятых на указанный учет ранее истца.
Из материалов дела усматривается, что ответчиком отказано истцу в предоставлении ему жилого помещения в связи с тем, что он не состоит в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма, вопрос повторного заселения истца может быть рассмотрен после постановки истца на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что нарушенное право истца восстановлено путем принятия решения о восстановлении его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с <дата>, после постановки на учет истец не лишен права обратиться к ответчику вновь с заявлением о предоставлении ему жилого помещения в порядке очередности постановки на соответствующий учет.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение районного суда об обязании ответчика предоставить жилое помещение вне очереди является преждевременным, не может рассматриваться в качестве восстановления нарушенного права в рамках настоящего спора, поскольку, как указывалось выше, истец после восстановления его на учете к ответчику с аналогичными требованиями не обращался.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции в части обязания ответчика предоставить истцу жилое помещение вне очереди по избранному месту жительства подлежит отмене и в удовлетворении указанных требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 февраля 2013 года в части обязания ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ предоставить О.А.Г. жилое помещение вне очереди по избранному месту жительства - отменить, вынести по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований О.А.Г. к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ об обязании предоставить жилое помещение вне очереди по избранному месту жительства - отказать.
В остальной части решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 февраля 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)