Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Гафиатуллиной Т.С., Захаровой М.В., рассмотрев 21.01.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии города Архангельска на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.08.2012 (судья Тюпина А.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 (судьи Носач Е.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А05-2394/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "ДЕЛАН", место нахождения: 163020, г. Архангельск, наб. Георгия Седова, д. 1, ОГРН 1022900528210 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 1084 кв. м, с кадастровым номером 29:22:022535:23, расположенного по адресу: г. Архангельск, ул. Беломорской Флотилии, д. 1, в размере его рыночной стоимости - 1 267 000 руб. по состоянию на 06.12.2010; а также о возложении обязанности на Кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости установленную кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости - 1 267 000 руб. с 06.12.2010 с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Город Архангельск" в лице мэрии города Архангельска (далее - Мэрия).
Решением суда первой инстанции от 17.08.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционного суда от 22.10.2012 решение от 17.08.2012 изменено: на Кадастровую палату возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости установленную кадастровую стоимость названного земельного участка в размере его рыночной стоимости - 1 267 000 руб. с момента вступлении в силу судебного акта; в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Мэрия, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, размер кадастровой стоимости спорного земельного участка не может затрагивать права и законные интересы Общества; договор аренды от 05.04.2002 N 945 прекратил свое действие 10.09.2012.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи, с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Мэрия (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 05.04.2002 N 945 аренды нежилых помещений общей площадью 1 169,7 кв. м, расположенных на первом и втором этажах отдельно стоящего двухэтажного здания - в доме N 1 по ул. Беломорской флотилии в г. Архангельске, для размещения общественных бань с сопутствующими услугами, для производства питьевой воды, под кафе, а также под реконструкцию указанного здания.
Помещения, указанные в договоре аренды, приняты Обществом по акту от 01.01.2002.
Здание, в котором расположены арендуемые Обществом помещения, расположено на земельном участке с кадастровым номером 29:22:022535:23.
Сведения об указанном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 06.12.2010.
Собственником земельного участка является Муниципальное образование "Город Архангельск".
Постановлением Правительства Архангельской области от 15.12.2009 N 188-пп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Архангельской области по состоянию на 01.01.2007" утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Архангельской области по состоянию на 01.01.2007 и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Архангельской области по состоянию на 01.01.2007.
По сведениям государственного кадастрового учета, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:022535:23 составляет 4 679 378 руб. 68 коп.
Общество заказало проведения оценки рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:022535:23 в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно отчету от 23.07.2012 N 151/1-12рс, составленному обществом с ограниченной ответственностью "Проф-оценка" (далее - ООО "Проф-оценка"), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:022535:23 составила 1 267 000 руб. на дату оценки - 06.12.2010.
Считая, что несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости влечет нарушение прав истца, в частности при уплате арендной платы за пользование арендованными помещениями, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования и установил рыночную стоимость названного земельного участка в размере, указанном в иске, обязал Кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости сведения об установленной судом рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 06.12.2010.
Суд апелляционной инстанции установил рыночную стоимость названного земельного участка в размере, указанном в иске, обязал Кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости сведения об установленной судом рыночной стоимости земельных участков с момента вступления в законную силу решения суда, изменив решение суда в указанной части.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 654 Гражданского кодекса Российской Федерации установленная в договоре аренды здания или сооружения плата за пользование зданием или сооружением включает плату за пользование земельным участком, на котором оно расположено, или передаваемой вместе с ним соответствующей частью участка, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно условиям договора аренды от 05.04.2002 N 945 (пункт 3.1) арендная плата состоит из платы за помещения и платы за земельный участок, необходимый для эксплуатации нежилых помещений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 указанной статьи).
По смыслу данной нормы плата за пользование названными землями должна определяться с учетом действующих в период пользования нормативных актов указанных органов.
Разделом II Методики определения размера арендной платы за пользование нежилыми помещениями, принадлежащими на праве собственности муниципальному образованию "Город Архангельск", утвержденной решением Архангельского городского Совета депутатов от 30.10.2001 N 117, предусмотрено, что годовой размер арендной платы за нежилое помещение определяется по формуле, включающей плату за пользование земельным участком, необходимым для эксплуатации нежилого помещения.
В соответствии с Положением об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Архангельск", утвержденным решением Архангельского городского Совета от 21.11.2007 N 559, размер арендной платы при использовании земельного участка на праве аренды рассчитывается по формуле, включающей удельный показатель кадастровой стоимости (кадастровую стоимость 1 квадратного метра земельного участка в зависимости от вида разрешенного использования).
При таких обстоятельствах, довод Мэрии о том, что размер кадастровой стоимости спорного земельного участка не может затрагивать права и законные интересы арендатора помещений, находящегося на этом земельном участке здания, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно отчету от 23.07.2012 N 151/1-12рс, составленному ООО "Проф-оценка", рыночная стоимость земельного участка составила 1 267 000 руб. на дату оценки - 06.12.2010.
Кадастровая палата и Мэрия данный отчет не оспорили, не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, не просили суд назначить экспертизу.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права, а также руководствуясь правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, суды обеих инстанций удовлетворили требования Общества.
Довод подателя жалобы о том, что договора аренды от 05.04.2002 N 945 прекратил свое действие 10.09.2012, не подтвержден документально.
С учетом изложенного оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы Мэрии не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 по делу N А05-2394/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии города Архангельска - без удовлетворения.
Председательствующий
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ
Судьи
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
М.В.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 21.01.2013 ПО ДЕЛУ N А05-2394/2012
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2013 г. по делу N А05-2394/2012
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Гафиатуллиной Т.С., Захаровой М.В., рассмотрев 21.01.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии города Архангельска на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.08.2012 (судья Тюпина А.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 (судьи Носач Е.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А05-2394/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "ДЕЛАН", место нахождения: 163020, г. Архангельск, наб. Георгия Седова, д. 1, ОГРН 1022900528210 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 1084 кв. м, с кадастровым номером 29:22:022535:23, расположенного по адресу: г. Архангельск, ул. Беломорской Флотилии, д. 1, в размере его рыночной стоимости - 1 267 000 руб. по состоянию на 06.12.2010; а также о возложении обязанности на Кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости установленную кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости - 1 267 000 руб. с 06.12.2010 с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Город Архангельск" в лице мэрии города Архангельска (далее - Мэрия).
Решением суда первой инстанции от 17.08.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционного суда от 22.10.2012 решение от 17.08.2012 изменено: на Кадастровую палату возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости установленную кадастровую стоимость названного земельного участка в размере его рыночной стоимости - 1 267 000 руб. с момента вступлении в силу судебного акта; в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Мэрия, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, размер кадастровой стоимости спорного земельного участка не может затрагивать права и законные интересы Общества; договор аренды от 05.04.2002 N 945 прекратил свое действие 10.09.2012.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи, с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Мэрия (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 05.04.2002 N 945 аренды нежилых помещений общей площадью 1 169,7 кв. м, расположенных на первом и втором этажах отдельно стоящего двухэтажного здания - в доме N 1 по ул. Беломорской флотилии в г. Архангельске, для размещения общественных бань с сопутствующими услугами, для производства питьевой воды, под кафе, а также под реконструкцию указанного здания.
Помещения, указанные в договоре аренды, приняты Обществом по акту от 01.01.2002.
Здание, в котором расположены арендуемые Обществом помещения, расположено на земельном участке с кадастровым номером 29:22:022535:23.
Сведения об указанном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 06.12.2010.
Собственником земельного участка является Муниципальное образование "Город Архангельск".
Постановлением Правительства Архангельской области от 15.12.2009 N 188-пп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Архангельской области по состоянию на 01.01.2007" утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Архангельской области по состоянию на 01.01.2007 и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Архангельской области по состоянию на 01.01.2007.
По сведениям государственного кадастрового учета, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:022535:23 составляет 4 679 378 руб. 68 коп.
Общество заказало проведения оценки рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:022535:23 в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно отчету от 23.07.2012 N 151/1-12рс, составленному обществом с ограниченной ответственностью "Проф-оценка" (далее - ООО "Проф-оценка"), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:022535:23 составила 1 267 000 руб. на дату оценки - 06.12.2010.
Считая, что несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости влечет нарушение прав истца, в частности при уплате арендной платы за пользование арендованными помещениями, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования и установил рыночную стоимость названного земельного участка в размере, указанном в иске, обязал Кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости сведения об установленной судом рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 06.12.2010.
Суд апелляционной инстанции установил рыночную стоимость названного земельного участка в размере, указанном в иске, обязал Кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости сведения об установленной судом рыночной стоимости земельных участков с момента вступления в законную силу решения суда, изменив решение суда в указанной части.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 654 Гражданского кодекса Российской Федерации установленная в договоре аренды здания или сооружения плата за пользование зданием или сооружением включает плату за пользование земельным участком, на котором оно расположено, или передаваемой вместе с ним соответствующей частью участка, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно условиям договора аренды от 05.04.2002 N 945 (пункт 3.1) арендная плата состоит из платы за помещения и платы за земельный участок, необходимый для эксплуатации нежилых помещений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 указанной статьи).
По смыслу данной нормы плата за пользование названными землями должна определяться с учетом действующих в период пользования нормативных актов указанных органов.
Разделом II Методики определения размера арендной платы за пользование нежилыми помещениями, принадлежащими на праве собственности муниципальному образованию "Город Архангельск", утвержденной решением Архангельского городского Совета депутатов от 30.10.2001 N 117, предусмотрено, что годовой размер арендной платы за нежилое помещение определяется по формуле, включающей плату за пользование земельным участком, необходимым для эксплуатации нежилого помещения.
В соответствии с Положением об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Архангельск", утвержденным решением Архангельского городского Совета от 21.11.2007 N 559, размер арендной платы при использовании земельного участка на праве аренды рассчитывается по формуле, включающей удельный показатель кадастровой стоимости (кадастровую стоимость 1 квадратного метра земельного участка в зависимости от вида разрешенного использования).
При таких обстоятельствах, довод Мэрии о том, что размер кадастровой стоимости спорного земельного участка не может затрагивать права и законные интересы арендатора помещений, находящегося на этом земельном участке здания, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно отчету от 23.07.2012 N 151/1-12рс, составленному ООО "Проф-оценка", рыночная стоимость земельного участка составила 1 267 000 руб. на дату оценки - 06.12.2010.
Кадастровая палата и Мэрия данный отчет не оспорили, не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, не просили суд назначить экспертизу.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права, а также руководствуясь правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, суды обеих инстанций удовлетворили требования Общества.
Довод подателя жалобы о том, что договора аренды от 05.04.2002 N 945 прекратил свое действие 10.09.2012, не подтвержден документально.
С учетом изложенного оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы Мэрии не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 по делу N А05-2394/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии города Архангельска - без удовлетворения.
Председательствующий
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ
Судьи
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
М.В.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)